В звуковой гимнастике используются артикуляционные упражнения. Известны центральные (кора, подкорка, ствол, нервные проводные пути) и периферические органы речи. Речевой аппарат имеет функциональные отделы: энергетический (дыхательный); генераторный, голосо-образующий (с заинтересованностью гортани и голосовых связок); резонаторный, звукообразующий (заинтересованы глотка, полость рта и носа). С подкорковыми образованиями связаны ритм, темп, выразительность речи. С полостью рта связаны отчётливость, сила, окраска, громкость звука. Полость носа определяет звонкость, полётность, обертоны звука. Шумовой вибратор — это щели между губами, языком, нёбом, альвеолами. Тоновой вибратор колеблет голосовые связки (М.В. Фомичева, 1981г). Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь и позволяют выражать чувства. Интонация имеет элементы: ритм, мелодику (понижение, повышение тона), темп (скорость), тембр, логическое ударение. Формирование качества звука, его окраска и энергетическое насыщение функционально связаны с дыхательным процессом, дыхательными мышцами, диафрагмой. А.И. Поповым разработан метод физвокализа, который очень интересен автору и применяется как одна из методик на проводимых им занятиях. Физвокализ — Методика, включающая способ гармонизации звукообразующего комплекса человека и упражнения с использованием голоса, сочетающиеся с определёнными действиями в горле, воздействие на голос тренировкой мышц конкретной части тела, с оптимизацией межмышечной координации. В процессе физвокализа прослеживается явная связь звукообразования с конкретными частями тела человека.
В звуковой дыхательно-энергетической гимнастике саморегуляции (З.Д.Э.Г.С.) способ образования и произнесения звука (артикуляция) является одним из инициаторов цельного действия при формировании образа. Пример работы со звукообразом «С». Нам известно, что в артикуляции звук «С» — щелевой и при произношении этого звука язык приближен к губам, что создает сопротивление потоку выдыхаемого воздуха (длительный выдох с сопротивлением). При воспроизведении звук «С» требует определённого усилия со стороны мускулатуры дыхательных органов, являясь сильным диафрагмальным звуком. Однако воспроизведение его и работа диафрагмы облегчаются, если мы введём в качестве пособия действию звука одновременное мягкое, вкрадчивое, бережное движение вперёд с вытянутой, совершающей гибкие волнообразные движения, рукой. Лучше использовать движение «китайский шаг»: действие предварительно зарождается и импульс как бы передается из одной ноги в другую. Ощущение состояния — затаённости, природной устойчивости (вода вечна). Психоэмоциональное восприятие звука — волевого, зрелого действия (символизируемого зеленым цветом). Особенности артикуляции и дыхания связаны с раскрытием образа звука, эмоциональным вовлечением в действие, генерацией состояния тонизирующей релаксации. Этот принцип инициации и соответствия касается всех звуков. Важный этап работы — изучение типа и способа звукообразования и дыхания при произнесении каждого звука, преобразованного в звукообраз.
В таблице 1 представлено восприятие звуков.
Таблица 1
Цветовое и эмоциональное восприятие звуков алфавита
Звук |
Цветовое восприятие |
Эмоциональное восприятие |
А |
Красный, цвет спелой малины |
Радость, наслаждение, активность, достижение успеха, целенаправленность |
Б |
Жёлтый, цвет полуденного солнца |
Оптимизм, раскованность, боевитость |
В |
Серо-голубой |
Спокойствие, безмятежность |
Г |
Жёлто-зеленый |
Жизненный тонус, упорство, устремление |
Д |
Коричневый |
Ритм задаёт здоровье |
Е |
Оливковый |
Прислушивание |
Ж |
Чёрно-коричневый, иссиня-чёрный |
Напряженное приятие ситуации |
З |
Золотистый |
Цвет надежды, лёгкость восприятия |
И |
Синий |
Сензитивность, эмоциональная чувствительность, вовлеченность |
К |
Сиреневый |
Спокойствие и созерцание |
Л |
Оранжевый, солнечный |
Жизненная сила |
М |
Белый |
Все цвета радуги (полнота чувств). |
Н |
Болотный |
Пассивная оборонительность, очищение, неопределённость |
О |
Небесный |
Душевная глубина, спокойствие |
П |
Бежевый |
Подготовка к действию |
Р |
Дымчатый |
Отстранённость |
С |
Зелёный, изумрудный, малахитовый |
Затаённость, зрелость, собранность |
Т |
Телесный |
Интимность |
У |
Густо — зелёный |
Воля к жизни, упорство, призыв, просьба о помощи |
Ф |
Цвет языков пламени |
Автономность, импульсивность |
Х |
Серебристый, переливчатый |
Потребность в успокоении, отдыхе |
Ц |
Насыщенный лимонный |
Глубокое созерцание, умиление |
Ч |
Хаки |
Отстаивание собственных позиций |
Ш |
Цвет моря |
Потребность в понимании, затаенность, удержание позиции |
Щ |
Фиолетовый |
Фантазийность, оригинальность |
Ы |
Чёрный |
Напряжённое усилие |
Э |
Рыжий, цвет кленового листа |
Активность во взаимодействии |
Ю |
Палевый |
Лёгкость в общении |
Я |
Розовый |
Самососредоточение |
Описание сущности действия и движения звукообразов
Внутренне воспроизводимое действие и движение сопряжено. Рассмотрим действия и движения звукообразов, характерные для звукообразов. В таблице 2 приведено описание действий и движений, характерных для звукообразов.
Таблица 2.
Действия и движения, характерные для звукообразов
Звук |
Действия |
Движения |
А |
Распахнутые, обнимающие мир |
Пластичные, округлые, широкие, экспрессивные |
Б |
Собранности, компактности |
Синхронные, неспешные, волевые |
В |
Рассеивающие, приводящие стихии в движение. |
Широкие, размашистые, плавные, ненапряженные |
Г |
Устремляющиеся, обжигающее, намеренное |
Олицетворяющее его движение — быстрое, проворное, мягкое, энергоемкое |
Д |
Упорядочивающее, определяющее |
Ритмично-организованные |
Е |
Рассеянности в момент отдыха |
Воздушные, мягкие, сглаженные, ленивые |
Ё |
Закрытости |
Закрытости |
Ж |
Внутреннее действие неприятия, напрягающего ожидания, риска |
Компактные, с концентрацией, чередованием напряжения и расслабления |
З |
Созерцательности, успокоения ума |
Волнообразные, плавные, гибкие |
И |
Вовлеченности, имитации, наблюдения со стороны, неоднозначности восприятия |
Синхронные, раскачивающиеся |
К |
Размыкающее, отграничивающее |
Быстрые, объемные, отрывистые, бесшумные. |
Л |
Зовущие, вовлекающие |
Активные, волнующиеся, с тонизацией |
М |
Саморастворения |
Внутренние, сопровождающиеся самопроизвольной тонической вибрацией. |
Н |
Недоступности сокровенного смысла, пассивной обороны |
Скупые: общая релаксация и парциальное напряжение |
О |
Целеустремленные, влекущие |
Плавно-параллельные, гибкие, глубокие, свободные |
П |
Сосредоточенности, преподготовки |
Короткие, нарастающие, вскипающие, собранные, активные |
Р |
Внутренней отстраненности, сдержанности |
Энергичные, активные, однотипные, крутящиеся, катящиеся |
С |
Затаенности, успокоения, всматривания |
Скользящие, волнообразные, гибкие, мобилизующие |
Т |
Телесной функциональности, внутренней ритмичности |
Синхронизирующие, с постепенной сменой мышечного тонуса и ритма |
У |
Призывающие, вовлекающие, обращающие |
Тонического оцепенения, с синхронностью внутреннего и внешнего импульса |
Ф |
Проявлена автономия самовыражения |
Импровизированные, импульсивные, колеблющиеся, пассивно-активные |
Х |
Глубокой распахнутости, открытости |
Тонические, подвижные, открытые, размашистые |
Ц |
Собирающие, прикрывающие, умиротворяющие, |
Лёгкости, подскакивания |
Ч |
Имитация привычного, стереотипного действия |
Подпрыгивающие, вкрадчивые |
Ш |
Захватывающие, поглощающие, мобилизующие |
Спокойные, убаюкивающие, сопрягающие, вовлекающие, волнообразные |
Э |
Спокойно отражающие |
Медленно нарастающего напряжения |
Ю |
Скользящего внимания |
Внутренние — типа «пульсар-статуя» |
Я |
Замыкающие |
Ласкающие |
Сопоставление методов структурного анализа
А — Классический трансактный анализ(Э. Берн, ВВ Макаров)
Б — Психолингвистический метод творческого самосознания на основе звукообразов
А)1. Анализ фиксированных экзистенциальных позиций и эмоциональных установок, базового представления человека о себе и окружающем мире. 2. Структурный анализ составных частей личности и их взаимодействие, осознаваемое и неосознаваемое. 3. Изучение вариантов меж — и внутриличностного взаимодействия с анализом психологических игр. 4. Осознание человеком его жизненного сценария, освобождение от обусловленностей, принятие ответственности за свою жизнь, переструктурирование сценария.(В.В. Макаров, 2000г)
Б) 1.Невербальный метод анализа и проработки эмоциональных состояний как экзистенциальных, природных данностей человека, возможный в связи с универсальным характером психологического содержания звуков алфавита и звукообразов. 2.Структурный анализ личности и психо — эмоциональных состояний, соотнесенный с изучением зрелости, структуры уровней и механизмов базальной системы эмоциональной регуляции. 3.Творческое самосознание личности, формирование и переструктурирование жизненной адаптивной программы; коррекция комплексов и дефицитарностей, освоение культурно — оздоровительных психотехнических навыков.