Психолингвистика выросла из теории речевой деятельности, области языкознания. Лингвистика — наука о языке и языковых средствах, с помощью которых человек осуществляет процесс общения. В XX веке языковеды исследовали роль человеческого фактора в языке (мышление, картина мира, языковая личность, этика). Сформировавшаяся в середине века научная психолингвистика стала изучать язык как феномен психики, его роль в общении и формировании сознания. (Ч. Осгуд, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Бернштейн, Ж. Пиаже, И.А. Бодуэн — де — Куртене, Ф. де Соссюра, Н. Хомский, В.Ф. Петренко, другие).
Психолингвистика — наука о кодировании и декодировании сообщений, о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний, о воздействии слова на человека в процессе коммуникации. Психолингвистика выясняет, как человек посредством речевого действия структурирует свою мысль, жизненную энергию и какие психические процессы имеют место, когда мы порождаем и воспринимаем речь. Она создает ракурс для исследования познавательных и информационных процессов. Психолингвистика тесно связана с детской психологией развития, когнитивной психологией и другими её областями. Самостоятельную ценность имеют социолингвистика, этнопсихолингвистика и другие направления. Понятийная база психолингвистики расширяется.
Семантика — наука о смысловом значении слов, символов и других знаков, кодирующих предметы и явления и служащих для передачи информации.
Семиотика изучает свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, отношения между знаком и означаемым.
Семиозис — процесс означивания, сопряжения объекта и мысленного представления о нем человека (Ч. Пирс, 1921). Процесс семиозиса — производство и трансформация смыслов и значений (Н.Ф. Калина, 2002г)
Психосемантика исследует генезис, развитие и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующей процесс восприятия, мышления, памяти, принятия решений. Исследованы формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия), влияние мотивации и эмоционального состояния субъекта на формирование системы значений. «Психолингвистика исследует в индивидуальном сознании образы, символы, вербальные и невербальные формы, эмоциональные состояния, мотивации, память, процессы жизнедеятельности».( В.Ф. Петренко).
Единица анализа в психолингвистике — элементарное речевое действие.
Элементарным явлением в психолингвистике являются категории сознания. Язык отражает сознание индивидуума, нации, участвует в сотворении мира психики, овладении культурой. Сознание в психолингвистике описано как многослойная уровневая система. Бессознательное — это нижележащий уровень сознания, характеризующийся меньшей расчлененностью и рефлексивностью. Наряду с понятийным, выделен глубинный семантический уровень сознания, который функционально и генетически является первичным уровнем категоризации и репрезентации мира субъекту. Поуровневая развертка глубинных составляющих и их обогащение на каждом уровне — порождают значение. «Глубинная семантика» лучше отражает те когнитивные структуры, в которые вплетены образные и оценочные компоненты, на которых разговаривают поэзия и метафора. Сознание всегда этнически обусловлено (А.А. Леонтьев, 1997)
В основе миропонимания народа лежит своя схема социальных стереотипов, когнитивных схем, предметных значений. Психолингвистами исследованы рефлексивные структуры обыденного житейского сознания, семантическая структура русских фразеологизмов, малого фольклора, эмблем, культурологические детерминанты и языковое сознание народа. Применяются методы множественных идентификаций на базе поступков, структурно-семантический метод в фольклористике (представление семантики сказки), исследование личности через основные пристрастности сознания, действия в измененных состояниях сознания. Психолингвистика занимается речевым действием и психическими процессами человека при кодировании и декодировании сообщений. Язык-система сложных кодов, который вводит обозначающую вещь в системы связей и отношений. В процессе развития индивида формируется связность сознания, «собственная логика». Внутренняя речь — сложное волевое действие саморегуляции, регулирования, планирования.
Структуралисты в психолингвистике изучают язык в самом себе, в отрыве от влияния этнокультурных, социальных, коммуникативных, когнитивных факторов. «Язык есть замкнутая на себе система, которая подчиняется лишь собственному порядку. Языковая знаковая система автономна по отношению к функции обозначения реальности и выражения смысла. Означающее не мотивировано, то есть произвольно по отношению к означаемому, с которым нет в действительности естественной связи», — пишет Ф. Соссюр (1999г) В ходе произвольного обмена и комбинации знаков интеллектуальная среда надеется преодолеть требования семантики, касающиеся реального содержания знаков. Все подлинное уходит, оставляя место имитациям, подделкам для любителей игровой модели существования. Психолингвистика ввела понятие о ложной информации и её представительных знаках — симулякрах, когда означаемое подчиняется контролю означающего. Означивание — вкладывание иного, противоположного смысла в слова и поступки другого человека. Сознание отчуждается от тела, от образов и чувственного восприятия как условий мысли. Человек не действует более как целостное телесно-духовное существо.
Современной философией психолингвистики и герменевтики активнейшим образом обсуждаются средства и возможности взаимодействия человека с окружающей его знаково-символической информационной системой, влияние её на сознание человека, на информационный, биологический, социальный организм. Человечество нуждалось в компактной форме передачи информации и создало алфавит, ставший средством коммуникации. В настоящее время человечество нуждается в защите от избытка пустой информации, бесконтрольного проникновения ложной информации и создает обучающие модели, родственные природным принципам, принципам живого. Ранее свёрнутая информация (алфавит) разворачивается в виде моделей. Предметом воздействия в психотерапии является личность. Воздействие осуществляется другой личностью, средствами ее души, через код сознания человека.
Психотерапевтическая психолингвистика — суть работа со знаково-символической системой, опосредующей воздействие на самосознание, самоорганизацию, самоидентификацию человеческой личности. Функционально она проводится в смысловом, информационно-энергетическом поле человека, на уровне глубинной семантики. Она содействует созреванию личности, изменению ценностной ориентации, развитию ноосферного мышления.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна (1957г), созревание связано с освоением знакового содержания человеческой культуры, в процессе постижения которого происходит качественное изменение свойств личности. (10)
Современная психолингвистика тесно увязывает проблему языка с психической деятельностью человека и его биологическим функционированием, а также с социально-экологическими факторами, культурным фоном, национальной ментальностью.