ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Экологическая философия психолингвистической психотерапии

Сильным смысловым аспектом психолингвистики является её философский компонент. Психолингвистика тяготеет к междисциплинарности. Современные проблемы человека мы обсуждаем с позиции экологии человека, биосемиотики, психосемиотики, психосемантики, психогерменевтики, культурологии, психоэкологии, психоиммуно-генетики, квантовой, кибернетической психологии и прочего — с одной стороны. В них соединены эволюционные теории и идеи системного подхода. С другой стороны — для понимания принципов личностной самоорганизации, саморегуляции, техник психокоррекции привлекается знание известных психотерапевтических школ и направлений: аналитического, психодинамического, гуманистического, трансактного, клинического, телесно-ориентированного, психосимволического глубинного психоанализа, дыхательных психотехнологий, нейролингвистического программирования (НЛП), гештальт-терапии, фольклорной арттерапии и др. Сопоставляются коррекционные методы психотерапии и целебные методы оккультизма и Восточной медицины.

Сложность представления психолингвистического метода в психотерапии связана в первую очередь с необычной специфичностью терминологии, понятий, структурой решаемых проблем. Индивидуально-психологическое языкознание сложилось в конце XX века. Ассоцианистское направление проанализировало человеческую коммуникацию с позиций лингвистики и информатики, изучая стимулы, реакции, механизм ассоциации. Сторонников трансформационистского направления интересует проблема овладения человеком языка с учётом сложного комплекса взаимодействующих социальных и биологических факторов. Мы живём в век быстро меняющегося времени и сознания. Человек прошёл путь от желания общаться, объединяться, приобрести информационную компетентность до позыва разъединения, разделения, отчуждения. Коэволюция человека и биосферы нарушена. Спокойный дарвиновский период эволюции сменился изменением в виде катастрофических скачков с непредсказуемыми последствиями» (Н.Н. Моисеев, 1994г). Человечество не создало инструмента, чтобы вписаться в природу, но делало всё, чтобы подняться над нею, победить её. Цивилизационный кризис связан с непониманием человеком своей природы.

Человек — это саморегулируемая, саморазвивающаяся, самоуглубляемая система. Слабым местом в его представлении о себе является дуализм существования. Подлинное равновесие может быть достигнуто только при развитом, структурированном сознании, при гармоничном взаимодействии всех его уровней. Человек с неразвитым сознанием ощущает свою двойственность болезненно, считает свой изначальный проект неудачным. На бессознательном уровне он не принимает первичных данностей своего существования. Путь к болезням начинается, когда человек теряет ощущение подобия себе подлинному и нарушения в сознании и мышлении отрабатывает на уровне тела. При врожденном и недостаточном прижизненном структурировании психической энергии появляется динамическое искажение в поле сознания. Центральная информационная система даёт сигнал о дисгармонии. Развивается невротическая тревога, апокалипсическое, мессианское самосознание. Симптомы апокалипсического невроза: затяжная и хроническая безрадостность, тоска, скука, потеря способности любить, спокойной уверенности в праве рассуждать, гнетущее ощущение несовершенства и безысходности, скованное мышление, энергетическая неэффективность жизнеобеспечения. Главный природный конфликт — между духом человека и Логосом, одухотворяющим началом, осознание хаоса в социуме и сознании как Вселенского хаоса. По степени распространённости страх жить в контакте со своим бессознательным — воистину универсален. Человек боится своего сознания, голоса Господа наедине с собой. Он готов отказаться от дара сознания — главного свойства, создавшего его природу. Апокалипсический невроз имеет вкрадчиво ползучую форму и подбирается к интимным механизмам человеческого существа. Экзистенциальный невроз является этапом на пути развития невроза апокалипсического, когда развивается конфликт с первичной природой человека — страх осознать полноту Бытия. Болезни сознания — катастрофический, ядерный недуг человечества. Энергетическая неэффективность вследствие дезинтеграции разных сфер сознания ощущается как состояние дефицитарности, обойдённости, неполноты, незаконченности. Противоборствуют истина и ложь, чужеродность и сопричастность, механистическое и живое. И. Ялом ( 2000г)пишет о смысле как об ощущении целостности, связности, порядка.

Вернёмся к природе саморегуляции и экологическим основам человека. Необычайными темпами идёт объединение научных дисциплин. Синергетика пытается раскрыть единые принципы самоорганизации в живых и неживых системах. Кибернетику интересует универсальность процессов управления. Исследуются общие принципы управления и способы их использования в технике и биологии (психологическая, биологическая кибернетика). «Самоорганизующиеся системы — те, которые способны при изменении внешних и внутренних условий функционирования и развития сохранить или совершенствовать свою организацию с учётом прошлого опыта, сигналы о котором поступают по каналам обратной связи» (В.М. Глушков, 2010г).

Разработаны три взгляда на информацию:

  1. информация как степень упорядоченности системы, внутренне ей присущая; количество информации в системе есть мера организованности системы;
  2. информация как форма мышления;
  3. информация как мера распределения материи и энергии, мера разнообразия (обзор В.Е. Оленевой, 2006 г.)

Кибернетика предложила теорию распознавания образов и теорию игр для самообучающихся и самоорганизующихся систем. Квантовая психология ввела понятие о параллельных эвветовских мирах или реальностях, создаваемых самим наблюдателем. Все мы видим часть истины и от упорядоченности нашего сознания и владения информацией зависит степень погружения в тайну природных явлений (С.Х. Волински, 1997г). Информация — пронизывающая все сеть в глобальном мире. Реально важно умение работать с ней: воспринимать, понимать, различать, находить ассоциативные связи, перекодировать, передавать. Знание смысла знаков есть жизненная необходимость для увеличения зоркости, понимания смысла правил. «Точность и скорость восприятия сигналов должна увеличиваться при увеличении скорости развития цивилизации» (С. Дарстотов, 2007г). Образование без развития культуры восприятия действительности равнозначно соединению воли и действия без участия сердца и чувства. Человек теряет жизненные ориентиры. Сознание отчуждается от тела, от образов и чувственного восприятия как условий мысли.

Вопросы о возможности подмены актуальной действительности в сознании людей мнимой виртуальной реальностью, организуемой ложной знаковой системой, тревожат исследователей разных специальностей. Знаково-символическая система способствует развитию сознания, формирует его информационную сущность. Но возможно её оппозиционное влияние: манипулирование сознанием, способы магического воздействия, подмена истинной действительности виртуальной. В связи с этим Ж. Бордийяр (1996 г) высказал свою точку зрения: «Если знание, выраженное в языке, творит реальность, то захват, перестройка символического универсума ведёт к потере идентичности человека, потере подлинности бытия, замене реальности знаками. Происходит глобальная симуляция, семиотизация мира». Философ В.А. Кутырев (2001г) пишет о «имеющем место «лингво-семиотико-структурном, информационном повороте, информационной лингвистической революции».

Появилась необходимость защиты человека от ложных символов, от массового несанкционированного воздействия информации на него вне нравственной цензуры, исключающей волевой контроль, проникающей беспрепятственно в подсознание, подобно неуловимой сущности. Человек, в процессе социо-культурного развития построивший для себя специфическую информационную реальность (знаково-символическую среду), должен развить способность понимать её всесторонне, научиться взаимодействовать в её атмосфере. В ином случае знаково-символическая среда нарушает внутреннее экологическое пространство человека. Предложено поставить в центр изучения психолингвистики человека, репрезентирующего содержание своего сознания в знаково-символической системе (В.Ф. Петренко, 1989 г). На основе теории психолингвистики развивается этнолингвистическое, когнитивное, маркетинговое направление. В психолингвистике развиваются этнолингвистическое, когнитивное, маркетинговое направления. И несколько задержалось, на мой взгляд психопрофилактическое (экологически ориентированное) целебное, творческое, наставническое направление. На психолингвистическом базисе человек может изучать свою подлинную природу, поскольку в построении языка и речи задействованы все сферы сознания и все системы жизнедеятельности человека.

Психолингвистикой принята онтологическая, герменевтическая философия. Герменевтика из науки о толковании старых текстов становится наукой о создании, понимании, постижении знаково-символических систем. Она осваивает искусство интерпретации, моделирования явлений, построения диалога через призму естественного языка и используется при построении моделей постижения глубинного смысла явлений общественной жизни.

Наверное, самой укорененной в подсознании всего человечества является философское сакральное, метафизическое понятие о Логосе. Логос — это смысловой план строения мира. Логос — слово и смысл, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания, закон бытия. В свете Логоса мир — единое целое, гармония внутри всеединства, где всё имеет свойство перетекать из одного в другое. Вещи и субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остается ритм взаимного перехода и законосообразного взаимоотношения. Поэтому, на основе учений Гераклита, Лао-цзы, Дао при всем динамизме, катастрофизме мир остается стабильным и гармоничным. В христианстве Логос — слово жизни Бога незримого. П.А. Флоренский трактует Логос как эманации умопостигаемого мира, регулирующего и формирующего чувственный мир.

Сознание человека, обеспеченное его культурой, его символикой, отстаёт от реалий, построенных технической цивилизацией. При этом степень упорядоченности в душе и теле человека не может противостоять выстроенной хаотичности социального мира. Психолингвистика дает выход на онтологию, на истинную действительность и нуждается в представлении новой естественнонаучной картины мира. Борьба за код сознания человека — это, вместе с тем, борьба за доступ к энергетическим ресурсам. Человеку нечего противопоставить негативному влиянию мира, кроме своих генетических данностей, своей укорененности в природе.