В «Логико-философском трактате» (Л. Витгенштейн, 1958) предложена философия объединения логического и лингвистического анализа и функционально-игровой модели языка [3]. Языковые психолингвистические игры являются школой самоосмысления, самопознания; способом восстановления инстинктов жизни, навыков самоидентификации.
Языковые игры имеют ряд правил:
«В языковых играх используются аналитические методы и совокупность приёмов, высвечивающих функциональность языка. Игры толкуются как укорененные многообразные формы жизни с множеством смысловых оттенков. Языковые игры работают как театральный спектакль, где в одно целое объединены сценическая площадка, акты, действия, роли, конкретные сцены, слова, жесты, звуки» (обзор А.Ф. Грязнова, 1996).
Модель данной, предложенной автором языковой игры, представляет собой формулу последовательности: «Знак → звук → семантический стимул → творческая игра на основе звукообразов → подлинная действительность → новый осознанный знак». Философ А.С. Панарин (2002г) пишет о том, что формула подлинно духовного творчества («знак — действительность — новый знак») противостоит механической формуле: «Знак — обозначающий — новый знак». Произвольное обозначение реальности «субъектом» по отношению к «объекту» мистифицирует, симулирует информацию. То же можно сказать о произвольной трактовке звуков в играх с именами.
Интерактивные игры — это метод глубинной психотерапии, обогащающий опытом создания душевной организации. Работа с внутренней реальностью проводится на основе углубленного внимания к себе, своим действиям и реакциям на разнообразные сигналы. Предлагается имеющая правила сюжетная игра с предложением ситуации, организацией взаимодействия и дальнейшим обсуждением атмосферы, самоощущения участников. Целевые упражнения направлены на выработку коммуникативных способностей, создание доверительного отношения к себе и миру. В их числе — игры, стимулирующие любознательность, повышение самоуважения, доверие к людям, дружелюбие, умение вступать в контакт, сочувствие, чувственное восприятие. Включено обучение полезным навыкам и психотехникам. Используются, предложенные К. Фопелем (1998), способы усиления выразительности действия, мультимедийные технологии, ролевые игры, психологические разминки, упражнения [41].
Целебная психолингвистика использует интерактивные игры. Например, такие как: