Считаю полезным, в порядке дискуссионном, представить все обсуждаемые модели здоровья. Может ли комплиментарная медицина использовать, в объяснение динамики и типологии, структурно — функциональные модели аллопатии, основанные на классически -научном походе и позиции типологизма, как образа биологического мышления? Гомеопатия имеет актуальную потребность в выборе квинтэссенции новейших представлений о саморегуляции, что является вопросом времени. В чем больший водораздел гомеопатии и аллопатии (в практическом плане): в разных алгоритмах работы или в мировоззренческих представлениях о сущности и существовательной структуре человека? Вопрос может показаться крамольным. Согласитесь ли вы со следующим утверждением: либо гомеопатия должна представлять себе иной регуляционный ряд ( иерархический порядок мироустроения ), отличный от аллопатического, либо она постепенно станет действовать в соответствии с принципами аллопатии (не раскрытия, а сдерживания проблем). Гомеопатия имеет свою философию и алгоритмы. Но проводники ее положений — живые люди, врачи. Она обязательно должна пройти тот же путь в философии и проработке разных путей биологического мышления, как все человечество и вся медицина. Знание одной гомеопатии не ставит владеющего алгоритмами врача на пьедестал Универсального знания, получаемого человечеством методом проб и ошибок, накопления коллективного опыта. Вероятно, в гомеопатии, как и всей медицине, есть элементы классически — научного подхода, социо-морфизма, эволюционизма, гуманистики. Сознание человека, и гомеопата в том числе, созревает очень постепенно. Занятие гомеопатией дисциплинирует и способствует развитию Сознания, которое, кроме того, подготавливается Временем, в котором мы живем, и частью его отражает. Г.Селье, предлагая модель неспецифической адаптации, в своем труде поясняет: наблюдая отношения людей его Времени, он стремился создать биологическую теорию для разъяснения своей мировоззренческой позиции “альтруитивного эгоизма”. Показывая влияние эмоций на физическое тело, он призывал людей к разумной умеренности, для своего блага: люби любовь ближнего. Его модель позволяет судить не о качестве здоровья (изначального процесса в эволюционном развитии), а о этапах развития патологии, отражающих общие неспецифические структурно-функциональные нарушения (”неспецифическую манифестацию животного организма”, Селье) Ранее уже обсуждалось положение о гомеостатическом принципе (якобы ведущей целесообразности существования) и о способности человека к биологически нецелесообразным действиям: приоритет духа и потребность в должном поддержании напряжения. Когда мы говорим о избытке и истощении свободной энергии адаптации, то помним не только о реактивности, но и встречной активности — фазе ареактивности “с накоплением пластических материалов” (модель Л.Х.Гаркави — Е.Б.Квакиной). В настоящее время стресс-теория, универсальность принципа гомеостаза и представление о связи между верхним и нижним этажами регуляции вегетативной системой, наиболее поддерживается медицинскими работниками. Эти модели позволяют работать по этио-патогенетической схеме. В связи с ограниченными возможностями такого алгоритма, ориентированного на количественный анализ, при оценке качества здоровья появилась потребность в холестической медицине — целостного восприятия человека. В настоящее время, в связи с экологическим хаосом (вовне и внутри человека), с необходимостью жить и быть здоровым в искусственно — созданном информационно — насыщенном пространстве, чувствуется настоятельная необходимость как в объяснении причин, так и в контроле эволюционного самоизменения человека. Холестическая диагностика должна быть дополнена процессуально — ориентированной. Это возможно на стыке философии, теории и практики. Признанный авторитет в гомеопатии Д.Витулкас призывает “наполнить эволюционным содержанием понятие видовая и индивидуальная чувствительность”. Вслед за холестическим — намечается направление процессуально-обусловленное. Слово иммунобиологам: “Перевод бессознательного в сферу управляемого контроля имеет принципиальные особенности, связанные с огромным объемом информации, что в принципе не позволяет использовать обычные для человека принципы логического мышления, носящие линейный и бинарный характер ( “да-нет” ), оперирующие одновременно сознательно только с небольшим количеством объектов и крайне медленно. Выходом из этого являются: использование иерархического принципа и переход на принципиально многомерный и одновременный, голографический способ обработки информации” (“Проблемы геронтологии”).
Что думает о регуляции человека Основатель гомеопатического учения С.Ганеман? “ Духовная жизненная сила—это двигатель, одущевляющий материальное тело, организм. Он управляет им с неограниченной властью и сохраняет гармонию в ощущениях и отправлениях жизнедеятельности. Вечный дух, наделенный рассудком, благодаря ей может свободно распоряжаться живым, здоровым инструментом, используя его для высших целей существования. Если духовная самодействующая (автоматическая) жизненная сила поражается динамически влиянием враждебного болезнетворного агента, то жизненный принцип выходит из нормального состояния и приводит к нарушению процессов жизнедеятельности. Болезненно измененная жизненная энергия вызывает болезни. Человеческой слабости было удобнее предположить при заболеваниях наличие болезнетворного вещества, о котором можно сформировать конкретное представление ( и пациенты охотно принимают эти идеи).Но мысль, что можно изгнать материальную болезнетворную субстанцию, --это пустые мечтания, остороумно придуманные для удобства терапии. Болезнь, воспринимаемая аллопатами как нечто отдельное от живого единства организма и одушевляющей жизненной силы, является тонкой химерой, воображаемой умами материалистического склада, господствующими тысячелетиями в медицинской системе и превратившей ее в действительно вредное и неисцеляющее искусство. Причины болезней не могут быть материальными. Даже минимальное количество инородного вещества при попадании в кровеносную систему, немедленно изгоняется жизненной силой. Даже при крошечной занозе в чувствительной части тела, организм не успокоится, пока не изгонит ее посредством боли, лихорадки, нагноения или гангрены. Да разве можно предположить, что в случае заболевания двадцатилетней давности активный и неутомимый жизненный принцип будет спокойно терпеть присутствие в своих жидкостях такого патогенного инородного тела, как герпес, скрофулюс, подагра? В качестве довода приводят случаи острого поражения, например, заражения оспой. Но как часто случается, что оскорбление вызывает желчную лихорадку или суеверное предсказание смерти — саму смерть. К стыду своему, основоположники неуклюжей теории о болезнетворном веществе, легкомысленно просмотрели и духовную природу болезни и духовную динамическую силу причин, их вызывающих. Врачи-мусорщики, которые своими усилиями пытаются изгнать из больного организма никогда не существующее болезнетворное вещество, не лечат, а разрушают жизнь. Зловонные вещества, выделяемы при болезнях — продукты динамически поврежденной и нарушенной жизни.
Болезни никогда не были ничем иным, как духовным динамическим расстройством жизни, измененной в своих ощущениях и принципах. Болезнь всегда и исключительно — результат специфического динамического нарушения здоровья. Лекарства, способные изменять здоровье человека, могут ввести в действие свои целебные силы не иначе, как вызывая в соответствии с его собственными специфическими свойствами, определенные достоверные, болезненные симптомы”. (“Органон врачебного искусства”).
Современные представления эволюционизма, основанные на новом образе биологического мышления, не только дают возможность говорить о жизненной силе как “энтелехии”, но и позволяют обсуждать содержание понятия “духовный динамический двигатель” на моделях жизненного принципа организма. Гомеопатическая миазматическая типологии позволяет выйти на динамическую модель здоровья, в его саморазвитии. Гомеопатия, работая с информационными сигналами, должна знать принципы изменений, ими воспроизводимых в родственной, воспринимающей их системе. Дискретно-динамический метод изучения анамнеза — это метод изучения особенностей информационной динамически заряженной системы и ее готовности к взаимодействию. Используемый специальный алгоритм позволяет определить качество центрального нарушения, причину его формирования, динамическую стадию процесса, способность и внутренний потенциал для выхода из ситуации. В построении такого алгоритма можно использовать: голографическое изображение развивающейся модели и действующего внутри ее импульса, математическую или знаковую формулу оценки динамического качества состояния или клиническое определение типа адаптации и патологической компенсации путем построения адаптационной карты. Необходима системная модель и алгоритм диагностики “динамически заряженной системы”. Мы видим прообразы ее построения в макетах Ситуационной гомеопатии, в дискретно-динамических моделях иммунологии. Крест — символ человеческого существования (точка отсчета между вечным и конечным). Модель Креста символизирует динамически заряженную систему, характеризующую человеческую саморегуляцию. Видимо, в гомеопатии недаром (впервые в медицинской практике) возник образ Креста святого Андрея. Это позволяет гомеопатии обсуждать не только Подобие как Принцип, но и делать акцент на динамическую природу субстанций и Живодействующую силу, к которой адресуется информационный динамический стимул. Создание гомеопатами голографических моделей здоровья является хорошим показателем той необходимости, которую испытывают врачи-гомеопаты в фокусировании современного знания о саморегуляции и сущности Человека. Видимо, гомеопатия будет развиваться вглубь и вширь, уточняя концептуальное единородство с другими клинико-биологическими дисциплинами.