ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Положения целебной творческой психолингвистики применительно к детской психотерапии.

Звуковая дыхательно-энергетическая гимнастика саморегуляции стала первым этапом в разработке метода творческой целебной психолингвистики. Она была разработана вместе с детьми, в первую очередь для детей и имеет свой рабочий алгоритм. Простой и естественной кажется мысль при обучении алфавиту осваивать одновременно другую азбучную истину: навыки свободного владения физическим телом, энергией, эмоциями, сознанием, дыхательным процессом. Почему навыки самоорганизации так важны для ребенка? Параллельно получению знаний протекает процесс лингвистического структурирования реальности.

Детство — драматичный возраст наиболее активной работы по строительству душевной организации. Ребёнок наследует адаптивные программы предков (и их комплексы) и перерабатывает их заново, апробируя в новых условиях бытия. Выполняя огромную работу различения, сопоставления, выбора, идентификации он строит собственную мотивационную программу, закрепленную на эмоционально-энергетическом и телесном уровне. Самоидентификация — это большой труд души. Дети не рождаются чистой доской, объектом для воспитания. Они продолжают эволюционный ряд предков. Это означает, что в их бессознательном сохраняется память о нерешенных их предками психоэмоциональных проблемах. Жизненные программы требуют завершения. Ребёнок перерабатывает полученную по наследству программу и адаптирует её к новым условиям. Их нелегкий труд заслуживает уважения и сочувствия. Однако, ребенок подчинен доминантам взрослых и обусловлен существующим в социуме способам восприятия мира. Обратимся к «вечным вопросам»: можно ли путем наставничества изменить жизненный сценарий, адаптивную стратегию, черты характера, способ поведения, бессознательно переданный по наследству одним из родителей? Может ли ребенок при мудром наставнике не продолжать, информационно прервать нежелательную эволюционную ветвь? Иными словами, может ли Человек с его разумом постепенно менять менталитет, национальное самосознание, опираясь на гибкий генетический потенциал каждого ребенка?

Общество часто нивелирует личность, настойчиво предлагая принятый способ восприятия мира. В мире взрослых меняется мода на способ восприятия мира: чувственный, мыслительный, абстрактный, интуитивный. В обществе существует запрос на светлую голову, на тонкое восприятие мира, на низкую, примитивную самоорганизацию, на почти сознательный уход в поле бессознательного (водка, наркотики, сексуализм). Вспомним смену социальной моды в веках. Поддерживались рыцарство, стоицизм, романтизм, аскетизм, гедонизм, соборность, товарищество, волчий индивидуализм. Не просто найти однозначную связь между сменой общественно-экономического строя и соразмерностью развития культурного процесса. Играют роль глубокие процессы национального самосознания. Ребёнок обусловлен существующим в социуме способом восприятия мира.

В человеческом обществе принята психо-энергетическая эксплуатация друг друга. Человек подчиняет себе жизненную программу другого человека, чтобы направить его генетическую энергию на службу себе. В семье особенно сильно искушение сильного эксплуатировать и подстраивать под свои интересы жизненную программу ребёнка. Формы такой эксплуатации многолики, а выдумки неисчерпаемы. Взрослый, играя роль ключевой фигуры, может авторитарно внушить ребенку свои комплексы или воспитать в нём его собственную внимательность и сосредоточенность. Лишь великодушный человек позволит младшему перспективно и опережающее развиваться рядом с ним. Ребёнку необходим ранний опыт в интерпретации и понимании отношений.

В связи с засильем абстрактной информации противоречие между логической формой познания и чувственной проникновенностью является для ребёнка неразрешимым противоречием, источником блоков и комплексов. Собственный опыт ребёнка и арсенал освоенных им эмоций ещё не велик. Как мыслят окружающие? Совпадают ли испытываемые чувства его и других людей? Идентификация является сложным процессом. Он может испытывать вину, стыд, сомнения в праве самостоятельно мыслить, чувствовать, ощущать. Работа со звукообразами предоставляет его душевной организации богатый и разнообразный строительный материал. Она даёт ему уверенность в праве по-своему воспринимать мир. Человеку присуще феноменологическое разнообразие: не просто принадлежность к психотипу, но психическая и эмоциональная специфичность в восприятии сигналов и реакции на тончайшие нюансы бытия. По мнению автора, наследуемая адаптивная программа — это способ динамического существования живого организма, имеющего избирательный способ восприятия и переработки информации, индивидуальный способ энергетического существования.

Звуки алфавита включают описание 30 разных состояний. Сосредотачивая внимание на переживании образа, состояния и атмосферы звука, мы усиливаем отчетливость восприятия и переживания этого состояния, обучаем физическому действию, как эквиваленту этого психического переживания. Мы работаем с градацией переживаний, предоставляем материал для самопознания. При помощи языковых игр мы лингвистически конструируем реальность, осваиваем программу саморегуляции, формируем базальную систему эмоциональной регуляции. Ребенок качественно осваивает тонкие сигналы и реакции окружающих. В семантическом пространстве алфавита он знакомится как с неясными ощущениями, так и с основными цельными, эмоционально завершенными состояниями. Осваивает физиологические пути и психологические приемы достижения аффективно зрелых состояний. Это — этапы формирования знаково — символической системы. Первым этапом при сотворении стабильного внутреннего образа мира нужны упорядоченные сознанием, системно организованные эмоции и энергии. Придание особой значимости углублению сознания, упорядочиванию жизненных программ в раннем онтогенезе и нацеленность на формирование информационно — эмоциональной языковой системы является особенностью метода целебной психолингвистики. Доступ к жизненным ресурсам возможен, если энергия изначально правильно структурирована, если каждое чувство, каждая эмоция поняты полно и зрело, нашли своё место в жизненной личностной программе. Человек может понять то, что он пережил, прочувствовал, ассимилировал собственной логикой, принял как часть жизненной программы. Деятельное знакомство с цельными психоэмоциональными и дыхательно-энергетическими состояниями расцениваются как необходимый минимум при построении многоуровневой базальной системы эмоциональной регуляции. И это первый модельный этап личностного строительства. При этом чувственно — энергетическому моделированию придается смысл, равный ментальному. Овладение знаковой и символической системой в качестве живого явления — важнейшее условие формирования механизма произвольной регуляции психических процессов.

Чтобы понять проблемы детей в психотерапии, нужно договориться о нескольких неоднозначных понятиях.