ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Психотерапевтический дискурс – звено в рабочей цепи

В психотерапии, владеющей искусством убеждения, часто применяется аргументативный дискурс. Выявление неосознаваемых компонентов внутреннего опыта позволяет найти пути разрешения проблем. Дискурс — анализ — это синтетический уровень коммуникации: сложное единство языковой формы высказываний, невербальных способов коммуникации, техник интерпретации, оценки коммуникантов (личностные характеристики). В практике целебной творческой психолингвистики, наряду с проведением клинического, функционального, психологичес-кого, процессуального исследования проводится дискурс — анализ в форме качественного исследовательского интервью, основанного на герменевтических принципах интерпретации (С. Квале, 2003г)[11]. Подробно описываются разные аспекты жизненного мира, последовательность событий, специфичность ситуаций, с нарративным структурированием смысла (от явного к более глубокому). Обсуждение личных историй, в форме диалога, не несет оттенка трагичности, а имеет метафорический, импровизационный характер. Создается семиотическое и семантическое (чувственно-смысловое) пространство, удобное для изложения и развития историй.

Один из многофункциональных методов — «оркестров» в психологии — рисуночное тестирование. Рисунок дает указание на тонкую феноменоло-гическую специфику. С его помощью можно проследить жизненный сценарий и позицию пациента, подсознательные запреты, фиксированные эмоциональные установки, значимые отношения в семье и ближайшем окружении, личностную самооценку, выявить источник фрустрации. В нем всегда заметны фигура и фон (актуальный и завершенный процесс). Виден основной механизм психологической защиты, сложившийся образ мира в душе пациента и способы его познания, степень доверия к себе, приемлемый способ самовыражения. Можно установить ведущий конституциональный психо-биотип: увидеть тенденцию человека жить в земной притяженности, в мире грез и фантазий, в опасном мире, мире абстракций или эмоциональной душевной наполненности. Видна также духовная сила и ситуационная энергетика пациента. Используются рациональные и интуитивные способы анализа рисунка. Рисунок мы всегда сопоставляем с конкретной ситуацией, конкретной личностью, имеющей свой опыт самовыражения и ошибок. Интерпретация рисунка и совместное обсуждение — богатая тема для организации дискурс-анализа.

Психотерапевтичкеский дискурс описан Н.Ф. Калиной. Дискурс — это «бытие, раскрытое перед лицом другого, посредством речи». Субъективная психическая реальность клиента объективизируется в дискурсе при структурно — семиотико — лингвистическом анализе. Методики и техники его — совокупность процедур, основанных на герменевтических правилах глубинной психологии. Высказана мысль: «любая психотерапевтическая деятельность осуществляется «в поле речи и языка», но сама речь в качестве основного орудия психотерапии и язык как семиотическая система, благодаря которой возможно психическое общение, не были предметом специального исследования в психотерапии» [9]..

В «характерологической креатологии» М.Е. Бурно организует дискурс — анализ как «терапевтически направляемое врачом коллективное творческое обсуждение поставленной проблемы». Сочетаются момент клиницизма, обсуждения душевной организации пациентов и момент творческого самовыражения, самораскрытия их. При этом лечебное изучение характерологических радикалов и их природной защитной функции является (вероятно) частью в целостном исследовании специфики жизненного пути пациента. «Целительным является самопознание, с осознанием смысла, любви, цели своей жизни»[1].

Творческое исследование и постижение себя — путь к психическому оздоровлению. При проведении качественного интервью имеет значение квалификация терапевта: его знания, чуткость к смыслам и нюансам, открытость внимания, способность к интерпретации смыслов, умение структурировать и направлять беседу [11].