ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Метафорическое представление о природе звукообразов

Рассмотрим представление деятелей искусства о природе звукообразов.

В.И. Иванов в статье «К проблеме звукообраза у Пушкина» (1927г) пишет: «Начальная стадия этого акта — чистая глоссалия, пример экстатического обрядового гимнотворчества, смутное представление, ищущее выкристаллизоваться из эмоциональной стихии. Искусство завершенного творческого акта — все подсознательное одолеть и оправдать сознанием, найти равновесие между бесформенной расплывчатостью, стремящейся к предельному выражению жизни и бездумной застылостью омертвелой формы, обнаружить интуитивно целостный звукообраз». Сказано красиво, четко, лаконично. [8]

Исследование существа личностной работы с образами на уровне самосознания; описание динамических «перемещений» психического содержания между уровнями психической структуры сознания (свободы, скорости, интенсивности переходов и проникновений, вытеснения и актуализации); описание процессов «воспитания бессознательной природы» (новое слово об иерархии личности) проведено искусствоведами («Актер и его Alter Ego»)[28].

Метафорически тема личностной природы творчества изложена актером М. Чеховым. «Творческий акт в душе подобен акту рождения человека. В период вынашивания темы нужна «душевная гигиена» и особая душевная техника, позволяющая уйти от штампов. Душу можно увлечь, ей нельзя приказать». Творческие чувства способна пробудить захватывающая атмосфера, которая описана как объединяющее действие, процесс рождения внутренней динамики, пробуждения творческой активности. Им описаны техники развития гибкости души и указаны важные элементы творческого состояния: интерес, внимание и сосредоточенность, сила воображения, способность к фантазии, вера и наивность. Воспитывать эти свойства надо долгими упражнениями. В творческом акте душевной жизни участвуют разум, чувства и воля [32].

Говоря о звукообразе как языковом и метафорическом конструкте, мы входим в область наук и искусства.