ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Биосемиотика и психоиммуногенетика

Научным базисом современной технической цивилизации являются информационные технологии. Психолингвистика является одной из главных научных дисциплин, создающих ракурс для исследования познавательных и информационных процессов. Более общей по отношению к ней является семиотика — наука о знаках, кодирующих предметы и явления, знаковых системах и семиотической реальности. Современная семиотика — это синтез гуманитарных, естественных, технических знаний, включающих в себя анализ феноменов жизни, разума, культуры, искусственного интеллекта.

Биосемиотика исследует знаковые системы разных уровней: от молекулярно-генетических (генетический код), внутриклеточных (сигнальные пептиды), межклеточных (медиаторы, иммунологическое взаимодействие), внутри-организменных (гормоны, условно — рефлекторные реакции), до межорганизменных (фермоны, аттрактанты) и социальных систем (А.Е.Седов.2002 г) [12]. Биополитика — использование биологических концепций (особенно эволюционной теории) и биологических методов исследования ради понимания политического (социального, общественного) поведения человека (А. В. Олескин, 2005 г) [10]. Концептуальный стержень биополитики — во внимании к природе человека, к месту человека в планетарном многообразии жизни, к связи, родстве, сходстве, взаимозависимости человечества и всего живого — БИОСа. Разработка вопросов биополитики привлекла внимание многих русских и зарубежных ученых в конце ХХ века (Р. Мастерс, П. Корнинг, С. Петерсон, А. Сомит, А.В Олескин, Ю. С.Степанов, А.Т. Зуб)

Комплекс вопросов биосемиотики целесообразно рассматривать также с позиции экологии человека и психоиммуногенетики. Без экскурса в экологию сложно прояснить мысль о значимости работы с информационно-энергетической сущностью человека, не прибегая к оккультным терминам. Человек — это не только биологическая, но и информационно — энергетическая биоэкосистема. По мнению Н.Ф. Реймерса(1994 г), «Экосистема — саморазвивающаяся и саморегулирую-щаяся, определенным образом упорядоченная материально-энергетическая и информационная совокупность, существующая и управляемая как относительно единое целое за счет взаимодействия, распределения и перераспределения имеющихся, поступающих извне и продуцируемых этой совокупностью веществ, энергии, информации, и обеспечивающая преобладание внутренних связей (в том числе перемещений вещества, энергии и передачи информации) над внешними» [11]. Экология — наука о функционировании и взаимодействии живых систем, о коэволюции человека и биосферы стала суммарной наукой о выживании человечества.

По мнению автора, человек как «биоэкосистема» подчинен информационным принципам «экологической целесообразности: принципу подобия, избирательного взаимодействия на основе распознавания родства; принципу максимизации энергии и информации, творческой поисковой активности, системно-динамической комплиментарности, общему системо-генетическому закону и другим принципам, описанным содружеством ученых — экологов. Предметом нашего рассмотрения является человек как биоэкологическая и информационная система в глобальном информационном пространстве биосферы. Способ восприятия и переработки внешней и внутренней информации записывается в информационно — генетический код человека. Рассмотрим положения биосемиотики с позиций иммунологии и психо-иммуногенетики.

Предложенная мной эволюционно-адаптационная теория иммунитета явилась результатом участия в научном клинико-эпидемиологическом иммунологическом эксперименте (института иммунологии МЗ РФ) и самостоятельного анализа результатов исследования. Материалы представлены Ученому Совету и описаны в 3 монографиях автора (1987-2004 гг). Институт по заказу государственного комитета по науке изучал эпидемиологию иммунодефицитных состояний детей СССР. Будучи врачом НКО поликлиники, я клинически выявляла наличие блоков, типы реактивности, уровень и степень иммунологического нарушения. Изучив качественным, клиническим дискретно-динамическим методом анамнез около 500 детей, направляла их на скрининговые лабораторные исследования и в специализированное отделение. Только тройной анамнез: изучение качества здоровья, влияния факторов внешней среды, индивидуальных особенностей внутренних регуляторных закономерностей, — позволял построить прогностический диагноз, выполнить дифференциальную диагностику при выявлении иммунодефицитного или иммунопатологического состояния. Воочию я прочувствовала принцип герменевтики. Изучая целое по частностям, необходимо было переосмыслить сущее, прозреть центральную регуляторную, информационно-прогностическую, адаптивную суть иммунной системы. По данным литературы и на клинико-эпидемиологическом материале многосторонне была проанализирована автономная функциональная роль иммунной системы. Предпринята попытка системного взгляда на иммунный ответ с точки зрения целостного организма.

Как результат непосредственных наблюдений:

— Была сформулирована гипотеза о системной должностной специфи­кации иммунокомпетентных клеток, об иерархическом строении иммунной системы, расширено представление об ее функциях. Названы следующие ее функции: защитная, распознающая, формирующая, организующая, контролирующая, координирующая, регулирующая, информативная, адаптивная, эволютивная.

Предложены 2 классификации ее: по конституциональному иммунотипу и по степени функционального напряжения, степени тяжести поражения. В соответствии с системно-функциональной классификацией изменения иммунной системы параллельны системным и этапным изменениям всего организма.

В структурно-функциональном строении иммунной системы, наряду с тонкой специфичностью взаимодействующих элементов, играет роль ее иерархическое, соподчиненное (с обратной связью), 3-х звеньевое строение. Каждое из сопряженных звеньев взаимодействует с разными структурами организма и отвечает на сигналы разной силы и направленности. Соответственно, эти звенья контролируют микробную, клеточную, энерго — информационную чужеродность (взаимоотношения с микромиром, биологическим, социальным миром, биосферой). Как система — посредник в трансформации разного вида энергий организма, она содержит информационный код организма и контролирует самоизменение, формируя специфические биологические и информативные феномены. Иммунологическая иерархия держит на себе, наряду с нейро-эндокринной, иерархию целостного организма и действует подобно реле напряжения.

Исторически, при изучении специфических механизмов иммунного ответа внимание ученых первоначально было отдано изучению защитной функции системы. Позднее предложена клонально-селекционная теория и открыт феномен толерантности. По мнению Ф.М. Бернета (1971г), «Величайший смысл иммунитета заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на удержание и функционирование целостности любого сложного организма. Центральный биологический механизм организма — это механизм распознавания своего и чужого» [3].

Иммунная система активно участвует в формировании высокочувствительных адаптивных программ, влияя на тип адаптации и способ патологической компенсации. В популяции иммунная система участвует в обеспечении процессов фенотипической адаптации, влияет на формирование видов. Она играет ведущую роль в информативном контроле и развитии системных перестроек. Изучение ее целесообразно в интегральном и прогностическом изучении здоровья.

Сделан вывод, что иммунная система предоставляет модель для изучения принципов существования живых систем. Ее изучение позволило определить мембранные регуляторные и медиаторные механизмы, такие феномены как сенсибилизация, толерантность, экономичность функционирования, феномен планомерной, организованной отдачи резервов, феномен обеспечения равновесия с механизмами распознавания родства.

Автором разработана психо-иммуно-центристская теория самоорганизации (теория психо-имуно-системогенеза). В соответствии с ней иммунная система — сущностная система организма и основная система в регуляции информационно-энергетического равновесия. Изменение сознания и здоровья преломляются через существующую в недрах нашего существа систему распознавания родства и чужеродности, биологической и энергетической. Она контролирует и организует принцип самоорганизации и потому имеет доступ к энергетическим суперресурсам (генетической энергии).

Сопоставлены функции иммунной и нервной системы в самоорганизации организма человека. Задача нервной системы — жизнеобеспечение, сохранение постоянства гомеостаза.

Задача иммунной системы — организация работы организма организма по принципам подобия, системно-динамической комплиментарности, максимальной энергетической эффективности, принципу Ключевой регуляции. Она участвует в трансформации разного вида адаптивных энергий, используемых организмом. Обе системы являются центральными информативными системами. Процессы, организуемые 2 информативными ветвями регуляции: психо-иммуно — энергетической и нейроэндокринной, находятся в постоянном динамическом взаимодействии, взаимовлиянии (равно как яньская и иньская системы). Иммунная система подчиняется нервной системе по линии прямой и обратной связи, но конкурирует с ней в использовании генетической энергии, имея иные функциональные задачи.

Иммунная система содержит информационно — энергетический код организма и может распознавать свое и чужое. Через нее передается программа развития, наступления болезни, оздоровления. При ее посредстве формируются типы адаптации и патологической компенсации.

Иммунология расшифровала механизмы реализации самобытности человека. Вид Homo sapiens сформировался тогда, когда появилась возможность избирательно и энергетически автономно реагировать. Ранее представление об «интеллектуальном» упорядочении биологической информации организма связывалось лишь с центральной нервной системой. Еще не определилось очевидное понятие, что система Крови, путем формирования высокодифференцированного иммунного механизма, приобрела свойства разветвленной влиятельной и, более того, главной информационной системы организма, ответственной за специфическую сферу адаптации и эволюции. Как система контроля, она сохраняет память о родовых качествах и осуществляет контроль генетического, космического, природного единородства. В системной основе человека лежит умение формировать и охранять энергетическую индивидуальность от внешних энергий и реагировать на информацию избирательно. Психо-иммуно-энергетическая ветвь регуляции обеспечивает функцию самоорганизации по принципу индивидуации.

Необходимо с общебиологических позиций оценить ее место и роль. Новое представление об эволюции и адаптации человеческого вида связано с раскрытием информативной сущности иммунной системы, раскрытием экологической роли явления иммунитета.

Ключевая регуляция построена по принципу Родства-соответствия себе и контролируемого самоизменения. Человек рождается с программой генетически заданных реакций в генетически заданных условиях. Это касается как сомы, так и психики человека. Наследуемая адаптивная программа — это способ динамического существования живого организма, имеющего избирательный способ восприятия и переработки информации, индивидуальный способ энергетического существования.

Человек получает при рождении генетическую программу жизнеобеспечения с матрицей саморазвития и, прижизненно проверяя эффективность, структурирует ее. Она организует процессы адаптации, эволюции, организма, сохраняет память родства. Механизм «возмущающего отклонения», организованный иммунной системой, включается через дезинтеграцию, неузнавание себя. При нарушении возможности распознавания включается программа самоуничтожения. Человеческую модель самообеспечения характеризует избирательность и цельность реагирования. Подобие себе и Вселенной закрепляется в способе информационно — энергетического общения с людьми и небом (биосферой), в способе восприятия и переработки информации.

Иммунная система крови обеспечивает связь между генетическим аппаратом и функцией и организует функционирование биологического организма в соответствии с принципами экологической целесообразности Вселенной.

Иммунная система — система — код использования генетической энергии, инструмент эволюционной гармонизации, совершенствования, сохранения (и самоуничтожения) высокоорганизованного биологического вида. Система распознавания родства сопрягает духовное и физическое начало человека. Изменения в энергетических характеристиках опосредуются сознанием. Информационно-энергетический код (код сознания) меняется в первую очередь. Иммунная система — зеркало гармонизации вида.

Рассматривая человека как открытую биоэкосоциосистему, мы изучаем экологические принципы самообеспечения живых систем, опосредуемые системой ключевой регуляции. В структуре самоорганизации человек биологический подчинен биосферным принципам «экологической целесообразности». Его основные биологические феномены вторичны по отношению к экологическим принципам вселенной, формируются по соответствию и подконтрольны им. Иммунная система регулирует отношения биологического человеческого вида с Космосом. Иммунитет — не только биологическое, но экологическое явление. Рассмотрим ее эволютивную функцию.

Учёными описаны два общебиологических принципа, объясняющих стратегию природы в процессах эволюции живых систем. 1. Ч. Дарвином в работе «Происхождение видов путем естественного отбора», 1895 г, представлен принцип естественного отбора и наследственной изменчивости, как движущая сила эволюции. Индивидуальное наследственное уклонение ведет в длинном ряду поколений к изменению видов в направлении их большей приспособляемости к конкретным условиям существования. 2. Н.К. Кольцов открыл основу молекулярных механизмов передачи и накопления информации в геноме и сформулировал принцип матричного воспроизведения биологически важных (наследственных) молекул. А.В. Тимофеев — Ресовский придал этому эволюционный смысл, предложив принцип матричной конвариантной редупликации в наследственной основе, принцип «редупликации живых частиц, включающих наследственные вариации дискретно-построенных кодов информации» [19,20]. В.Н. Тимофеев — Ресовский, автор популяционной генетики и теории микроэволюции, завещал мысль, что в перспективе, для создания подлинной теоретической биологии, генетика должна быть связана с эволюционным учением. Им определены элементарные факторы, структуры, элементарные явления, биологический материал эволюции. Он считал, что «в будущем, возможно, вычленится третий общий естественноисторический биологический принцип, суть которого фиксировалась бы термином «усиление».

3. А.И. Семёновой предложена еще одна объяснительная стратегия (1995г)[13]. Пространственное распределение вида Человека привело к изменению экологических возможностей адаптации. Информационная среда стала доминировать наряду с биологической. Процессы энтропии и синтропии, информационного хаоса и согласованности информационных структур, «обусловили развитие новых систем управления с дифференциацией и специализацией функций» [11]. В процессе высокой организации совершенствуются механизмы сохранения индивидуальности. Усиливается роль иммунной системы, принявшей функции сущностного, информационного посредника в биосфере (владеющей информационным и биохимическим кодом). Природный мир руководствуется едиными законами: эволюционного преобразования и экологической целесообразности. Природа стремится к совершенствованию через разнообразие генетического фонда, а, значит, заинтересована в сохранении индивидуальностей. В процессе эволюции идут два разнонаправленных процесса: стремление «изменить Себя», чтобы выжить и стремление «сохранить Себя», сохранить видовую устойчивость через сохранение индивидуальности особи. Третий общебиологический принцип связан с представлением об усилении роли иммунной системы, принявшей функции сущностной системы — посредника человека в биосфере и в эволюции. Это — система — посредник в преобразовании разного вида адаптивных энергий, которые использует человек. Сохранение видовой устойчивости высокоорганизованных видов в эволюции обеспечено законами:

а) постоянного совершенствования системы саморегуляции;

б) выделения единого многофункционального механизма ключевой регуляции, с настройкой систем по доминанте индивидуальности (информационно-энергетическому коду);

в) наследования высокочувствительных адаптивных программ, способных к прижизненной самоорганизации или дезинтеграции.

Эволюция человека связана с развитием его сознания и особыми способами реализации энергетического баланса организма. «Изменения направляются внешними экофакторами и системными особенностями развития эволюционирующей совокупности» (внутренними свойствами био-эко-системы) [28]. В эволюции формируется единый многофункциональный механизм адаптации и саморегуляции, который обеспечивает необходимый баланс внешнего реагирования и внутреннего допустимого самоизменения.

Мы можем рассматривать вопросы энергетического упорядочивания мотивируемых реакций человека, рассматривать цепь прогнозируемых событий, организуемых иммунной системой при поддержании и коррекции ею наследственных адаптивных программ. Информационное кодирование позволяет тонким (информационным) энергиям незаметно превалировать над биологическими.

Генетическая сила рода и общечеловеческая энергия духа сопрягаются на уровне души. «Душа тела — в крови» (Библия, Левит 17). Эволюционное самоизменение и самосовершенст-вование человека опосредуется Живодействующей субстанцией. Духовная программа человека постепенно претворяется в физическую и на невидимом уровне интегрирует — дезинтегрирует процессы биологические.

Иммунная система, обладающая автономной генетической памятью, организует тонкую системную специфичность и избирательность реакций человека. Жизненный принцип организма — это реализация его наследственных адаптивных программ, развертывающихся через механизм избирательности, специфичности.

Психо-иммуно-энергетическая ветвь регуляции обеспечивает функцию самоорганизации по принципу индивидуации. Центральный тонкоспецифичный механизм внутренней информационной связи обеспечивает системе высокую избирательность и толерантность, необходимый баланс внешнего реагирования и внутреннего допустимого самоизменения.

Позиционно наукой могут быть представлены нейро-центристская и иммуно-центристская модели самоорганизации: с верховенством принципа приспособляяемости и принципа природного созвучия.

Конкурируют теория общих неспецифических адаптационных реакций и теория специфической природы адаптации; теория «периодической закономерности развития адаптационных реакций в зависимости от абсолютной величины действующего фактора» и теория реализации «возмущающих отклонений», циклически развиваемых самой живой системой. Сопоставим здесь иммуно — центристские представления с представлением позиции ведущих ученых.

— П.К.Анохин (1980 г) [2] представил теорию организации функцииональных систем для восстановления гомеостатического равновесия, важнейшего принципа жизнеобеспечения. «Сопровождая жизнь на протяжении эволюции результат подчинил себе все свойства и конструкции функциональных систем, которые в свою очередь обеспечили ему все более тонкое приспособление к усложняющимся условиям биологического и социального существования».

— Автором представлена теория Ключевой регуляции и доступа к генетическим ресурсам посредством информационно — энергетических преобразований системы по единому коду. Смысл саморегуляции — в обеспечении постоянства гомеостаза и в защите от мутагенеза (1995 г) [13]

Приспособление и даже жизнеобеспечение особи вторичны по отношению к инстинктивному стремлению эволюционного самосохранения вида, защиты генетического материала.

— Г. Селье предложил представление о трех фазах напряжения при адаптации и сообщил об адаптации как неспецифическом явлении. [16].

— Автором эти фазы рассматриваются как первый этап неспецифических изменений при переходе к этапу долгосрочной, специфической, адаптации, программируемой иммунной системой (2000 г).

— Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Уколовой М.А. представлены понятия о периодической смене реакций на состояние ареактивности (с накоплением пластических материалов), отражающих колебательную природу живых систем [5]. На диаграмме это отражено в виде двойной логарифмической спирали, символизирующей саморазвитие.(5)

— Автором предложено понятие об эволюционной спирали самоорганизации на основе периодических возмущающих отклонениях, инициируемых самой иммунной системой (1995 г) [13]. Предложена голографическая модель информационной самоорганизации человека. Эволюционная мандала — это символический Крест в круге, со сферой в точке перекреста, как остановленное мгновение вечной Эволюционной спирали.(2000г)[15].

Дуалисты раздельно трактуют функции тела и души. Долго обсуждались первичность ума или чувства, сознания и материи. С. Волински (1997г) считает, что человек имеет «заклятую привычку неполноценности по отношению к целостности своего организма» [4]. Сознание — не абстрактная метафизическая категория. За понятием сознание скрываются информационные энергии, формирующие организационные принципы живого организма. Явление, феномен, укрепляется ими. Организуя отношения организма с его эволюционным материалом, иммунная система охраняет индивидуальность, биологическую и духовную не позволяет изменить природный проект человека, созданный Творцом. Поэтому метафизически иммунная система — система Надсознания. Господь дал человеку право творца, просветляющего материю: охраняющего и развивающего живое начало. Организм борется не только за жизнь. Его важный инстинкт — предотвращение мутации вида, рода, сохранение дара самосознания. Философ М. Хайдеггер утверждает: «Жизнь человека — цепь величайших самоопределений и стресс борьбы с мутациями»[21]. Природа не допустит генетического перепрограммирования человеческого вида. Включается «механизм геноптоза»[9], программа направленного самоуничтожения.

Известно, что иммунный ответ индивидуума генетически предтерминирован: антигеном гистосовместимости — способность к иммунному ответу; ir-геном-сила иммунного ответа; на уровне локусов HLA — определяется чувствительность иммунного ответа. Иммунология изучила многие нюансы работы генов иммунного ответа. Но, по мнению К. А. Лебедева (1996 г), «увлечение ученых 50-70гг исследованием специфических иммунных реакций оторвало их от общих системных представлений»[7]. Иммунолог, ввиду большой специфики и важности изучаемого предмета, приобретает элитарные знания, по научному потенциалу сравнимые с математическими. В клинической медицине изучение иммунной системы «не обязательно». Сегодня лишь гипотетически можно обсуждать все системные связи и функции иммунной системы. По мнению В.И. Донцова (1990 г) «система Т-лимфоцитов-регуляторов клеточного роста гораздо более сложна, чем система Т — и В — эффекторов иммунитета, филогенетически более поздних и простых. Представление о системе, контролирующей эти процессы, предлагает новую трактовку в системе информационной иерархии»[6].

Для меня, как врача, понимание информативной функции иммунной системы, контролируемых ею системных программ связи между генетическим аппаратом и функцией, планируемых программ долгосрочной адаптации, типов патологической компенсации стало отправной точкой в перестройке представления о структуре самоорганизации человека. В процессе естественного отбора, при изменении внешних условий, видимо, складываются определенные типы иммунной системы, определяющие такие существенные параметры как силу и слабость иммунного ответа, раздражимость, стабильность иммунокомпетентных клеток, способность к саморегулированию, самоподдержанию, силу ассоциативных связей. Эти конституциональные регуляторные свойства обеспечивают реализацию иммунных эффекторных механизмов. Функциональное отношение каждого организма со своим генетическим аппаратом (эволюционным веществом) определяется первоначальной информационно-энергетической заданностью (способностью сформировать эволюционную константу). Организм имеет врожденную регуляторную матричную конструкцию адаптации, с ее прижизненной коррекцией.

В ХХI веке эпигенетика поставила вопрос о том, на эволюцию человека можно целенаправленно влиять. Эпигенетика, новый раздел молекулярной биологии, исследует наследственные признаки, не закодированные в геноме, не записанные в последовательности ДНК; обратимые изменения функций гена или фенотипа клетки, связанные с прижизненной экспрессией генов. По мнению ученых, эпигенетические механизмы являются дополнительным вышестоящим уровнем информации по сравнению с генетической информацией ДНК. В исследовании феномена участвуют многие зарубежные и отечественные специалисты (Б.Ф. Ванюшин, А.М. Вейсерман). Новый век называют «веком эпигенетики». Избежит ли человечество, осознавшее пути эволюции, искушения информационных, генетических войн?

Предлагаю представление о психоиммуногенетике-экосистемной дисциплине, изучающей принципы самосохранения и самоизменения высокоорганизованного человеческого вида, принципы формирования высокочувствительных наследственных адаптивных программ, их прижизненную самоорганизацию на основе развития сферы сознания и способы информационного сопровождения этих программ. Это — междисциплинарная область знания, исследующая особенности, потенциал и специфические энергетические возможности жизни Человека в ноосфере — сфере влияния разума.

Философское отличие модели самоорганизации на основе эволюционно-адаптационной теории иммунитета — в возложении на человека ответственности за дальнейшую эволюцию или инволюцию в развитии. Человек подчиняется не наследственной изменчивости, но наследуемому принципу сохранения информационных адаптивных программ саморегуляции, с их прижизненной коррекцией. Каждый человек становится ответственным за сохранение свойств высокоорганизованного биологического вида, за внесение хаоса или гармонии в свою генетическую линию и в пространство Биосферы.

Иммунитет — это экологическое явление.

Сознание укоренено в биологическом организме, а генотип формируется при участии сознания человека.

Психотерапия 20 века проявила внимание к Эго — сознанию человека и открыло завесу к бессознательно протекающим процессам. Интерес к Эго-сознанию в 21 веке сменяется интересом к Этно-сознанию и Эко-сознанию человека. Человек воспринимается под эгидой приоритета живого. Какова природа конфликта Эго — и Эко — личности? И. Ялом (2000 г) сопоставляет динамическую структуру конфликта в аналитических теориях [22]. Конфликт по Фрейду: влечение — тревога — защитный механизм. В экзистенциальной психотерапии она заменена следующей: сознавание конечной данности-тревога-защитный механизм.

Рассмотрим по аналогии динамическую структуру конфликта внутри Эко-личности: нарушение осознавания подобия (самоощущения родства, самоидентификации) — тревога — защитный механизм. Тревогу вызывают не конечные данности, а потеря первичных данностей, отчужденность, разделенность, расколотое самосознание.

Дуалисты раздельно трактуют функции тела и души. Долго обсуждались первичность ума или чувства, сознания и материи. Человек имеет «заклятую привычку неполноценности по отношению к целостности своего организма» (С. Волински, 1997 г) [4]. В связи с дуалистическим представлением о душе и теле формируeтcя одностороннее, ложноe мышлениe, предполагающее закономерным хаотичность и разлад с собственным бессознательным, проявляющийся в ощущении отчужденности, тотальном страхе самосознания. Это — конфликт не с «отцом» или «конечными данностями существования», а конфликт с породившим духом-Логосом, с первичной природой человека. Человек вступил в конфликт с собственной природой. Ум с сердцем не в ладу. Злободневные вопросы современности: человек — субъект или объект, ремесленник, киборг (полуробот) или творец в пост-индустриальном мире? Так же внимательно, как Эго — личность, должна рассматриваться Эко — личность человека. Требуют прояснения первичные, духовные, эволюционные, экологические основы существования, укорененные в человеческой природе и принципах «экологической целесообразности» Вселенной. Цивилизационный экологический кризис в первую очередь касается фигуры самого человека. Человек имеет программу самоуглубления, эволюционного совершенствования и генетически программируемого самоуничтожения. Можем ли мы игнорировать представление об опосредующей роли информационной иммунной системы в самоорганизации и самоуглублении? Пытаться искусственно, произвольно изменить, отменить психо — иммуно — энергетически структурированную программу нельзя. За ней — множественные информационные и биологические связи, память веков. На нее можно воздействовать только опосредованно, психотерапевтически (энергией души, информацией), воздействуя на структуру через функцию.

Обсуждаются вопросы об иммунитете личности и наставническом, психологическом сопровождении наследственных адаптивных программ. Философия оздоровления — в осознании природного принципа генетического, энергетического, космического единородства. Лечение заключается в эволюционном обучении системы, раскрытии творческой потенции и активных динамик, в воздействии комплиментарными, содружественными энергиями (голос родства), в психо — лингвистическом конструирование реальности, раннем приобретении опыта самосознания. Природой востребовано творческое мышление человека, возможное для информационно и энергетически упорядоченной системы.

Важной задачей Человека разумного является задержание распространяющихся процессов отчуждения, разъединения, сопровождаемых психо-энергетической дефицитарностью и потерей жизненной активности. Русская философская школа всегда поддерживала философию родства, богочеловечества, духовной самодисциплины, свободы в творческом самовоплощении.