Целебная творческая психолингвистика — метод структурно-функционального анализа личности, психосемантического исследования системы значений индивида, при знакомстве с его информационно-эмоциональной языковой системой. Метод целебной творческой психолингвистики построен по принципу направленных на самоосмысление и самотворчество психологических языковых игр, с активным моделированием жизненного процесса в специально организованном семантическом пространстве алфавита, с формированием звукообразов.
Целебная психолингвистика, наряду с коррекцией состояний, ставит целью активное структурирование сферы эмоциональной регуляции, личностное саморазвитие, формирование ключевых жизненных программ. Первым этапом при сотворении стабильного внутреннего образа мира нужны упорядоченные сознанием, системно организованные эмоции и энергии. Известно представление об эмоциях, как психических энергетических процессах. При этом доступ к жизненным ресурсам возможен, если энергия изначально правильно структурирована, если каждое чувство, каждая эмоция поняты полно и зрело, нашли свое место в жизненной личностной программе. Человеку присуще феноменологическое разнообразие: не просто принадлежность к психотипу, но психическая и эмоциональная специфичность в восприятии реакции на тончайшие нюансы бытия. Задача в приобретении умения пережить, прочувствовать, принять и цельно выразить нужное состояние как природную, экзистенциальную данность.
Целебная творческая психолингвистика использует звукообразы, построенные на основе звуков алфавита как живую модель субъективного семантического пространства.
Целебная психолингвистика имеет целью структуриро-вание сознания: создание собственной, избирательной программы самоорганизации после детального ознакомления с принципами создания таких программ.
ЦТП опирается на дыхательные психотехнологии,
Язык отражает и создает реальность, в которой живет человек. В психолингвистической, семантической психологии мы структурируем личностное пространство звукообразами. Образ раскрывается в атмосфере, дыхании, движении, цельном, завершенном действии. В процессе работы мы изучаем способ восприятия реальности человеком. Работая с тонким проявлением реакций на разнообразные сигналы, мы изучаем систему предпочтений («пристрастность сознания») и воздействуем на жизненную программу человека (действуем на структуру через функцию). Используется принцип максимального приближения к смыслу при многомерном личностном анализе. В занятия включены импровизационные техники и концептуально-понятийный, интерпретирующий подход. Работа со звукообразами дает возможность в компактной форме передать весь адаптивный опыт человечества, наглядно показать преимущества, гибкие разнообразные пути и возможность творческого приобщения. Общая суть метода — в изучении информационно-эмоциональной системы пациента, в структурировании энергий подсознания, упорядочении сферы эмоциональной регуляции, в развитии творческого потенциала и самосознания личности, восстановлении идентичности, воспитании дисциплины ума, обучении жизненно-важным навыкам и психотехникам. Лечебный эффект заключается в коррекции блоков, комплексов, упорядочении жизненных программ. Коррекционные воздействия, направленные на переструктури-рование системы, включают: приток аффективных впечатлений; развитие тонической регуляции эмоциональной системы, дифференцированные средства аффективного приспособления. Сформировать душевную организацию — значит, воспитать сопричастность живому; тонкость восприятия сигналов; свободу фантазии, мышления; богатство чувств; поисковую активность. Формируется иммунитет личности к конфликтогенам (сарказму, упрекам, менторскому, снисходительному, игнорирующему отношению). Важно вернуть доверие к собственной внутренней мудрости, наслаждение жизнью, умение исследовать реальность, видеть мир глазами других, различать различные проявления любви. Терапевт руководит процессом, использует те или иные технологии, исходя из состояния участников творческого процесса.
Творческий, психолингвистический метод психотерапии — это оздоровительное погружение в творческое, цельное состояние сознания, как в человеческий план существования, что возможно в процессе языковой интерактивной игры. Комплексный метод управления состоянием заключается в использовании специфических настроев на атмосферу, ритм, эмоции, внутреннюю пластику и динамику образов, построенных на основе звуков алфавита русского языка. Используются психосоматические, телесные выразительные средства при проигрывании образов. Включается активное воображение, включается внимание к атмосфере образа и тонким сигналам. Осваивается способ тонкого управления комплиментарным дыхательным процессом: настройка ритма, тона, интенсивности, всех нюансов дыхания при прочувственном, осознанном произнесении звуков. Звуки — знаки предельного обобщения процессов и явлений. Личность оценивается как субъект и феномен самоорганизации. Она погружена в пространство культурных, исторических, символических процессов. Оценивается ее структура, потенциал, стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений, уровень ментального, эмоционального интеллекта, языковая культура, взаимодействие с символическими формами. Освоение человеком знаково-символической, информационно-эмоциональной языковой системы сопряжено с лингвистическим конструированием реальности — творческим поиском и становлением в онтогенезе образа мира и себя в нём. Наукой и искусством обсуждается вопрос о творческом состоянии души, инструментах его развития в творческом процессе, особенностях творческой личности, творческом акте как имманентно присущем человеку качестве. Творческая поисковая активность включает человека в процесс самоидентификации, построения образа мира и внутренней информационной упорядоченности. В творческом процессе возможно осознание полноты жизни, работа с сигналами, организующими доступ в подсознание, к матрице долговременной семантической памяти (самосознания). Совершенствуя творческую природу, мы способствуем внутренней перестройке, расширяем горизонты личности.
Первыми при личностном становлении индивидуума формируются структура и механизмы иерархически организованной системы эмоциональной регуляции.