ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Продолжение темы: роль психолингвистики в детской психотерапии

Моя жизнь связана с многолетней практикой работы с детьми, в качестве педиатра, иммунолога, детского и подросткового психотерапевта, врача восстановительного лечения, гомеопата. Большой опыт позволяет судить о наблюдаемой реальности. Детская психотерапия в государственной сети, поликлиниках и больницах Москвы представлена недостаточно. Один-два, даже пять детских и подростковых психотерапевтов в поликлиниках такого мегаполиса, как Москва — это крайне мало. Большинство подростков и детей уже с 5 лет нуждаются в психопрофилактической и терапевтической помощи. По наблюдению детей мною сделан ряд выводов:

  1. в международной статистической классификации органических, психических заболеваний и психоэмоциональных расстройств — широкий перечень рубрик, симптомов, синдромов, признаков (в сумме 242 названия), которые трудно дифференцировать, представляя иерархию целого явления;
  2. врач часто наблюдает сложную диагностическую мозаику из органических, врожденных, конституционально обусловленных, приобретенных психологических и личностных характеристик, воспитуемых особенностей коммуникации и социального реагирования;
    3) уже в детстве наблюдается дефицитарное или невротическое формирование личности (психоэмоциональные блоки с мозаикой проявлений или воспитание внутреннего конфликта, со смысловыми и психогенными причинами);
  3. Можно перечислять особенности нарушения эмоций и поведения, познавательной сферы, обусловленные минимальной мозговой дисфункцией (ММД), психосоматическими болезнями, реакцией на стрессы, ошибками (дефектами) воспитания, семейным и социальным неблагополучием.
  4. Чаще у детей наблюдается сочетанное нарушение, полисиндромы с богатейшей симптоматикой: рассеянность внимания, двигательная расторможенность, эмоциональная нестабильность, повышенная чувствительность, нарушение процесса засыпания, страхи и запинание в речи, неуверенность вперемешку со вспышками раздражения, плаксивость и постоянные вздохи, непроизвольные тики, рассеянное внимание, нарушение дыхательного автоматизма, элективный мутизм как следствие стресса (пожар в квартире).
  5. Чаще детский психотерапевт работает с семьей ребенка. Изучается психологическое положение в семье, жизненный сценарий, проводится анализ отрицательно действующих факторов, неприятие адаптивной программы ребенка ввиду непонимания или пренебрежения к ней.
  6. Целесообразно индивидуальное обследование здоровья ребенка. Изучается душевная организация, ментальный и эмоциональный интеллект, симптомы развития эмоционально-волевой сферы, вегетативный статус (синдромы гипер — и гиподинамии). При психологическом обследовании внимание обращается на личностные установки, эмоциональные блоки, характер фрустрации, механизмы психологической защиты, способы патологической компенсации,
  7. В работе с детьми обязательно клиническое обследование, так как грани между психическим и физическим непрозрачны. Интегральный показатель здоровья, например, психофизиологический паттерн дыхания. Слишком часто наблюдаются: потеря автоматизма, затрудненное дыхание, невозможность глубокого дыхательного акта; синдром пустого дыхания, с ощущением нехватки воздуха; непроизвольные вздохи, покашливание, зевота. Это проявления гипервентиляционного синдрома, связанного с вегетативной дисфункцией психогенного характера. Оценивается не только жесткость, мягкость, частота дыхания, но и индивидуальное качество и мелодия его.
  8. При наблюдении детей очень важен тест на невербальную коммуникацию. Осанка, жест, пластика, мимика, выражение глаз рисуют психологический портрет ребенка. Обращаем внимание на голос, оцениваем его нюансы: силу, теплоту, окраску, обертоны, спокойствие. Замечаем особенности речи: мягкость, энергетическую силу, звучность, модуляции, интонации, спонтанность и легкость смеха. Хрупкость, ломкость, глухость голоса заставляют обратить внимание на качество здоровья;
  9. На практике я наблюдаю большую эффективность рисуночного тестирования. В рисунке пациент всегда правдив и открыт. Мы видим изначальность пациента, глубинные чувства, веру, надежду, любовь, видим нравственный и ритмический рисунок системы, весь театр «архетипических фигур» К. Юнга. Рисунок отражает образ, феномен и процесс и эквивалентен многоуровневому психоаналитическому исследованию. Используются традиционные модели: дом, дерево, цветок, человек, родная семья, несуществующее животное, семья зверей. Рисунки отражают символику классического психоанализа и ведущие мотивы при эмоциональном переживании (Я.Л. Обухов) Можно установить ведущий конституционально-психобиологический тип (по М.Е. Бурно). Необходимо помнить и о феноменологической основе рисуночного тестирования. Можно оценить: интеллектуальную и эмоциональную специфичность, наблюдать жизненный сценарий, значимые отношения в семье, подсознательные запреты, фиксированные эмоциональные установки, тематические специфические блоки, внутренние конфликты, специфичность фрустрирующей ситуации, значимые отношения в семье, развивающиеся тенденции, механизмы психологической защиты. Рисунок эффективен при контроле динамики состояния, полезен в оценке жизненной силы в качестве интегрального показателя. Играют роль, как символические детали, так и семантическое поле рисунка. Рисунок несёт концентрированную информацию. Проведение теста требует предварительного создания атмосферы доверия, вовлеченности, эмпатии.
  10. В оценке состояния эффективны разные психологические тесты. Использую цветовой личностный тест Люшера, тест оценки эмоциональной сферы по Л.П. Стрелковой, ориентированный на изучение нюансов состояния. Интересен тест на степень развития самосознания, проводимый путем самооценки (поставить себя на ступени лестницы).
  11. Постоянный материал для анализа даёт процессуальное наблюдение. На занятиях постепенно и последовательно раскрываются все звукообразы, воспроизводятся разные и полярные сменяющиеся состояния. Ведущий наблюдает за степенью активности, игровой включенностью, насыщенностью звукового исполнения, правильностью артикуляции, пластикой и ритмами. У него в арсенале смена звукообразов, работа с разными физиологическими системами и навыками саморегуляции.
  12. Результаты проделанной автором практической работы изложены частью в опубликованном в Интернете описании изобретения, приложенном к патенту № 2215475 от 04.01 2002г. и в книге «Искусство творческого самосознания» 2002 г. Эффективность работы оценивалась по клинической оценке динамики психического, эмоционального, физиологического состояния, неврологическому статусу, функциональным и психологическим тестам. Принималась во внимание частота заболеваемости и характер течения болезни. Заметно изменение поведения детей (уверенность, коммуникабельность) и характер отношений в семье. Хочу отметить, что дети — «благодарный материал» в работе с ними. Реально наблюдаешь результаты. Светлеет лицом, теряет застывшую, маскообразную мимику лица, охотно вступает в разговор мальчик с мутизмом. Заметно успокаивается девочка с вздохами и страхами. С приобретением навыков здоровой саморегуляции уходят тики, мышечные зажимы, дыхательные пароксизмы, крепнет голос ребенка (взятого из приюта). Интересно наблюдать за восприятием метода детьми разных национальностей (русские, армяне, азербайджанцы). Занятия, в их творческой настроенности, были одинаково интересны им (подобно сказке) и эффективны. Метод имеет мощный тренирующий потенциал: тренинг эмоциональных, энергетических, физических структур организма. Я наблюдала интересную работу по моему методу (психолингвистика плюс ушу) в детском саду развития личности ребенка в городе Сочи (работа стационарно ведется на протяжении 15 лет). Эффективность работы с детьми аутичными, с гиперреактивностью, синдромом дефицита внимания отмечают в ЦПМСС Фили. В отделении социальной реабилитации инвалидов ГУ КЦСО тонко и эффективно работала с пациентами после инфарктов и инсультов, с артрозами, астено-невротическими расстройствами С. Галустьян, используя преимущественно звукообразную дыхательную гимнастику. Используется сочетание творческой целебной психолингвистики с другими методами: психоэливацией, психокатализом, психодрамой, трансактным анализом.