Работа в семантическом пространстве алфавита дает возможность для наблюдения предпочтений и построения карты жизненно — важной иерархии-карты души. Работа со знаково-символической системой на уровне образов открывает возможность обращения к психической структуре индивида, адаптивной жизненной программе. Символ является ключом к коду в этническом культурном пространстве сознания.
В 2002 г. автором получен государственный патент № 2215475 на изобретение способа психофизической тренировки с использованием звуков алфавита родной речи. Формула изобретения: 1. Способ психотерапевтической гимнастики, включающий выполнение упражнений, связанных со всеми звуками алфавита родной речи, отличающийся тем, что каждый звук алфавита связывают с определенным природным образом, психоэмоциональным состоянием, способом движения и дыхания и при проведении гимнастики воспроизводят звуки алфавита выполнением соответствующих им движений и действий, инициируют возникновение у человека соответствующего произносимому звуку зрительного, слухового, кинестетического образа, с фиксацией внимания на процессе дыхания и его функциональных элементах. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дыхательный процесс формируют под влиянием ментально и эмоционально переживаемых звукообразов произнесением звуков алфавита родной речи, с типированием способа дыхания для каждого звука, используя при этом элементы дыхательной практики: задержку, замедление, затруднение, поверхностное дыхание»[27].
Игровая основа метода связана с художественной проработкой дыхательно — энергетических звукообразов. Организуется сквозное действие, где природный и игровой образ, ощущение действующей атмосферы, психо-эмоциональное и цветовое восприятие состояния, качественные особенности дыхательного процесса и психологических жестов, соответствующая мимика и артикуляция (способ и место звуко — и голосообразования, место насыщения звука) дополняют друг друга. Все направлено на раскрытие психологического смысла, энергетики и внутренних ритмов состояния. Работа с пациентом ведется на основе семантической, процессуальной, эмоционально — чувственной и телесной проработки дыхательно — энергетических звукообразов.
Рассмотрим содержание структурно — функциональной модели при проработке звукообразов на примере звукообраза «А».
Характеристика (сущность звука): «А» — широкий, свободный, распевный, тональный звук.
Психо-эмоциональное чувство: звук удали, раздолья, наслаждения активной жизнью «полной грудью».
Мыслеформа, игровой образ: картина народного праздника (пасхи), с малиновым звоном колоколов, яркими красками, танцами, пением гармони.
Цвет звука — спелой малины, красной меди.
Ощущение состояния — удовольствия, единения со всеми, причастности, восторга
Тип движения в атмосфере данного звука — пластичные, широкие, округлые, экспрессивные движения.
Особенности дыхания — грудное, полное, радостное, свободное дыхание.
Энергетическое действие — освобождение жизненной энергии, свободное ее течение.
Способ образования звука — расширение ротовой полости, нейтральное положение губ, язык в состоянии покоя.
Оздоровительный эффект — релаксация, освобождение от блоков, повышение психического тонуса.
Психологический анализ. Философски и на уровне психологических игр сопоставляем при обсуждении модели «А — состояния»: переживание радости, удали, неги, наслаждения, вовлеченности, сопричастности.