ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Фольклор и ритуалы посвящения

В сокровищнице фольклора, как в роднике, можно черпать множество элементов. Рожденный мудростью народа фольклор — естественная система здорового взаимодействия с собой, людьми, миром, основан на традициях, ритуалах, обрядовых действиях. По мнению Л.Д. Назаровой (2002г), «в информациионно — эмоциональной языковой системе фольклорной арттерапии вместе работают законы языка, логико-аналитическое осмысление происходящего и эмоциональное чувственное включение [19]. Для организации культурной территории, на чувственно-символической основе, человечество создало ритуалы, известные более при совершении религиозного таинства и обрядовых действий. Ритуал выражает определенные ценности и играет важную роль как традиционно выработанный метод социального воспитания. Они глубоко проникают в сознание, способствуют формированию духовного архетипа. Современность требует создания ритуалов посвящения человека в многоплановость его творческого существования. Человечество пытается сберечь синергетическую причастность Бытию.

Творческий, психолингвистический метод психотерапии — это оздоровительное погружение в творческое, цельное состояние сознания, как в человеческий план существования, что возможно в процессе языковой интерактивной игры. Комплексный метод управления состоянием заключается в использовании специфических настроев на атмосферу, ритм, эмоции, внутреннюю пластику и динамику образов, построенных на основе звуков алфавита русского языка. Используются психосоматические, телесные выразительные средства при проигрывании образов. Включается активное воображение, с. вниманием к атмосфере образа и тонким сигналам. Осваивается способ тонкого управления комплиментарным дыхательным процессом: настройка ритма, тона, интенсивности, всех нюансов дыхания при прочувственном, осознанном произнесении звуков.

Звуки — знаки предельного обобщения процессов и явлений. Фоносемантика обращает внимание на обертоны в оборотах речи: «я (же) тебе говорил», «ну, и как ты считаешь?» Можно использовать разработанные в фольклористике структурно-семантические методы (сказочная семантика). Используются риторические техники, сопряженные с изучением искусства речи. Обсуждается вопрос о роли мысле — речевого творчества в воспитании личности.

Личность оценивается как субъект и феномен самоорганизации. Она погружена в пространство культурных, исторических, символических процессов. Оценивается ее структура, потенциал, стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений, уровень ментального, эмоционального интеллекта, языковая культура, взаимодействие с символическими формами. Освоение человеком знаково-символической, информационно-эмоциональной языковой системы сопряжено с лингвистическим конструированием реальности — творческим поиском и становлением в онтогенезе образа мира и себя в нём. Наукой и искусством обсуждается вопрос о творческом состоянии души, инструментах его развития в творческом процессе, особенностях творческой личности, творческом акте как имманентно присущем человеку качестве. Творческая поисковая активность включает человека в процесс самоидентификации, построения образа мира и внутренней информационной упорядоченности. В творческом процессе возможно осознание полноты жизни, работа с сигналами, организующими доступ в подсознание, к матрице долговременной семантической памяти (самосознания). Совершенствуя творческую природу, мы способствуем внутренней перестройке, расширяем горизонты личности.

Первыми при личностном становлении индивидуума формируются структура и механизмы иерархически организованной системы эмоциональной регуляции. В онтогенезе порядок включение уровней закономерно связан с психофизическим созреванием ребенка и усложнением контактов с миром, с витальными стимулами ситуации. При формировании уровни ее (полевой механизм; уровень стереотипов и сенсорной избирательности; экспансии; эмпатии) решают качественно различные задачи адаптации. В каждом отдельном случае они расставляют акценты вклада в эмоциональную адаптацию, создавая типичную для каждого человека манеру эмоциональных взаимоотношений с миром (эмоциональную индивидуальность) (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990г) [13]. Социально-личностное становление является продолжением процессов раннего развития эмоциональной сферы. По Л.С. Выготскому, «любая форма поведения опирается на определенный аффективный механизм, который обеспечивает уровень избирательности и целенаправленности поведения, необходимый уровень стеничности. Ребенок не в состоянии усвоить новый образец поведения, если аффективные механизмы, на которые он должен опираться, не сформированы»[3].

Язык отражает и создает реальность, в которой живет человек. В психолингвистической, семантической психологии мы структурируем личностное пространство звукообразами. Образ раскрывается в атмосфере, дыхании, движении, цельном, завершенном действии. В процессе работы мы изучаем способ восприятия реальности человеком. Работая с тонким проявлением реакций на разнообразные сигналы, мы изучаем систему предпочтений («пристрастность сознания») и воздействуем на жизненную программу человека (действуем на структуру через функцию). Используется принцип максимального приближения к смыслу при многомерном личностном анализе. В занятия включены импровизационные техники и концептуально-понятийный, интерпретирующий подход. Работа со звукообразами дает возможность в компактной форме передать весь адаптивный опыт человечества, наглядно показать преимущества, гибкие разнообразные пути и возможность творческого приобщения. Общая суть метода — в изучении информационно-эмоциональной системы пациента, в структурировании энергий подсознания, упорядочении сферы эмоциональной регуляции, в развитии творческого потенциала и самосознания личности, восстановлении идентичности, воспитании дисциплины ума, обучении жизненно-важным навыкам и психотехникам. Лечебный эффект заключается в коррекции блоков, комплексов, неэффективных жизненных программ. Коррекционные воздействия, направленные на переструктури-рование системы, включают: приток аффективных впечатлений; развитие тонической регуляции эмоциональной системы, дифференцированные способы аффективного приспособления.

Сформировать душевную организацию — значит, воспитать сопричастность живому; тонкость восприятия сигналов; свободу фантазии, мышления; богатство чувств; поисковую активность. Формируется иммунитет личности к конфликтогенам (сарказму, упрекам, менторскому, снисходительному, игнорирующему отношению). Важно вернуть доверие к собственной внутренней мудрости, наслаждение жизнью, умение исследовать реальность, видеть мир глазами других, различать различные проявления любви. Терапевт руководит процессом, использует те или иные технологии, исходя из состояния участников творческого процесса.

Яндекс.Метрика