ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Суть диагностической работы в семантическом пространстве алфавита. Процедура психозондирования.

Практически разработанный нами метод получил дополнительное, значимое теоретическое обоснование при знакомстве с теорией семантических пространств и методом психозондирования (МГУ, РУДН). Психолингвистика изучает состояние личности по сформированной языковой системе, представляющей в сознании образ мира человека. Основным её методом является психосемантический анализ, дающий доступ к подсознанию. Экспериментальная психолингвистика разработала методологию построения субъективных семантических пространств как моделей категориальных структур при изучении индивидуального и общественного сознания. Автор ее, В.Ф. Петренко пишет (1988 г): «Семантическое пространство это совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области. Очевидные признаки группируются в более емкие категории. Это — смысловое поле, в котором открывается субъективный мир, когнитивный стиль. Это позволяет исследовать категории и структуры индивидуального сознания, моделировать систему восприятия, представления, значения. Семантические категории отражают обобщенные формы значений» [24].

В 1997 г в Российском университете дружбы народов была создана первая в мире кафедра психоэкологии, Данная дисциплина изучает влияние на психику человека и популяцию в целом техногенных, социокультурных, информационных воздействий, а также способы снижения их патогенного влияния. Психоэкология видит угрозу в несанкционированном воздействии информации, исключающем волевой контроль со стороны сознания человека. Для измерения психической деятельности предложен метод психозондирования (И.В. Смирнов, 2003 г). Его алгоритм включает: неосознаваемое предъявление тестируемых стимулов ниже порога осознания, анализ наблюдаемых, но неосознаваемых человеком реакций, изучение системы восприятия и предпочтений (эмоции, поведение, вегетативные тесты). Субстрат исследования: информационное семантическое пространство психики человека. Способ получения данных: функциональная проба. Условия проведения теста: 1.Подготовка семантической базы данных, перечня исследуемых на субъективную значимость тем, отражающих разные сферы жизнедеятельности. 2.Подбор значимых семантических стимулов-раздражителей, сигналов с известными свойствами. 3.Исключение предписания в восприятии стимулов и способа реагирования. Диагностическая задача: изучить реакцию человека на эти сигналы и стоящие за ними ассоциации; выявить высокую субъективную значимость тех или иных событий, персон, явлений, мотивов, симптомов в сфере жизнедеятельности. Составить представления об иерархии, взаимосвязи значимых семантических компонент, создать карту душев-ной жизни. Результат не следует квалифицировать как норму или отклонение от нормы [29].

В пределах метода целебной психолингвистики мы работает в индивидуальном семантическом пространстве алфавита. Звукообразы — это живая модель субъективного семантического пространства.

Обращаясь к семантической памяти при представлении всех звуков алфавита, структурированные звукообразы рассматривают дифференцированные признаки явлений, что позволяет наблюдать и описывать особенности индивидуального опыта. Рассмотрим порядок действия. 1. Клиент (пациент) получает задание сформировать мыслеформу на основе звукообраза (семантического сигнала с обобщен-ной формой значения). Одновременно он произносит звук алфавита, который рожден определённой атмосферой, ситуацией воображаемого образа. Звук — семантический сигнал, по функциональному действию ниже порога сознания. В ответ активизируется ассоциативно-образная память. В структурах подсознания возникают изменения, которые проявляются в виде определенных реакций, способов и стиля поведения. 2. Зная смысловое содержание комплексного сигнала и отслеживая в нюансах ответ системы на него, мы можем сделать вывод о качестве системы, её предпочтениях. Оцениваем восприимчивость, быстроту, силу, активность, полноту реагирования. Рассматриваем подвижность, точность, цельность, синхронность действия. Изучаем индивидуальную реакцию на актуальные чувства, эмоции, мысли, ощущения, на волнующие ситуации и ассоциации, «пристрастие сознания». Рассматривая систему как модель, мы оцениваем сигнал, поведенческую реакцию, промежуточные стадии самоизменения.