Процессуальная игра с образом звука включает структурированные упражнения, на основе которых можно избирательно акцентировать и дозировать внимание на множестве тонких эмоциональных переживаний и поведенческих ньюансов, строить структуру системы эмоциональной регуляции, осваивать культурно — эстетические, психотехнические, поведенческие навыки. При проведении психотренинга появляется новый опыт общения с бытием. Функциональная природа знака изучается в контексте его отношения к человеку. Раскрывая смысл и содержание звукообразов, мы познаем себя в живом, конкретно переживаемом действии. Работа с пациентом ведется на основе семантической, процессуальной, эмоционально — чувственной и телесной проработки дыхательно-энергетических звукообразов. Использование тонких невербальных звуковых сигналов и включение активного воображения при создании образов позволяют организовать творческий процесс. Работа со звуками и их образами позволяет наблюдать тонко дифференцированную реакцию на семантические сигналы разного качества.
Работа с внутренней реальностью на основе звукообразов
1. Звукообраз предложен как языковый конструкт и живая модель при построении субъективного семантического пространства. Звукообразы, соответствующие всем звукам алфавита, помогают рассмотреть широкий спектр эмоций в чувственном, телесном, сенсорном, психологическом, нравственном восприятии, освоить в игровой форме разнообразные способы поведения и мышления. Чувственно — энергетическому моделированию придается смысл, равный ментальному.
2. Звукообраз — визитная карточка состояний, индикатор цельности их восприятия и выражения. В звукообразе проявляется единство формы и содержания. Через него можно работать с тонкими и материальными энергиями, разными способами получения информации. В семантическом поле алфавита создаются условия для оценки специфичных реакций человека, неосознаваемых сигналов личности, динамики жизненного процесса. Благодаря звукообразу мы понимаем, из чего слагаются состояния, какой рисунок и мозаику имеют процессы, их организующие.
3. Образы, созданные на основе звуков алфавита языка родной речи выражают, в экзистенциальном смысле, не мимолетные чувства. Они позволяют увидеть, понять, прочувствовать аффективно зрелые состояния, видимые, слышимые, осязаемые, мыслимые, проникнутые эмоционально-волевым тоном целостной значимости. Образы языка родной речи, универсальны, так как люди одного этноса связаны общими культурными и психотехническими навыками.
4. В семантическом поле алфавита мы постигаем звукообразы, как наиболее активные фигуры, структурирующие жизненное и психологическое пространство. Игра со звукообразами адресована к сознанию и бессознательному. Вереница образов позволяет руководить процессом. Звукообразы дают богатый жизненный материал для исследования. Мы работаем с градацией переживаний, предоставляя материал для самопознания. Личность исследуется как субъект и феномен самоорганизации. Оценивается ее структура, потенциал, стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений. Пациент через интеграцию психо — эмоционального, соматического, телесного самовыражения, приходит к принятию нужной формы. Важно умение психотерапевта организовать процесс и направить внимание клиента.
5. Работа со звукообразами означает работу с мыслью, памятью, вниманием, воображением, эмоциями, энергиями души и тела, сенсорными и кинестетическими ощущениями, мышечным тонусом и пластикой, тонкими мышцами звукообразующего комплекса, дыхательным процессом.
6. Один из экологических принципов человеческой системы — оздоровительное погружение в творческое, поисковое, ресурсное состояние сознания. Важной особенностью метода является сознательное использование творческого состояния сознания в целебных целях. Творческий настрой помогает войти вовнутрь звука-образа-явления, прочувствовать, осознать, ассимилировать его процесс и атмосферу. Проявляется доверие к трудно уловимым сигналам, бессознательно производимым действиям. При инициации такого состояния открывается доступ к подсознанию и его образному содержанию, возможность наблюдения за скрытыми ранее психо — эмоциональными реакциями. Формируется многоуровневый механизм эмоциональной регуляции, как первый этап развития сознания.
7. Раскрывая смысл и содержание звукообразов, мы познаем себя в живом, конкретно переживаемом действии. Через образ происходит работа с эмоциональными состояниями, в соответствии с психологической структурой личности и ее проблемами — подобно эмоционально-образной терапии (Н.Д. Линде) (12).
8. Для смыслового выражения звукообразов используется богатый арсенал разнообразных движений и жестов, соответствующих внутреннему действию. Движения должны быть энергоемкими, спонтанными. По форме проявления они могут быть округлыми, неспешными, гибкими, волнообразными, вкрадчивыми, мягкими, текучими, проворными, экспрессивными, катящимися, крутящимися, типа «пульсар-статуя». Часть движений содержит идеомоторные компоненты: повинуясь внутреннему побуждению, просыпаются пальцы рук, ног, плечи.
9. Еще более важную роль для раскрытия состояния и обучения психотехническим навыкам играет комплиментарный дыхательный процесс в атмосфере звукообразов. Дыхательный процесс формируется под влиянием ментально и эмоционально переживаемых состояний, в процессе их функциональной проработки, согласуя между собой все жизненные функции организма. Ритмика алфавита позволяет использовать всевозможные формы дыхательного движения, позволяя делать акцент на многих нюансах дыхательного процесса. Типируется способ дыхания для каждого звука. Осознанное дыхание включается в цепочку проводников процесса между сознанием и всеми уровнями бессознательной регуляции.
10. Исполняя образ звука, мы голосом выражаем свое к нему отношение. Применяются техника работы с голосом и мышцами звукообразующего комплекса. Техники риторики формируют навык, в каком тоне и каким голосом следует выражать определенную мысль или чувство. Легкость, гибкость, живость, естественность звучания голоса в нужном ритме и тональности, свободный дыхательный процесс, — признаки оздоровления.
11. Звукообразы в семантическом пространстве алфавита — это универсальные модели определенных категорий сознания. Работа со звуками и их образами позволяет наблюдать тонко дифференцированную реакцию субъекта на семантические сигналы разного качества, в контексте ситуации.
Исследование вводит с систему психосемантический анализ, в индивидуально построенном семантическом пространстве (В.Ф. Петренко)[24], процедура психозондирования (И.В. Смирнов) [29]. «Образы, символы образуют устойчивую систему отношений, функционирующих как категориальная система сознания. Эмоции-операторы категоризации. Психосемантические методы опосредуют не застывшую систему значений. Можно определять присущий субъекту когнитивный стиль, эмоциональное состояние, актуализировать отношения, цели, мотивы». Овладение знаковой системой в качестве живого явления — важнейшее условие формирования механизма произвольной регуляции психических процессов.
— В тренинге мы структурируем психологическое пространство звукообразами. Самосознание повышается путем знакомства со смысловым регистром звуков, гаммой воспроизводимых на его основе психологических, дыхательно-энергетических, эмоциональных, умственных, физических состояний. Рассматривается структурный и функциональный путь достижения зрелого аффекта: звуковой импульс — восприятие — создание мысленного звукообраза — энергетическое ощущение состояния-психо-эмоциональное чувство — опосредующее состояние дыхательное действие-пластическое мышечное движение-непроизвольная мимика-точная артикуляция, интонация голоса — цельность состояния. Создать мыслеформу — значит прочувствовать ее атмосферу и функционально правильно воспроизвести состояние. Отработав и ассимилировав детали — вернуться к полученному ранее опыту в общении с этой формой — картиной, хранящимся в памяти, символом — в коллективном бессознательным. Установить критерий значимости данного знака — образа — состояния в системе жизненных ценностей и структуре адаптации личности. В творческом состоянии сознания задействованы все функции психики: чувство и мысль, интуиция и ощущение.
— Лечебный принцип метода заключается в познании своей природы и расширении творческого самосознания в процессе организованной, направленной на самопознание психологической игры. Между абстрактными знаками виртуального мира и их внутренним смыслом стоит живая действительность, проработанная творческим восприятием, принятая душой и телом человека. Работа с индивидуальным сознанием позволяет оценивать и формировать ментальный и эмоциональный интеллект. Метод исповедует сохранение общечеловеческих ценностей. Ассимилированный, принятый душой, освоенный структурами саморегуляции звукообраз на основе алфавита языка родной речи несет концентрированную информацию и противостоит в генетической памяти принятию чуждой, навязанной, непроработанной информации. Работа со звуком с использованием комплиментарных техник — экологически чистый метод.