Вибрационный массаж внутренних органов тела, рук, ног, головы, носоглотки как составной элемент.
Использование ритмизированных элементов в слове, звуке, движении, дыхании.
Восстановление автоматизма экономного естественного дыхания. Воспитание ощущения гармонии своего дыхания и навыка использования его мелодии в разных ситуациях:
— естественного, форсированного, ритмического, малого;
— тонкого, плавного, незаметного;
— очищающего, вентилирующего, с сопротивлением, расслабляющего, с длительным, углубленным выдохом волной, «дыханием по кругу".
Выполнение гимнастики в виде игры: — в активном, ненапряженном действии; — в спокойной обстановке.
Эмоциональное выполнение упражнений в хорошем быстром ритме, с обязательной сменой прилагаемых звукообразов, типов дыхания, видов движения.
Наряду с звуко-пластической, дыхательно-энергетической, процессуальной гимнастикой используются:
— артикуляционная гимнастика (языка, губ, мимической мускулатуры);
— гимнастика чувств (элементы актерской гимнастики гармо нического самосовершенствования);
— элементы восточной гимнастики: цигун, йоги, ушу, ритмической, циклической, кинезиологической гимнастик;
— растяжки, танцевально-песенные и игровые элементы русских народных хороводов;
— элементы вербальной аутогенной тренировки с использованием образов, биоэнергетического тренинга, релаксационных упражнений.
Обсуждается специфика и стиль проведения языковых игр в работе с детьми. Использование на одном занятии не более 7-9-11 звуков по возрастам, обновляя и по разному группируя их. Использование 4-5 элементов озвученной цигун-гимнастики, 5-7 асан йоги за 1 занятие. Продолжительность занятия не более 20 минут для дошкольников, 30 минут для школьников.
Проработана техника занятий, сочетаемость и приемлемость упражнений для детского возраста. Первая часть занятия — разминка, создание игровой творческой атмосферы. Основная часть — работа со звукообразами, включающая ролевые игры, с изучением множества техник и навыков (дыхательных, релаксационных, творческих, художественных, сенсорных, физвокализных). Включаются соответствующие психо-физические упражнения. Заключительная часть работы — беседа с детьми и родителями.
Перед проведением занятий проводится клинико-психологическая диагностика. Она включает: знакомство с ребенком, работу с родителями, проведение функциональных проб, психологических тестов (рисуночное тестирование). Обязательной частью работы является процессуальное наблюдение и коррекция в ходе проведения занятий, применительно к процессу каждого ребенка.