Предложен способ управления дыхательным процессом на основе произносимых звуков и воображаемых звукообразов и преобразования его путем специальных упражнений по художественной, психофизической проработке звукообразов.
Среди оздоровительных навыков наиболее важным является обучение регуляции дыхания. Все известные дыхательные гимнастики основаны на немногих базовых элементах — затруднении, замедлении, задержке, сдерживании глубины и силы либо форсировании, углублении дыхания, изменении ритма дыхания и поверхностном дыхании.
В процессе обучения дыхательной гимнастике есть важный смысловой аспект — дыхание поддается регуляции, но бесперспективно освоение его пластики в качестве чисто технического навыка. Если внимание сосредоточено на сознательном усилии, то теряется естественная синхронность сопрягаемых дыханием внутренних процессов.
Обучение дыхательной гимнастике эффективнее в измененном созерцательном, спокойно-сосредоточенном, творчески углубленном состоянии сознания.
Проработан на практике опыт качественного изменения дыхания в живой атмосфере звукообразов. Освоены в процессе тренировки специфические типы звукового дыхания, созданные на основе алфавита родного языка, связанные с особенностями артикуляции. Выяснена связь эмоций, ощущений, движений с дыхательным процессом. Изучен опыт связи дыхания и звуковых вибраций, опыт медитации на дыхании.
Рабочие этапы: 1. Дыхательный процесс формируют под влиянием ментальных и эмоциональных состояний, переживаемых при воспроизведении природных и игровых звукообразов. 2. Процесс инициируется произнесением звуков алфавита родной речи. Звуки алфавита — естественный фактор для инициации и направления дыхательного процесса, без привлечения искусственных задержек и затруднений. Мы проявляем осознанное внимание к функциональным элементам речевого дыхания: деталям артикуляции и звукообразования. 3. Используются общепринятые элементы дыхательной практики и нюансы дыхательного процесса, возникающие при зарождении, формировании, проведении, качественном насыщении звуков. Мы можем войти в ритм дыхания спокойного грудного или активного удлиненного, продолженного; с варьирующим по интенсивности выдохом с сопротивлением; пассивным тонко вибрирующим долгим выдохом; мягким плавным, тонким выдохом ровной струёй; единым сильным диафрагмальным выдохом; ступенчатым форсированным вдохом и выдохом. Это может быть короткий активный вдох носом, толчкообразный выдох, малое, трепетное дыхание с ненапряженной задержкой на вдохе, тонизирующее, расслабляющее дыхание. Внимание для разных звукообразов сосредоточено на вдохе-выдохе — паузах, ритмике, силе, насыщенности дыхания; успокоении, умиротворении, сдерживании, направлении, освобождении дыхательного процесса. 4. Ритм внутреннего действия и осознанного движения (психологический жест) соотносятся с дыхательным процессом. В ответ на стимул (мыслеформу), под влиянием внутреннего чувства, мы меняем темпо-ритм, упругую силу дыхания, интенсивность, плавность, направление дыхательного потока, его глубину и протяженность, энергетическую насыщенность.
На практике освоен, осознан и типирован способ дыхания каждого звука. Особенность данной дыхательной психотехнологии состоит в техническом освоении индивидуальной мелодии и всей гаммы дыхания при посредстве сенсорной и функциональной проработки и воспроизведении звуков и звукообразов. Звуковая мозаика алфавита позволяет использовать практически все возможные формы дыхательного действия.
В предложенной автором «комплиментарной дыхательной психотехнологии» дыхание является осознанным проводником сквозного действия. Прослеживается связь дыхания, сознания, энергий. Дыхание включено в срединную систему проводников процесса: мыслеформа — атмосфера — ритм — дыхание — движение — энергетика — эмоции — образ — сознание. Постигается оно словно незаметно, на уровне подсознательного внутреннего действия, под контролем ощущения. Тип дыхания соответствует психическому состоянию, физическому действию и движению, отражая и выражая сквозное, комплиментарное действие. Внимание уделяется синхронности сопрягаемых дыханием внутренних психоэнергетических процессов.
Мелодия дыхания индивидуальна как отпечатки пальцев. Овладение дыханием является кратчайшим путем к освоению техники саморегуляции. Система дыхания функционирует как инструмент тонкой регуляции и способствует жизнеобеспечению по принципам максимальной энергетической эффективности. Мы обращаемся к разным типам дыхания, а разное дыхание влечёт за собой разные способы выработки энергии в организме. Согласно теории интенций, тип цитохимической реакции в клетке — пути окисления углеводов разной энергоемкости и тип патологической реакции организма в ответ на внешние раздражители ориентировочно связаны. Дыхательный процесс — наиболее эффективное средство, усиливающее движение энергии и распределение её по системам. Тонкое управление дыхательным процессом даёт возможность восстановления способа наиболее эффективного дыхания при адаптации.
Дыхание многолико и связано с разной степенью самосознания, самовоплощения, самовыражения. Психотренирующая основа метода во многом связана с обучением нюансам течения дыхательного процесса. При составлении живой азбуки природных психологических, эмоциональных, духовных состояний мы обращаемся к тонким дыхательным импровизациям, имеющим место в естественных условиях.
Жизненные наблюдения подтверждают опыт синергетического действия: соответствия качества дыхания и состояния сознания. Психо-физиологические особенности дыхания легко представить метафорически: дыхание веселого воробья, парящего орла, взлетающей ласточки. Возьмем другой ряд: дыхание тучи, леса, бескрайней равнины, обжигающей пустыни, дыхание времени, «старины глубокой». Легко представить сладкое дыхание спящего ребенка, сильное дыхание влюбленного, прерывистое дыхание обиженного человека, спокойное дыхание горца, устойчивое дыхание пахаря.
Тип дыхания соответствует психическому состоянию, физическому действию и движению, отражая и выражая сквозное комплиментарное действие. Дыхание — это процесс, согласующий все жизненные функции. Каждый человек имеет свой тип дыхания, что зависит от мироощущения, психического состояния, эмоциональной устойчивости, степени чистоты организма. Наблюдение качественной мелодии дыхания соотносимо с наблюдением качества пульса. Пульс может быть тонкий, быстрый, спокойный, мягкий, сильный и т.д. Естественное дыхание может быть глубоким, долгим, тонким, мягким, беззвучным, ровным, жестким, шумным, что наблюдается на практике. В естественном свободном, процессуально сопряженном дыхании содержится большой потенциал самооздоровления. Владея дыханием, мы владеем всем богатством мира: оживляем мозг, психику, активируем тело.
В методике органично используются озвученные автором упражнения цигун-гимнастики, техники пранаямы йоги, техники энергетического дыхания суфиев. Данная методика является экологически чистой, развивающий потенциал личности.
Автор метода Семенова Алла Ивановна.