Один из главных элементов в работе целебной со звукообразами является техника процессуального наблюдения (Э.Минделл, 1997 г) [18] .
Создавая среду для развития личностного потенциала, мы работаем с многоцветной шкалой состояний, примеряем на себя разные роли и функциональные состояния. Языковые игры построены на основе полутонов и нюансов. Это относится ко всем проявлениям: к голосу, движению, дыханию. Мы усиливаем многие сигналы, акцентируя внимание на них. В процессе занятий терапевт обращает внимание на спонтанность и активность, инициативу, свободную концентрацию внимания во время занятий, свободу участия в трансакциях, эмоциональную вовлеченность в процесс, плавность, легкость, гибкость, ритмичность, изящество, энергетику движения. Оценивается качество легко или с затруднением воспроизводимых звукообразов, синергизм движения и сопряженного дыхания. Изучается мимика и артикуляция при демонстрации разных эмоционально окрашенных состояний. Изучается выбор формы проявления эмоций, соотношение мысли и речевой интонации.
Поскольку звукообразы психологически и эмоционально не однозначны, мы можем судить о качестве переживаемых эмоций, избирательном внимании к ним, эмоциональных, энергетических и функциональных блоках. Легкое и непринужденное выполнение одних звукообразов и явное затруднение в освоении других позволяет сделать вывод о жизненной энергии, системе предпочтений, оси распределяемых напряжений. Важным является наблюдение за проявлением эмоциональной экспрессии или импрессии, внимания к состоянию других людей. Оценивается ментальный и эмоциональный интеллект, уровневая структура и механизмы системы эмоциональной регуляции, развитие творческих способностей.