ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Фольклор и ритуалы посвящения

В сокровищнице фольклора, как в роднике, можно черпать множество элементов. Рожденный мудростью народа фольклор — естественная система здорового взаимодействия с собой, людьми, миром, основан на традициях, ритуалах, обрядовых действиях. По мнению Л.Д. Назаровой (2002г), «в информациионно — эмоциональной языковой системе фольклорной арттерапии вместе работают законы языка, логико-аналитическое осмысление происходящего и эмоциональное чувственное включение [19]. Для организации культурной территории, на чувственно-символической основе, человечество создало ритуалы, известные более при совершении религиозного таинства и обрядовых действий. Ритуал выражает определенные ценности и играет важную роль как традиционно выработанный метод социального воспитания. Они глубоко проникают в сознание, способствуют формированию духовного архетипа. Современность требует создания ритуалов посвящения человека в многоплановость его творческого существования. Человечество пытается сберечь синергетическую причастность Бытию.

Творческий, психолингвистический метод психотерапии — это оздоровительное погружение в творческое, цельное состояние сознания, как в человеческий план существования, что возможно в процессе языковой интерактивной игры. Комплексный метод управления состоянием заключается в использовании специфических настроев на атмосферу, ритм, эмоции, внутреннюю пластику и динамику образов, построенных на основе звуков алфавита русского языка. Используются психосоматические, телесные выразительные средства при проигрывании образов. Включается активное воображение, с. вниманием к атмосфере образа и тонким сигналам. Осваивается способ тонкого управления комплиментарным дыхательным процессом: настройка ритма, тона, интенсивности, всех нюансов дыхания при прочувственном, осознанном произнесении звуков.

Звуки — знаки предельного обобщения процессов и явлений. Фоносемантика обращает внимание на обертоны в оборотах речи: «я (же) тебе говорил», «ну, и как ты считаешь?» Можно использовать разработанные в фольклористике структурно-семантические методы (сказочная семантика). Используются риторические техники, сопряженные с изучением искусства речи. Обсуждается вопрос о роли мысле — речевого творчества в воспитании личности.

Личность оценивается как субъект и феномен самоорганизации. Она погружена в пространство культурных, исторических, символических процессов. Оценивается ее структура, потенциал, стремление к саморазвитию, осмыслению жизненных явлений, уровень ментального, эмоционального интеллекта, языковая культура, взаимодействие с символическими формами. Освоение человеком знаково-символической, информационно-эмоциональной языковой системы сопряжено с лингвистическим конструированием реальности — творческим поиском и становлением в онтогенезе образа мира и себя в нём. Наукой и искусством обсуждается вопрос о творческом состоянии души, инструментах его развития в творческом процессе, особенностях творческой личности, творческом акте как имманентно присущем человеку качестве. Творческая поисковая активность включает человека в процесс самоидентификации, построения образа мира и внутренней информационной упорядоченности. В творческом процессе возможно осознание полноты жизни, работа с сигналами, организующими доступ в подсознание, к матрице долговременной семантической памяти (самосознания). Совершенствуя творческую природу, мы способствуем внутренней перестройке, расширяем горизонты личности.

Первыми при личностном становлении индивидуума формируются структура и механизмы иерархически организованной системы эмоциональной регуляции. В онтогенезе порядок включение уровней закономерно связан с психофизическим созреванием ребенка и усложнением контактов с миром, с витальными стимулами ситуации. При формировании уровни ее (полевой механизм; уровень стереотипов и сенсорной избирательности; экспансии; эмпатии) решают качественно различные задачи адаптации. В каждом отдельном случае они расставляют акценты вклада в эмоциональную адаптацию, создавая типичную для каждого человека манеру эмоциональных взаимоотношений с миром (эмоциональную индивидуальность) (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990г) [13]. Социально-личностное становление является продолжением процессов раннего развития эмоциональной сферы. По Л.С. Выготскому, «любая форма поведения опирается на определенный аффективный механизм, который обеспечивает уровень избирательности и целенаправленности поведения, необходимый уровень стеничности. Ребенок не в состоянии усвоить новый образец поведения, если аффективные механизмы, на которые он должен опираться, не сформированы»[3].

Язык отражает и создает реальность, в которой живет человек. В психолингвистической, семантической психологии мы структурируем личностное пространство звукообразами. Образ раскрывается в атмосфере, дыхании, движении, цельном, завершенном действии. В процессе работы мы изучаем способ восприятия реальности человеком. Работая с тонким проявлением реакций на разнообразные сигналы, мы изучаем систему предпочтений («пристрастность сознания») и воздействуем на жизненную программу человека (действуем на структуру через функцию). Используется принцип максимального приближения к смыслу при многомерном личностном анализе. В занятия включены импровизационные техники и концептуально-понятийный, интерпретирующий подход. Работа со звукообразами дает возможность в компактной форме передать весь адаптивный опыт человечества, наглядно показать преимущества, гибкие разнообразные пути и возможность творческого приобщения. Общая суть метода — в изучении информационно-эмоциональной системы пациента, в структурировании энергий подсознания, упорядочении сферы эмоциональной регуляции, в развитии творческого потенциала и самосознания личности, восстановлении идентичности, воспитании дисциплины ума, обучении жизненно-важным навыкам и психотехникам. Лечебный эффект заключается в коррекции блоков, комплексов, неэффективных жизненных программ. Коррекционные воздействия, направленные на переструктури-рование системы, включают: приток аффективных впечатлений; развитие тонической регуляции эмоциональной системы, дифференцированные способы аффективного приспособления.

Сформировать душевную организацию — значит, воспитать сопричастность живому; тонкость восприятия сигналов; свободу фантазии, мышления; богатство чувств; поисковую активность. Формируется иммунитет личности к конфликтогенам (сарказму, упрекам, менторскому, снисходительному, игнорирующему отношению). Важно вернуть доверие к собственной внутренней мудрости, наслаждение жизнью, умение исследовать реальность, видеть мир глазами других, различать различные проявления любви. Терапевт руководит процессом, использует те или иные технологии, исходя из состояния участников творческого процесса.