Нашей задачей является выявление всех аспектов лингвистического конструирования реальности. Работа со звуком, знаком, символом, образом дает терапевтические предпосылки к воздействию на эмоции, энергетику, жизненные программы, разные уровни сознания и самосознания.
Прежде описания практической методики необходимо сопоставить элементарные понятия научно-исследовательской и целебной психолингвистики (духовно-оздоровительных школ).
Почему большая наука работает со знаком, абстрактным продуктом интеллекта и знаком-символом?
Почему известные, древние и восточные, школы целительства работают со звуком, а также с дыханием, движением и энергетикой?
Знак — производное интеллекта (яньская система). Звук — рождается в сердце (иньская система). У современного человека ум с сердцем не в ладу. Элементарной единицей в научных психолингвистических исследованиях является знак. «Весь универсум пронизан знаками. Знак обнаруживается в мыслительных, биологических, химических, физических процессах». Ч. Пирс (1921г) представил классификацию знаков. Знаки он делит на индексальные (указующие знаки), иконические (построенные на ассоциации по сходству, подобию) и символические. Символический — ценностный, мотивационный знак, условный знак понятий, идей, явлений, коммуникационных моделей, интегрирующих сознание людей в единое смысловое поле культуры. Они представляют собой образы и явления, имеющее значение для многих групп людей.
Знак — средство развития интеллекта, абстрактного, рефлексивного, творческого мышления, сознания и самосознания, средство развития и передачи кодируемого опыта, трансмиттер в формировании культуры, дисциплинирующей разум. Знаки-указатели мысли, окна в мир. Знак — внешнее проявление скрытых правил, по которым живут люди.
Вторая сигнальная система, способствующая развитию сознания, сформирована на основе знаков, звуков, образов и символов. Знаки и символы, с их свернутым содержанием, закодированы на основе коллективного бессознательного. Раскрывается же их смысл индивидуальным, личностным бессознательным. В этом действии проявляется весь человек, рациональный и иррациональный. За всю историю человечество лишь однажды решило проблему соединения ментального (сознательного) и чувственного (бессознательного) аспектов отражения бытия, создав алфавит, включающий знак и звук. Знак и звук соотносятся друг к другу как мысль и чувство.
Символ фиксирует способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать в социокультурном аспекте идеальное содержание. Символ создает смысловую перспективу для объяснения и понимания, но требует от интерпретаторов работы с кодами разного уровня. Символическое — категория, охватывающая все формы культурной деятельности (Э. Кассирер, 2001г).
В символе — указатель правила единства и борьбы противоположностей. Пример: универсальный китайский символ Инь — Янь. При отсутствии полноты восприятия символы толкуются сознанием искаженно, создавая иллюзию действительности.
В структурной лингвистике Ф. Соссюра делил знаки на вербальные, коммуникационные, репрезентативные, экспрессивные. В последние десятилетия внимание стали привлекать невербальные знаки: паралингвистические (ямб, хорей в поэтике), кинетические (мимика лица), проксемитические (пространственное понятие, определяющее границы поведение человека).
Интересна философия авторов Христианской семиологии. В книге сербского Владыки Николая «Символы и сигналы»(2003г) дается ряд определений: «Истина познается через откровение. Постичь её можно через прочтение (дешифровку) подаваемых знаков. Творения суть символы, а духовная действительность есть смысл и жизнь. Символ — сигнал из тонкого мира в реальность. Сигнал — нечто мгновенное, а символ — нечто длящееся. Истинный символ должен включать в обобщении идею и чувство, плоды интеллекта и эмоциональную оценку. Семантика — это разум семиотики». На примерах материала из священных книг метафорически обсуждаются невербальные знаки. Тему знаков и смысла, значения рассматривают Никола Рот (Югославия) «Знаки и значения», Ролан Барт (Франция) «Царство знаков».
Знак может стать средством саморегуляции тогда и постольку, когда и поскольку индивид овладевает его значением. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл (А.Н. Леонтьев, Н.А. Рубинштейн, В.П. Зинченко). «Сознание — индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью и личностным смыслом» (А.Н. Леонтьев, 2005г).
Знаково-символическая система способствует развитию сознания человека, формирует его информационную сущность. Возможно оппозиционное воздействие знаково-символической системы на сознание. На её основе возможны способы магического воздействия, манипулирования сознанием, подмены истинной действительности виртуальной. Человек уходит от подлинной реальности, целостности, завершенности и находит ложные символы и образы подобия. Знак становится посредником в формировании виртуальной информационной реальности.