ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Звукообразы. Знаки. Звуки. Символы.

Современные формы работы с сознанием и реальностью человека на основе психолингвистического, семиотического и семантического анализа имеют древние аналоги. В недрах оккультной, герменевтической, антропософской, восточной, славянской народной философии рождались практические духовно — оздоровительные школы. Они не были проинспектированы с точки зрения современной науки, но сутью их было взаимодействие с живой, экологической системой. В целебных целях в них широко использовалась работа не только со знаками-символами, но и с живыми звуками, голосом, дыханием, энергетикой, осознанным действием и движением. Мы наблюдаем это в школе суфиев, йогов, народном фольклоре (Хазрат Инайят Хан) [31].

Наше внимание привлекает соотношение знаков (символа интеллекта) и звуков (символа сердца, души). Известный китайский философ Конфуций сказал, что «Знаки и символы управляют миром, а не слово и закон». «Знак — средство развития интеллекта, абстрактного, рефлексивного, творческого мышления, сознания и самосознания, средство развития и передачи кодируемого опыта, трансмиттер в формировании культуры, дисциплинирующей разум» [10]. По Ч. Пирсу, знаки делят на иконические (на ассоциации по сходству и подобию), индексальные (указующие) и символические [25]. Символический знак — ценностный, мотивационный, условный знак понятий, идей, явлений, коммуникационных моделей, интегрирующих сознание людей в единое смысловое поле культуры» (Э. Кассирер)[10].

Представим расширенное представление о звуках алфавита. Наука дала определение о вербальных и невербальных коммуникативных знаках и признала смысловую содержательность звуков. Морозов В.П. описал полисенсорную природу невербальной информации, акусти-ческие средства и психофизиологические механизмы восприятия ее и декодирования мозговыми структурами. Слово раскрывает 7% смысла, звуки и интонации несут 38% значения, позы и жесты-55%.[17].

Психолингвисы (Ч. Осгуд, Ю. Орлов, А.П. Журавлев) проводили эксперименты типирования звуков по категориям, расположив звуки алфавита на признаковых шкалах и распределив на группы оценки, силы, подвижности, на основании эмоционального восприятия их испытуемыми. Они пришли к выводу, что заданные субъективные оценочные критерии не могут описать разнообразие психологических свойств звуков (А.П. Журавлев) [7]

Автором проработана структурно-функциональная основа звуков, с качественной оценкой смысловой, психической и физической характеристик. Звук — основная элементарная единица в целебной творческой психолингвистике. В пространстве метода звуки алфавита русского языка изучены нами в эквиваленте живого действия и классифицированы (типированы) по инициации ими психобиологических реакций. Живая сущность всех звуков раскрывается при выполнении функционально и структурно связанных с ними психофизических упражнений, в едином семантическом пространстве. Сделаны гипотетические выводы.

Звук алфавита — это чувственный представитель ментального знака.

Звук имеет природную основу и обусловлен стоящим за ним образом. Формирование образа есть творческий психологический акт.

Звук, как фактор наибольшей информационной связности, имеет множественные психо — эмоциональные и физиологические связи. Знание и раскрытие жизни звука дает инструмент для управления, настройки живых систем.

В звуках алфавита заключена генетическая сила рода.

Звук алфавита действует как комплиментарный фактор малой интенсивности и иконический сигнал. Он имеет сродство к живой системе и адресован подсознанию.

Звук — это волна и частица, квант энергии и потенциальный процесс. Природная информационная энергия его может быть развернута в систему для изучения принципов бытия и жизненных принципов человека.

Предложена модель ментального и эмоционально — образного восприятия звуков и их воспроизведения в ощущениях, тонких особенностях и нюансах дыхания, способе движения, звукообразования, способе насыщения звука, энергетическом внутреннем действии. Звук, как направляющий сигнал, проводится по всем каналам чувственного и физиологического восприятия.

Звук алфавита, как семантический сигнал, имеет много смыслов, в том числе оппозиционных. Реакция на такой сигнал индивидуальна и непредсказуема, так как обусловлена ассоциативной памятью клиента. Звукообраз соединяет знак и звук как две половины единого символа.

Созданы таблицы 2 типов. Первая классифицирует звуки алфавита по их восприятию и действию: ощущению состояния, психо-эмоциональному, цветовому восприятию, особенностям дыхания, типу движения, энергетическому действию, оздоровительному эффекту.

Вторая таблица классифицируют звуки по способу, месту образования, их качеству. В логопедии различаются звуки: мягкий, твердый, тональный, сонорный; звонкий, глухой, шумный, длительный и мгновенный. Оценивается также место насыщения и интенсификации звука, потенциал исполнительского качества (скользящий, жужжащий, звенящий, раскатистый, летящий).