ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Экологическая философия психолингвистической психотерапии

Сильным смысловым аспектом психолингвистики является ее философский компонент. Психолингвистика тяготеет к междисциплинарности. Современные проблемы человека обсуждаются с позиции экологии человека, биосемиотики, психо-семиотики, психосемантики, психогерменевтики, культурологии, психоэкологии, психо-иммуно-генетики, квантовой, кибернетической психологии, антрополингвистики (с одной стороны). В них соединены эволюционные теории и идеи системного подхода. С другой стороны — для понимания принципов личностной самоорганизации, саморегуляции, техник психокоррекции привлекается знание известных психотерапевтических школ, направлений, методов: психодинамического, гуманистического, трансактного, клинико — аналитического, телесно-ориентированного, психо — символического, глубинного психоанализа, дыхательных психотехнологий, терапии творческим самовыражением, эмоционально — образной, процессуальной терапии, фольклорной арттерапии, нейролингвистического программирования, гештальт-терапии, др. Сопоставлены коррекционные методы психотерапии и целебные методы оккультизма и Восточной медицины. Изучена психология творчества актеров и способы познания и воспитания бессознательной природы (И.И.Силантьева, Ю. Г.Клименко).[28]

Сложность представления психолингвистической психотерапии связана в первую очередь с необычной специфичностью терминологии, понятий, структурой решаемых проблем и не осознанной ее актуальностью. Индивидуально-психологическое языкознание сложилось в конце ХХ века. Ассоцианистское направление проанализировало человеческую коммуникацию с позиций лингвистики и информатики, изучая стимулы, реакции, механизм ассоциации. Сторонников трансформационистского направления интересует проблема овладения человеком языка с учетом сложного комплекса взаимодействующих социальных и биологических факторов. Структуралисты в психолингвистике изучают язык в самом себе, в отрыве от влияния этнокультурных, социальных, коммуникативных, когнитивных факторов.

Мы живем в век быстро меняющегося времени и сознания. Человек прошел путь от желания общаться, объединяться, приобрести информационную компетентность до позыва разъединения, разделения, отчуждения. Экологи полагают, что цивилизациионный кризис связан с непониманием человеком своей природы. «Человечество не создало инструмента, чтобы вписаться в природу, в структуру живого, но делало все, чтобы подняться над нею, победить ее» (Н.Н. Моисеев, 1994 г) [16]. Человек — это саморегулируемая, саморазвивающаяся, самоуглубляемая система. Слабым местом в его представлении о себе является дуализм существования. Подлинное равновесие может быть достигнуто только при развитом, структурированном сознании, при гармоничном взаимодействии всех его уровней. Человек с неразвитым сознанием ощущает свою двойственность болезненно, считает свой изначальный проект неудачным. На бессознательном уровне он не принимает первичных данностей своего существования. Путь к болезням начинается, когда человек теряет ощущение подобия себе подлинному и нарушения в сознании и мышлении отрабатывает на уровне тела. При врожденном и недостаточном прижизненном структурировании психической энергии появляется динамическое искажение в поле сознания. Центральная информационная система дает сигнал о дисгармонии. Развивается невротическая тревога, апокалипсическое, мессианское самосознание. Симптомы апокалипсического невроза: затяжная и хроническая безрадостность, тоска, скука, потеря способности любить, спокойной уверенности в праве рассуждать, гнетущее ощущение несовершенства и безысходности, скованное мышление, энергетическая неэффективность жизнеобеспечения. Главный природный конфликт — конфликт между духом человека и Логосом, одухотворяющим началом, осознание хаоса в социуме и сознании как Вселенского хаоса. По степени распространенности страх жить в контакте со своим бессознательным воистину универсален. Человек боится своего сознания, голоса Господа наедине с собой. Он готов отказаться от дара сознания — главного свойства, создавшего его природу. Апокалипсический невроз имеет вкрадчиво-ползучую форму и подбирается к интимным механизмам человеческого существа. Экзистенциальный невроз является этапом на пути развития невроза апокалипсического, когда развивается конфликт с первичной природой человека — страх осознать полноту Бытия. Болезни сознания — катастрофический, ядерный недуг человечества Энергетическая неэффективность вследствие дезинтеграции разных сфер сознания ощущается как состояние дефицитарности, обойденности, неполноты, незаконченности. Противоборствуют истина и ложь, чужеродность и сопричастность, механистическое и живое. И. Ялом (2000г) пишет о смысле как ощущении целостности, связности, порядка [33]. В.В. Макаров и Г.А. Макарова (2004г, 2008г) пишут об иррациональности, неопределенности мифологического мышления. При игре эмоций и чувств человек не обеспокоен технологиями достижения цели, не осознает ответственности за свою жизнь. Трудно быть счастливым человеком, если игнорировать собственный опыт и позволять другим манипулировать собой. В транзактный анализ вводятся понятия: интегрированный взрослый, человек духовный (наполненный верой, осознающий смысл жизни). «Духовность позволяет выйти за пределы важнейших характеристик других составляющих личности». [15].

Вернемся к природе саморегуляции и экологическим основам человека. Необычайными темпами идет объединение научных дисциплин. Синергетика пытается раскрыть единые принципы самоорганизации в живых и неживых системах. Кибернетику интересует универсальность процессов управления. Исследуются общие принципы управления и способы их использования в технике и биологии (психологическая, биологическая кибернетика). «Самоорганизующиеся системы — те, которые способны при изменении внешних и внутренних условий функционирования и развития сохранить или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта, сигналы о котором поступают по каналам обратной связи». Возник спор о категориальном статусе информации. Присуща ли она человеческому обществу и человеку самоуправляемому?. Или информация — одна из фундаментальных стихий бытия, наряду с материей и энергией? Она завоевала этот статус. Информация поддерживает тождественность человека в качестве целостного телесно-духовного существа. (В.А.Кутырев, 2006 г) [11]

В обзоре В.Е. Оленевой (2006 г) представлены 3 взгляда на информацию: 1.Информация как степень упорядоченности системы, внутренне ей присущая. Количество информации в системе есть мера организованности системы. 2.Информация как форма мышления. 3. Информация как мера распределения материи и энергии, мера разнообразия [20]. Информация — это пронизывающая все сеть в глобальном мире. Реально важно умение работать с ней: воспринимать, понимать, различать, находить ассоциативные связи, перекодировать, передавать. Знание смысла знаков есть жизненная необходимость для увеличения зоркости, понимания смысла правил. «Точность и скорость восприятия сигналов должна увеличиваться при увеличении скорости развития цивилизации» (С.Дарстотов, 2007 г) [5]. Кибернетика предлагает теорию распознавания образов и теорию игр для самообучающихся и самоорганизующихся систем. Квантовая психология ввела понятие о параллельных эвветовских мирах или реальностях, создаваемых самим наблюдателем. Все мы видим часть истины и от упорядоченности нашего сознания и владения информацией зависит степень погружения в тайну природных явлений (С.Х. Волински, 1997 г )[3].

«Символические категории охватывают все формы культурной деятельности» (Э. Кассирер, 2001 г) [10]. Образование без развития культуры восприятия действительности равнозначно соединению воли и действия без участия сердца и чувства. Человек теряет жизненные ориентиры. Сознание отчуждается от тела, от образов и чувственного восприятия как условий мысли. Знаково-символическая система способствует развитию сознания, формирует его информационную сущность. Но возможно ее оппозиционное влияние: манипулирование сознанием, способы магического воздействия, подмена истинной действительности виртуальной. Социо-психолингвистика ввела понятие о ложной информации и ее представительных знаках — симулякрах, используемых для подчинения означаемого контролю означающего (Панарин А.С., 2002 г) [21] Симулякр несет ложный образ, искажающий и маскирующий базовую реальность, теряющий связь с ней, поместивший подобие снаружи и живущий игрой в бесконечные различения. Означивание — вкладывание иного, противоположного смысла в слова и поступки другого. В связи с этим Ж. Бордийяр (1996 г) высказал свою точку зрения: «Если знание, выраженное в языке, творит реальность, то захват, перестройка символического универсума ведет к потере идентичности человека, потери подлинности бытия, замене реальности знаками. Происходит глобальная симуляция, семиотизация мира»(2). Философ ВА Кутырев (2006 г) пишет о «имеющем место «лингво-семиотико-структурном, информационном повороте, информационной лингвистической революции»[12]. Появилась необходимость защиты человека от ложных символов, от массового несанкционированного воздействия информации на человека вне нравственной цензуры, исключающей волевой контроль, проникающей беспрепятственно в подсознание, подобно неуловимой сущности (И.В. Смирнов) [29]. Человек, в процессе социального и культурного развития построивший для себя специфическую информационную реальность (знаково-символическую среду), должен развить способность понимать ее всесторонне, научиться взаимодействовать в ее атмосфере. В ином случае знаково-символическая среда нарушает внутреннее экологическое пространство человека. В.Ф.. Петренко (1988 г) [24] предлагает «поставить в центр изучения психолингвистики человека, репрезентирующего содержание своего сознания в знаково-символической системе». В психолингвистике развивается этнолингвистическое, когнитивное, маркетинговое направление. И несколько задержалось, на мой взгляд, психопрофилактическое (экологически ориентированное), целебное, творческое, наставническое направление. На психолингвистическом базисе человек может изучать свою подлинную природу, поскольку в построении языка и речи задействованы все сферы сознания и все системы жизнедеятельности человека. Психолингвистикой принята онтологическая, герменевтическая философия. Герменевтика из науки о толковании старых текстов становится наукой о создании, понимании, постижении знаково — символических систем. Она осваивает искусство интерпретации, моделирования явлений, построения диалога через призму естественного языка. Герменевтика используется при построении моделей постижения глубинного смысла явлений общественной жизни.

Наверное, самым укорененным в подсознании всего человечества является философское, сакральное, метафизическое понятие о Логосе. Логос — это смысловой план строения мира. Логос — слово и смысл, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания, закон бытия. В свете Логоса мир единое целое, гармония внутри всеединства, где всё имеет свойство перетекать из одного в другое. Вещи и субстанции перетекают друг в друга, но равным себе остается ритм взаимного перехода и законосообразного взаимоотношения. Поэтому, на основе учений Гераклита, Лао-цзы, Дао, при всем динамизме, катастрофизме мир остается стабильным и гармоничным. В христианстве Логос-слово жизни Бога незримого. П.А. Флоренский трактует Логос как эманацию умопостигаемого мира, регулирующего и формирующего чувственный мир.

Долго обсуждались первичность ума или чувства, сознания и материи. Сознание человека, обеспеченное его культурой, его символикой отстает от реалий, построенных технической цивилизацией. При этом степень упорядоченности в душе и теле человека не может противостоять выстроенной хаотичности социального мира. Психолингвистика дает выход на онтологию, на истинную действительность и нуждается в представлении новой естественно — научной картины мира. Борьба за код сознания человека — это, вместе с тем, борьба за доступ к энергетическим ресурсам. Человеку нечего противопоставить негативному влиянию мира, кроме своих генетических данностей, своей укорененности в природе.