Латиноамериканские коллеги говорят о миазме, как о внутренней картине человека, личностном и конституционном потенциале. П.С.Ортега ориентируется на философско-психологическую обеспеченность термина. “Ошибочное мышление берет свой разбег в физическое. Миазматические феномены: торможение — недостаток, излишество — избыток, деградация-деструкция. Т.Пашеро ориентируется на психоаналитическую философию. Им исследуются травмы раннего детства, ведущие к формированию псорической инфантильной реакции-страха и феноменов невроза, аллергии. М. Дорче считает, что действующий миазм показывает степень резерва, запаса, которым располагает человек при жизни, учитывает врожденную готовность к болезни (состояние тканей, соков, душевных структур).
Зачем нужны новые трактовки миазма? Миазм не имеет алгоритма диагностики. В практику вошла диагностика нозодов, что не идентично миазмам. Трактовка их составляет ядро позднего учения и завещания Ганемана. Перечисляя концептуальные положения гомеопатии: нематериальность (для глаза) действующего информационного фактора, субстанционное подобие и специфические способы изготовления средства, — менее уверенно мы упоминаем о миазматической сути истинных (не зависящих непосредственно от воли человека) хронических болезней. Миазм — это груз, сопровождающий человека в веках. Диагностический алгоритм строится на принципе подобия. Будет ли спорным утверждение, что в гомеопатии хорошо разработаны философская концепция и методический алгоритм, но не методологическое ядро. Оно является уравновешивающим началом между общим представлением о Человеке и частным представлением о феноменологической или этио-патогенетической диагностике болезни.
Д-р Ю.Гнайгер выделяет 2 направления гомеопатии. Клинико—природно-научное направление гомеопатии ориентируется на токсико-пато-морфологические процессы. Направление, развивающееся ориентированно на искусство реперторизации—интересует упорядочивание алгоритмов и тотальность симптомов. “Практика обоих главных течений гомеопатии не нуждалась в учении о псоре. Требуется дальнейшая разработка, чтобы “ лучше применять гениальный замысел Ганемана”. В ближайшем приближении вопрос: как скоро может оказаться практической в буднях гомеопатии потребность в миазматической диагностике? Не можем ли мы, увлекаясь алгоритмами и изящной основной концепцией подобия, уйти от методологического ядра? Приведем оригинальную христианскую трактовку миазмов и действия гомеопатии д-ра Ф. Луиса. Человек по своей воле покинул Древо Жизни и загнан в угол человеческой логикой. Душа, скрытая и нематериальная—не только разум, но любовь и воля. Человек живет в беспорядке, чувствуя себя голым и одиноким (псора). Действует во спасение, и это сикоз. Его агрессивная реакция — сифилитическая. Гомеопату “дана привилегия — подготовить пациентов к божественному выздоровлению (христо-центрическое видение выздоровления). Надо заврачевать раны, нанесенные способности любить и быть любимым. Христос — единственное настоящее подобие”.
Д-р Мази рассматривает миазм как фундаментальную причину, объясняющую поведение человека, страдающего от несовершенства. Первородный грех тяготеет над человеком. Он работает, надевает маску, скрывающую страдание, наказывает себя или других агрессией или самоагрессией.
Д-р Р.Шанкаран сопоставляет миазм с Делюзией--Состоянием, имеющим Корни, утвердившим себя в Психике человека, им неосознаваемое, имеющее в основе Центральное нарушение и приводящее к искаженному восприятию мира (искажение реальности, связанное с индивидуальной реакцией и принятой личностной установкой). Социо-культурные черты, как маска, скрывают реальную личность”. Центральное нарушение-это “Психические симптомы и функциональные симптомы со стороны Нервной, Эндокринной и Иммунологической систем. Вместе они составляют одну ось—Психо-Нейро-Эндокринно-Иммунологическую Систему”. Корни — это впечатления от специфических ситуаций в прошлом (или предыдущих поколений), которые при предварительной психической сенсиби-лизации заставляют человека чувствовать и реагировать так, словно он находится в этой ситуации. “Идея псоринум заключается в том, что он достиг очень рискованной точки в жизни”. Псоринум печален от незавершенности действия, одиночества и недостатка любви. Предчувствие опасности — характерно для псоры, спешащее, нетерпеливое действие с преодолением тревоги — для сикоза, безысходность, самозакрытие и самоагрессия — для сифилиния.
Прислушаемся к классикам гомеопатии. Вопрос о псоре образует внутреннее ядро учения С.Ганемана. По Ганеману, внутреняя псора связана с нарастающей перестройкой его жизненной силы (заражение — супрессия-внутренняя псора). У хронических миазмов, как и у острых, есть продромальный период и период прогрессирования; в отличие от острых, нет периода спада. Мнение ученика С.Ганемана, д-ра Д.Кента: “Человечество сотни и тысячи лет строит свою жизнь в соответствии с ложными теориями и представлениями. Неправильное мышление—причина всех патологических состояний. Управление человеческим организмом осуществляется изнутри к периферии, и любое извращение внутренней сущности в виде личного или общественного насилия непременно приводит к органическим поражениям. Когда нарушается внутренняя сущность человека, то появление внешних изменений является лишь вопросом времени. Мышление, желание и действие — эти три стадии составляют жизнь человека. Подавляя внешние проявления псора, мы имеем тяжелейшие заболевания. Гомеопатия стала необходимостью, но ...бесплодны попытки утвердить гомеопатические принципы, насмехаясь над понятием псора и учением о миазмах”.
Терминологическая и понятийная трактовка определений миазма, диатеза и конституции — рознятся у гомеопатов разных школ. Приведем комплекс представлений, любезно представленных нам французской школой. Миазм—это наследственная и приобретенная патология всего организма, характеризующаяся предрасположен-ностью к определенному типу реагирования(этиология, течение, прогноз), имеющая определенный набор симптомов, развивающихся сходным эволютивным образом. Диатез—предрасположение к более локальному органическому поражению органов, тканей, систем, или — один из компонентов реакции сенсибилизированного организма на агрессивный агент, выражающийся в наборе признаков”.Иногда диатезом называют миазмы и хроническую интоксикацию. “Конституция —это морфо-психо-физиологический ансамбль. Она представлена стабильной морфологической конструкцией, состоящей из совокупности морфо-физиологических характерных признаков, выработанных в ходе первой части жизни и представленной у индивидуума, когда он обретает полноту своих функций, то есть во взрослом возрасте. Темперамент изменяется в соответствии с жизненными возрастами. Синтез всех трех элементов образует совокупность реакций организма (нацеленную на обеспечение единства субъекта перед лицом болезненной агрессии)”. “В гомеопатии рассматриваются типологические реакции трех уровней: морфо-психо-физиологический тип, тип модальности и образ декомпенсации —картины заболевания и предрасположения, вызывающей реактивные, интоксикационные и патогномоничные признаки, эволюционирующие в функциональной сфере до органического содержания.” Авторы считают, что наибольший внутримиазматический разброс вызывает трактовка роли психических факторов: представление “псоры как сферы необузданных страстей и конфликтов, приводящих к дисбалансу, и как следствие отрицательных последствий подавления. Сикоз—усталость и депресивная реакция на фоне порока метаболизма. Сифилиний—имеет жизненный ритм с большими отклонениями в амплитуде, нестабильность и парадоксальность в шкале менталитета, внутреннюю потребность в немедленном успехе (пан или пропал)”.
Можно согласиться, что имеет место чисто эмоциональная трактовка миазмов, не имеющая системного или философского обоснования. Приведем следующие примеры: “Псора — эгоизм, отсутствие совести, страстное желание достичь целей, которые не являются необходимыми” (охота на ведьм? примеч. автора).”Сикоз — врожденная подозрительность, злобность и зависть, попытки нанести ущерб психике других людей. Отсутствие долга и ответственности, связанные с плохой памятью, мешают выполнять обязанности по отношению к родителям”. “Все фашисты и эксплуататоры-продукты сифилиса. Всякий раз, когда пациент не может объяснить свои симптомы (желания, характер, ощущения)—подумать о сифилисе”. В этом случае можно напомнить, что в гомеопатии есть понятие совокупности, тотальности симптомов — необходимое знание при построении алгоритма. “Совокупность—не разрозненные кусочки информации, а нечто целое, завершенное, отражающее гомео-патическое понятие “болезнь”, где каждый симптом имеет свое место и значение, давая полную, исчерпывающую характеристику Случая”.
Известны оригинальные трактовки миазма, данные отечественными гомеопатами. Путь Российской школы гомеопатии был достаточно извилистым. Однако развитие общефилософской и медицинской мысли позволяет отечественным гомеопатам внести оригинальные трактовки в представление развития миазма.
И.В.Тимошенко: “Миазмы—это стратегические пути направления болезненных проявлений, готовая, унавоженная почва для произрастания болезней”. Ключевые слова-символы для латентного и декомпенсированного миазматического состояния: для Псоры—Поиск, надежда, борьба, безделье, расплата, для Сикоза — компромисс-лизоблюдство, для Сифилиния — отчаяние, для Карцинозинума — иделизм и бездуховность, для Туберкулинума— потребительство, страх тюрьмы. Форма проявления острых миазмов (клиническая форма заболевания) — зависит от типа хронического миазма”.
Интересна единая система критериев при описании возможных вариантов нарушения психологической адаптации, предложенная доктором А.В.Высочанским. Факторы, определяющие происхождение психических симптомов, влияют на формирование основной оси напряжения при организации психической жизни и приводят к формированию функциональных психотипов ( определяемых, в том числе, с помощью теста Люшера).
Разработки И.Э.Острейковского: “Интенции—типы реагирования, обозначают дизадаптивные болезненные реакции, что соответствует трем основным типам патологических реакций на внешние раздражители в современной физиологии, а также понятиям миазма, введенным Ганеманом. Некротическая реакция-люис, гипотрофическая-псора, гипертрофическая-сикоз. В соответствии с тремя указанными типами реагирования, можно выделить трофические (имеющие морфологическую структуру повреждения) и энергетические реакции (с ярко окрашенной симптоматикой без органического субстрата) Существующие пути окисления углеводов можно ориентировочно связать с тремя типами реагирования и миазмами (см.ссылку, приведенную в таблице).
Теорию билатеральной эволюции предлагает врач-гомеопат О.И.Эпштейн. (“Информационно-онтологические модели адаптации”, 1998г). Существует первичный информационный алгоритм. Контролирование процессов, направленных на поддержание стабильности, устойчивости и надежности биосистем конкретного вида — осуществляется горизонтальной регуляцией. Она обеспечивает нормальное функционирование биосистем, приспособление к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Благодаря вертикальной регуляции — через каждый конкретный организм проходит своя эволюционная нить”.
Трактовка миазма будет постоянно совершенствоваться, по мере развития понятия человека о своей сущности и принципах популяционного видоизменения. Гомеопатию интересует знание о психо-физиологической саморегуляции человека, искажении природных принципов существования и коррекции подобными природными субстанциями. Алгоритм исследования при выявлении подобия совершенствуется и дополняется. В построении методологии она использует общемедицинскую мысль и, имея огромную экспериментальную базу индивидуального и типологического исследования, способствует аккумуляции и распространению философских и биологических знаний.