Философы, гомеопаты, психологи всегда сталкиваются с вечной троицей, раскрывающей сущностное начало человека. Начало этому кладет Божественная троица. Философское обоснование: человек живет в Бытии, Пространстве и Времени. Он имеет животную, социальную и духовную эволюционную сущность. Гомеопаты рассматривают 3 плана существования: духовно-ментальный, эмоционально-психический и телесно-материальный и три царства, животное, материальное и растительное, три типа психо-соматического реагирования: дефицит, избыток, деструкция. Сущностная принадлежность обеспечивает систему предрасположенностей, из знания которой строится определение подобия.
Сопоставим представления психологов и гомеопатов о “вечной троице”.
Известный австрийский психиатр д-р В.Франкл представил ряд триад, характеризующих человеческое существование. Три сущностных явления экзестенциала человека — духовность, свобода, ответствен-ность. Трагическая триада человеческого существования — боль, вина и смерть. Эта триада имеет дистанционное развитие. Человек имеет свободу воли, смысл жизни и волю к поиску смысла. Смысл жизни сопряжен с поиском универсальных ценностей: творчества, переживания и отношения. Человека формирует осмысленное отношение к боли, вине и смерти. Человек волен занять определенную позицию. В случае боли — позицию по отношению к судьбе, в случае вины — позицию по отношению к себе. Главную позицию он занимает по отношению к конечности бытия, посредством человеческой сути поднимаясь над своим страданием. Никто и ничто не может лишить нас прошлого. Оптимальна позиция человека, открытого восприятию жизни и судьбы.
Враги человека, по представлению гомеопата Д.Витулкаса, боль, эгоизм страсть. Здоровье-свобода от боли в физическом теле, от страсти на эмоциональном плане и от эгоизма в ментальной сфере. Три уровня существования: сознательное — правит логический ум, подсознательное — время сна и сверхсознательное — состояние успокоения ума и глубокого созерцания.
Широко известна триада классического психоанализа: Ид, Эго, Супер-Эго. Враги человека по З. Фрейду: боль, вина, смерть.
Гомеопат д-р Д.Гранжорж говорит о возможности сопоставления гомеопатической миазматической троицы с психоаналитической. Психологическое ядро гомеопатических средств может зародиться в трех стадиях: оральной, анальной, Эдипова комплекса. На первой стадии решается проблема животного обеспечения существования ( боли), на второй — проблема контроля (вина потери его), на третьей — проблема любви отца, без которого невозможно духовное существование (проблема потери себя, смерти).
По мнению автора, Человек-это динамически заряженная система, имеющая три базовые состояния, характеризующие адаптивную программу человека, потенциальную возможность саморазвития и самоизменения. Это нормальные жизненные состояния человека, которые при их акцентировании и провокации становятся миазматической праосновой —соответственно нега, страх, страсть. Нега-акцент на состоянии духовного поиска, созерцании, сосредоточении. Это одно из состояний, жизненно необходимых человеку, ответственное за избирательность человеческого плана существования. Оно реализуется в информационном пространстве Надсознания и существовательно соотнесено с психо-иммуно-энергетическими процессами. Потеря этого фонового состояния духовного комфорта вызывает болезни псоры. Следующее базовое Состояние человека соотносимо с информационным пространством логического уровня Сознания и материальными процессами гомеостатического контроля нейро-эндокринной системой. Проблема этого состояния — страх.
Страх не утрированный — это естественная боязнь за целостность автономного существования, рождающая чувство ответственности. В акцентированном состоянии перерождается в тревожность, боязнь потери контроля над ситуацией, что ведет к болезням сикоза. Неуравновешенное жизненной основой чувство страха — является невидимой, но наиболее важной основой развития большинства соматических заболеваний современного человека. Конгломерат соматических болезней — является проявлением избыточности, нерациональности энергетических реакций при информационной необеспеченности и недостаточности.
Страсти человека помогают ему приспособиться к непредсказуемой социальной среде и являют собой механизм поиска проблемного равновесия в негармоничной ситуации. У животного страх и страсть живут рядом. У человека — они разведены по разным системам равновесия.
При обсуждении разных трактовок понятия миазмов, наиболее часто они рассматриваются в соответствии с реакциями дефицита—избыточности—деструкции, рассматриваемыми в качестве системных. В этом качестве они могут также быть соотнесены также с тремя базовыми иммунологическими реакциями: иммунологической недостаточностью (блоком на определенном уровне), гиперчувствительностью замедленного типа (с идеосинкратическими феноменами), а также и — немедленного типа (с воспалительной или аллергической альтерацией).
В данном обсуждении — к трактовке миазмов привлекаются уровни сущностного, экзестенциального, психологического и иммунологи-ческого анализа, которые, пересекаясь в своей взаимообусловлен-ности, образуют эволюционное ядро миазматической модели. Миазмы трактуются с позиции эволюционизма, с акцентом на эволюционную иммунологию. Закономерности самоизменения каждого отдельного человека потенциально отражают регуляторные этапы самоизменения популяции, что позволяет нам говорить о миазматической праоснове, но адаптивная программа каждого отдельного человека согласуется с информационной реальностью при рождении и в первые годы жизни. В результате мы имеем информационно ранжированный эволюционно-ориентированный динамический тип саморегуляции, который может учитываться при динамическом наблюдении пациента и выборе потенции. В составлении алгоритма исследования базовых адаптивных программ могут быть практически полезны инициационные типологические ряды миазматического анализа. Тематически просле-живаются параметры самоизменения в их естественной функцио-нальности. Проблемы более высокого уровня определяюще влияют на качественное развитие нижестоящих, хотя связь эта не прямолинейная, а спиралеобразная. Интересно сопоставление эволюционной теории миазмов и иммунологической теории старения.
Ученые Национального Геронтологического Центра России предложили иммунологическую теорию старения и описали основные типы самоизменения живой эволюционирующей системы. Темп, проявления, тип, механизмы старения для разных типов биологических систем — разные. Старение можно сдержать путем перерастания, развития, эволюции системы, а не путем консервирования. (“Донцов В И, Подколзин АА, Крутько ВН, “Старение, механизмы и пути преодоления”М, 97г”)
Причины развития онтогенеза в сторону старения, а не усложнения (и бесконечно долгого самосохранения), — заключается в том, что целостный организм консервативен и неизменен. Принцип энтропии определяет направление его эволюции как накопление хаоса, ухудшение, несмотря на возможность самовосстановление частей. На уровне биосферы остается возможность длительного сохранения организма одной структуры в пределах вида”. Четыре типа старения живого вещества, предлагаемые в монографии, видимо, могут быть сопоставимы с эволюционными миазматическими моделями. Их причины следующие: недостаточная открытость системы и самоотравление метаболитами (сикоз?), недостаточность действия сил отбора, прекращение биологической эволюции, груз мутаций (альтерация? люис?), недостаточность самообновления структур, накопление разнообразия (псора?), а также снижение регуляторных влияний целостного организма (карцинозинум?). С разрешения авторов приводится представленная ими таблица “фундаментальных типов старения живого вещества”. Авторы предлагают дифференцированные пути профилактики разных типов старения.