Каждый из методов психотерапии, сознательно или бессознательно утверждает свою философию жизни и взгляд на самоорганизацию человека (вида Homo sapiens). Человек рассматривается как генетическая данность; как биологический субъект с тонким флёром духовности; как умственное, рефлексивное существо; как цельный, логически, информационно связанный текст; как игра внешних и внутренних сил. Этот ряд можно продолжать. Субстрат действия психотерапии вызывает неизменный интерес.
Психолингвистическая психотерапия работает с информационным, энергетическим, лингвокогнитивным, биосемиотическим, психосемантическим, ментальным, психологическим пространством человека. Она оперирует сигналами, знаками, звуками, символами, реакциями, процессами, смыслами, ценностями. Опирается на методы психосемантического, информационного, метафорического моделирования. Автором представлен психолингвистический метод терапии, активирующий творческое самосознание, поисковую активность личности в период самоидентификации, построения образа мира. Используется онтологически универсальный языковый конструкт: звукообразы (звуки и образы) на многозначной основе знаков алфавита. В практике интерактивных языковых игр привлекаются сигналы вербальной и невербальной коммуникации. Изучение смыслового пространства личности сочетается с изучением долгосрочных адаптивных программ. Автор считает возможным обсуждать методическую основу психолингвистической терапии на теоретической базе экологии человека, био-семиотики, психоиммуногенетики, естественно-гуманитарных наук.