ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Образ биологического мышления и мировоззрение исследователя

В ДДА мы изучаем центральное нарушение по дискретам состояния. Каждый случай рассматриваем как композицию (звено динамического процесса): вход (предсуществующая состоятельность), центральное событие(момент изменения уровня существования), выход (потенциальные силы и резервы).Изучается одно заболевание, разбросанное по многим случаям. Изучается: живое динамическое начало, эволюционирующая совокупность, ритмический рисунок жизненного пространства пространства-времени. Данный метод соответствует современной эволюционной теории. Мы знаем, что в 17 век лидером в биологии была систематика (стремление описывать, называть), в 18-морфология, 19 век прошел — под знаком физиологии. В 20 веке лидирует экология, эволюционная теория (при развитии генетики, молекулярной биологии), и учение о био — и Ноосфере. В.И.Вернадский создал теорию эволюции биосферы, исходя из принципиального различия, существующего между живым веществом и костными естественными телами. Человек вовлечен в эволюцию биосферы. Живое вещество отличает своеобразное состояние диссметрического (жизненного, биологического) пространства-времени.

Перечень переменных признаков, появляющихся и исчезающих в организме по мере прохождения им своего жизненного пути, составит характеристику закона композиции, то — есть пространственно-временную разверстку типологически перетекающих друг в друга , непрерывно сменяющихся состояний. Иными словами, организм может быть представлен в качестве сложной системы, элементом которой является индивидуальное мгновенное состояние, а законом композиции — тренд или траектория морфологического и физиологического изменения от младенчества до синильной стадии, с учетом воздействия на него жизненной обстановки в ходе развития.” (“Природа Биологического Познания”)

Эволюционная теория иммунитета и экспериментально выработанные методы анализа в пределах ее теории, соответствует эволюционизму. Изучается уникальная неповторимость природы (результат развития мира). Критерием изучения является Жизнедействующая первичная субстанция, формирующая энергетическую реальность и допускающая ошибки, искажения Кода, в результате чего накапливается чужеродность, которая записывается в Коллективном бессознательном и которой надо научиться противостоять.

Мы привыкли в школьной медицине описывать состояние как “удовлетворительное- — тяжелое”, имея в виду существующую угрозу для жизни и соотносясь в информации не с центральной, а с периферическими последствиями центрального искажения. Лишь 3 дисциплины изучают организм по качественным параметрам, выясняя явления , соответствующие категориям и степени искажения живодействующей жизненной силы: психотерапия, гомеопатия и эволюционная иммунология. В процессе изучения жизненного пространства индивидуума определяется динамическое качество здоровья. Обратимся к способам мышления в биологическом познании ( ГН Хон, 1991г).

Типологизм ориентирует на выявление структурных законов организации материи целевых моделей, сформированных с позиции принципов симметрии. Акцент — на поиск идеальных типов, которые резюмируют спектр возможных форм изменчивости как в индивидуальном, так и в историческом развитии движущие силы органического мира, онтологические механизмы развития живого. В эволюционизме — акцент делается на постулирование и обсуждение движущих сил органического мира: изменчивости, наследственности, естественного отбора, онтологических механизмов развития живого. Человек изучается не просто методологически, включением его в картину исследуемой реальности, но онтологически. Изучается уникальная неповторимость его природы, явившаяся результатом развития мира, и вследствие его непосредственной причастности единству живого”

Типологизм и эволюционизм — это способы мышления в биологическом познании, которые с разных точек зрения направлены на изучение одного и того же феномена—единства и разнообразия живого”. Они имеют общую онтологическую предпосылку: человек включается в картину исследуемой реальности. Типологизм возник, когда разные научные дисциплины приступили к исследованию сложноорганизованных систем. Типологизм — это не материал, а логика исследования. Трудноразрешимая задача — какой признак считать наиболее адаптивным? Тип можно истолковать как план строения, прообраз, гештальт (облик). В морфологическом направлении типологизма большую роль могут играть признаки, не имеющие очевидного адаптивного значения.

Ортодоксальная иммунология широко использует методы типологизма. Впрочем, указанные 2 способа биологического мышления находят почву и возможность применения во всех трех “качественных” дисциплинах. Образ мышления может в определенной степени сочетаться с мировоззрением исследователя. Психолог гуманистического направления К.Ясперс приводит примерную шкалу мировоззрения для психологии. 1.Экзестенциальное понимание. Самодавлеющая и безусловная экзистенция определяет наличное бытие. 2.Феноменологическое и экспрессивное понимание — внутренне представление о сообщаемых переживаниях и восприятие психического смысла жестов, движений, мышления. 3.Генетическое понимание и объяснение (субъективный охват взаимосвязей при объективной демонстрации следствий управляющих принципов, в терминах причинности). 4.Рациональное и эмпатическое понимание интеллектом, по многочисленным отправным точкам. 5.Духовное понимание — понимание среды, в которой живет душа, содержания, которому она позволяет влиять на себя. 6.Метафизическое понимание-восприятие реальности как идеи и описание ее в символах.

Общее положение, что психотерапия-это метод лечения душой. Можно ли в психотерапии изучать состояние человека как эволюционирующую совокупность, изучая его подвижное жизненное начало? Иными словами, на чем более основана психотерапия: на типологизме или эволюционизме? Психотерапия берет за основу изучение человеческого уровня существования. Изучается структура личности, принципы формирования психических доминант, определяющих поведение, движущие стимулы, сознательные и бессознательные реакции. Для современной психотерапии характерна активная наработка направлений исследования. Выделились методы: 1.Экспериментальные — анализ и обобщение фактов и построение теории личности, 2.Неэкспериментальные — наблюдения, приобретение опыта, жизненных впечатлений. 3. Структурные — выяснение структуры личности и языка для описания понятий. 4.Динамические — изучение изменения, развития, преобразования, динамики личности. 5.Клинические методы исследования.

Как объясняют этот метод ведущие отечественные психотерапевты? “Психотерапевт-клиницист сообразует разнообразное целебное воздействие средствами своей души с особенностями клинической картины, включая личностную почву. Сам психотерапевтический процесс понимается организмически как душевное отворение биологических аптек пациента и этими биологическими движениями обусловлены и самые тонкие, возвышенные целебные духовные движения, им переживаемые. Но они не тождественны им, ибо сотканы из духовных, не материальных нитей (не существующих, однако без материи)”. Материя — изначальный, первичный по отношению к духу саморазвивающийся источник. Существует некая психодинамическая сила, правящая людьми и миром, искра изначально высшей бесконечно разнообразной Духовности, Личности, Бога. Особенности душевной психической защиты для клинициста-психотерапевта тесно связаны с биологическими закономерностями саморазвивающейся Природы (М.Е.Бурно). Согласитесь, однако, что данное описание сущности целебного воздействия можно принадлежать или очень близко к описанию С. Ганемана. Означает ли это, что гомеопатия-метод лечения душой, или психотерапия исповедует тезисы гомеопатии. Взаимопроникновение дисциплин качественного уровня анализа представляется не только полезным практически, но и необходимым, т.к. это породит новое качество.

Профессор — гомеопат из Индии, доктор Р.Шанкаран, предложил новое направление психотерапии, метод гомеопсихотерапии. “Вызывая подобное состояние посредством слов и образов, мы показываем пациенту изнутри состояние, подобное его центральному чувству” Он предлагает придать живой импульс центральной субстанции. “В гомеопатии — лекарство, из основной делюзии которой произрастает состояние, действует исцеляюще. Осознание делюзии работает как гомеопатическое лекарство”. Человек может подсознательно искать ложную ситуацию. Но что такое делюзия и как она формируется? “Болезнь — не привнесена извне. Это — личностная установка, принятая организмом, чтобы выжить в ситуации, которой в настоящее время не существует”. Несоответствующие установки исходят из памяти о прошлых ситуациях. Интенсивно и длительно выраженное состояние у человека, его родителей во время зачатия, или у матери во время беременности, или вообще у предков (коллективное бессознательное), — формирует корни патологической памяти, иррациональные установки. Блок-это делюзия, состояние, неосознанно созданное для ощущения благополучия. Делюзия не бывает явной. Эго ощущает себя в невыгодном положении с утратой индивидуальности и идентификации и создает ситуацию, которая могла бы оправдать неоправданные ощущения, условия, чувства, состояние”. Мы имеем 2 идентификации. Одна — как человека, с его индивидуальностью, вторая — наша более глубокая идентификация как духа, сознания или энергии, которая вибрирует в такт энергии Вселенной”. Р.Шанкаран, считает, что в гомеопатии применима Фрейдовская идея анамнеза: оживление переживаний и ситуаций через осознание изначального состояния и его корней. Нарушение заключается в измененном динамическом состоянии. Центральная жизненная сила “ объединяет, координирует, контролирует функции”. Центр должен быть захвачен в самом начале. Существует только одно центральное ПНЭИ нарушение (психо-нейро-эндокринно-иммунное). Все 4 системы должны указывать на одно лекарство-состояние. Потенцированные лекарства не имеют сферы действия, исключая Жизненную силу, проявляющуюся психикой и тремя контролируемыми ею системами. Следует использовать физические симптомы для подтверждения впечатления о эмоциональном состоянии. “Словом или подобным средством следует заставить пациента ощутить реальность. Психическое состояние предшествует психическому заболеванию и оно уйдет последним”.

В гомеопатических аналогиях часто используются ссылки на описание Фрейдом фаз существования, связанных с инстинктами (оральную, анальную, Эдипова комплекса). Но именно структурно- — динамическая теория Фрейда положила начало изучению сущностного феномена и структуры сознания человека. Только часть того, что находится в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только часть поступков он может понять и объяснить. Основная часть его опыта и личности вне сферы сознания. Специальные процедуры психоанализа дают возможность проникнуть в нее. Сознание-принцип реальности. Сверх-Я — мораль и ценности, принятые в обществе, в идеальном представлении. Бессознательное — Оно, неосознанная реальность. Существует структурная психология гештальтерапии. Функционирование элементов определяется внутренним структурным законом Целого. Собственные законы формирования сложных систем психических феноменов и их функционирования не сводимы к элементарным законам сочетания элементов.

В гомеопатии ли, в психотерапии, центральным вопросом является взгляд на сущность человека и материальная или духовная позиция. У каждого врача своя философия, в которой он, опирается, однако на научную логику. Натурфилософия строится на стихийной диалектике. В основе позиции типологизма лежат классически-научные положения биологии. Развивающийся на основе Гуманистики эволюционизм исповедует принцип одушевленности, приоритет духовного начала человека. Более, чем знание технических алгоритмов, гомеопатии или психотерапии, врачей объединяет философская позиция. В настоящее время активно обсуждается вопрос о Центральном механизме регуляции. Есть мнение, что если выйти за рамки физиологии, то мы обратимся к метафизическим представлениям. Болезни — это язык тела, который выражает содержание бессознательного, центрального конфликта или дифицитарности. Неотреагированные аффекты трансформируются в недуги. Любой патогенез-это психогенез. Гомеопатия может помочь открыть ключ к этому языку тела (через алгоритм изучения симптомов). Но кроме алгоритма, надо понять философию метода. Гомеопатия работает по типу индивидуального типологического исследования и начинает обращать внимание на возможность применения метода при сущностном исследовании. В гомеопатии существует расклад адаптивных типов по пирамидам бытия; по ситуационной, компенсационно — проявленной адаптации, по интенциям, психо-функциональным типам и предлагаемым в данной работе, эволюционным системным типам. Гомеопатию интересует система центральной регуляции. Более идей приоритета одушевленности, господствуют идеи физиологизма. Но с господствующей, классически — биологической позиции, невозможно объяснить такое распространенное явление, как психо-соматика. Этот термин не раскрывает содержания. Считается, что “абсолютизация психического фактора, как основного в развитии заболеваний, в патогенезе которого важную роль играет нейро-гормональная дисрегуляция, представляется нецелесообразным, поскольку сам аппарат эмоций может зависеть от состояния гипоталамуса и соматического компонента в целом” (В.А.Линде, С.П.Песонина, 1995). Авторами приводится описание 5 уровней, с которых может начаться нейро — гормональная дисрегуляция (по В.Г.Вогралик): кора головного мозга и подкорковые образования, гипоталамо-гипофизарная система, периферические эндокринные органы , аппарат вегетативной нервной системы и периферические ткани и органы. Поэтому “многообразие психо-соматических проявлений данной конкретной личности можно рассматривать как прототип для поиска соответствующего препарата”. С существующими теориями о центральной регуляции связаны объяснения механизмов действия гомеопатических средств: посредством влияния на высшие нервные центры, на энергетический потенциал вовлеченных в патологический процесс органов, на изменение гидрантных структур воды, имеющих определенный спектр излучения. В настоящее время патофизиологами изучены механизмы обратной связи на всех уровнях. Известно о влиянии энергетики на высшие регуляторные центры. Подробно и тщательно изучены принципы распределения и циркуляции энергии в организме. Теоретической иммунологией выявлен принцип тонких, специфичных сигнальных взаимодействий и предложен принцип комплиментарности. Не только теоретически, но практически показана автономная функция иммунной системы. Прекрасной моделью для изучения общебиологических закономерностей и универсальных механизмов живых систем оказалась клетка и высокоспециализированная иммунокомпетентная клетка в особенности. Изучены механизмы сенсибилизации, преадаптации, экономичности функционирования, мембранные регуляторные и медиаторные механизмы. Иммунология расшифровала механизмы реализации самобытности человека, установив, что индивидуализация расходования резервов включается иммунной системой. Не выяснена полностью общебиологическая роль иммунной системы. Если иммунная система — центральная информационная система и действие гомеопатических препаратов развивается по организуемым ею каналам функционирования, то мы должны уделять внимание феноменам, организуемым ею.

Настоящее время характеризуется интересом исследователей разных стран к принципам изначальной интегративности (“суперинтеллект в виде энерго — полевой структуры”, Д.Витулкас). Основатель онтопсихологии А.Менегетти предлагает Единый критерий, на основании которого можно судить об индивидуальной ситуации субъекта. Это — априорный порядок человеческого существа. Люди приходят в жизнь уже наделенными особой внутренней сущностью. Этапы изменения и формирования здоровья находятся под влияние онтологических программ. Человек рождается как энергетический квант, имеющий отправную точку развития, принцип, обладающий внутренней структурой (модель Бытия человека). Интересным является описание “психо-соматического”, по внешней видимости, самоизменения, а по сути — этапности отчуждения Я от собственного онтовидения. После рождения человек должен пройти этапы: мотивационного научения, согласования и запечатления образа мира. У человека есть готовность к восприятию и запечатлению стимула при генетически определенных условиях. Первичная мотивация инстинкта и способ энергетического обеспечения аффекта согласуются. Согласуются генетические программы Я и Оно. Для согласования образа мира с функцией души нужна Ключевая фигура значимого взрослого, который способствует выработке определенного типа адаптации, идентификации себя в этом мире. Для будущего здоровья важно, чтобы рекомендуемый способ адаптации соответствовал спонтанным организмическим возможностям человека. Существенно важно, какой способ взаимодействия изначально соответствует онтосознанию или принимается человеком: инфантильный, манипулятивный или вампирический (негативная установка). Стадии накопления отчуждения: этап первичной соматизации, страдание как механизм защиты, не позволяющий забвения, компенсационные пассажи и форма патологической автономии симптома, соматический стиль. Постоянный в идеосинкразии, отказ от идентификации, конверсия(поиск объекта любви и ненависти), отказ от аутентичности (внедрение в адаптивную программу чужеродной информации, принятие установки, искажающей онтосознание). Положения онтопсихологии очень близки позиции эволюционной иммунологии, как по существу, так и принципу раскрытия этапов самоизменения. Разница в толковании заключается только в оценке информационного субстрата при формировании “монитора отклонения”. В эволюционной иммунологии кровь — монитор истины, контролирующий принцип родства и монитор отклонения, дезинтеграции, при накапливающейся в организме чужеродности, связанной с состоянием сознания. Эволюционная иммунология позволяет обратить внимание на два существенных момента в регуляции: 1. значимость изучения состояния центральной информационной системы. 2. Механизмы иммунологического реагирования предохраняют организм от тотального истощения. Снимая с повести дня эту проблему, предлагают другую -возможную ломку регуляторных механизмов или искажения в передаче информации с искажением типа саморегуляции. Типы адаптации опосредованно связаны с типом и особенностями системы. Проблема современного человека не в тотальном Истощении, а в тотальном Искажении. Ложь, потеря Веры приносят больший урон индивидуальному и коллективному здоровью, чем вынужденная энергетическая мобилизация. Стресс — синдром и неспецифичность адаптации, а также принцип обратной связи (разумности устройства), не способны объяснить основной механизм нарушения здоровья: накопление в Системе чужеродности, искажения, отклонения от первозданной онтологической программы.

Проанализировав функциональную роль иммунной системы крови, как сущностной системы: первичной субстанции, связывающей высшие и низшие энергии, поддерживающей жизненный принцип и представляющей биологический разум тела, можно предложить мнение, что регуляция человека имеет ряд специфических особенностей. Для нее характерны: отсутствие жесткой детерминированности поведенческих реакций, экзестенциальная обусловленность мышления (одушевленность, заложенная в биологическую природу существования), формообразующий принцип индивидуации. Ключевая регуляция построена по доминанте индивидуальности, что связано с формированием специфического механизма автономной регуляции. Человек приобрел в эволюции не только особо интегрирующие свойства мозга, но и особо интегрирующие свойства крови. Система ПНЭИ делится на 2 системы: Психо-иммуно-энергетической и нейро — эндокринной, которые равны по иерархической значимости, имеют свои адаптивные и эволюционные задачи. Главной задачей психо-иммунно-энергетической системы является поддержание Живого, гармонического духовного начала человека, обеспечение позитивной эволюции. Иерархия уровней Сознания — это Феномен человека. Структура Сознания автономна, по отношению к системе нейро-регуляции. Человек имеет самостоятельную информационную регуляцию на тоном уровне, уровне Души, которую, по мнению автора, нельзя объяснить рационально иначе, чем через действие живодействующего Жизненного принципа, духовного динамического двигателя (по С.Ганеману). Гомеопатия может занять твердую позицию не только искусства, но и науки, если примет и объяснит свой ”регуляционный духовный ряд”. Нейро-эндокринная система удостоверяет и сдерживает эволюцию, сохраняя резервы материальных энергий для внешнего реагирования. Точка пересечения между двумя регуляторными линиями является точкой равновесия, присущей индивидуальному организму. Это равновесие не гомеостатическое, а эволюционное. Главная регуляторная инстанция — Психический Образ среды. Подобие себе и Вселенной закрепляется в способе информационно-энергетического общения, способе восприятия и переработки информации. Во время работы с пациентом целесообразно изучение его эволюционного динамического типа, константы взаимообусловленности между типом внешнего и внутреннего реагирования. Возможно, слишком подробное описание вышеприведенных постулатов связано с тем, что в практической медицине они исповедуются меньшим числом врачей. Сущностное — это ядерное, центральное, первозданное. Овладение методами изучения живодействующей первичной субстанции позволит прийти к методам возвращения инстинкта природной первозданности путем субстанционного динамического воздействия. Это метод лечения “ живого-живым”. Это — метод снятия отчужденности и возвращения способности к саморазвитию, раскрытию потенциала.

У гомеопатия и психотерапия общие лечебные принципы: реконструирование личности, устранение центрального нарушения, восстановление онтического сознания, т.е. хода времени в бытии и пространстве, восстановление оборванных связей, неискаженное восприятие действительности, катарсис, трансфер реальности. Жизненные силы саморегуляции могут включаться под влиянием информационного стимула, слова или специфической формации природных лекарств, обладающих свойствами динамического стимула. Самый сложный вопрос гомеопатии — о контроле динамики состояния и логической последовательности в смене препаратов. Знание психотерапии помогает гомеопатии в толковании и оценке значимости симптомов. Дискретно—динамический анализ в психотерапии — это изучение его эволюционных возможностей и адаптивной программы: отношений человека с Богом, собой и реальностью; его спонтанности, гармонии самоощущения, способности избирательно и адекватно реагировать путем экономичных психо-энергетических реакций, развивать и длительно поддерживать энергию напряжения. Метод позволяет изучить качество живой субстанции состояния, тип адаптации и тип патологической компенсации. В частности, он позволяет ответить на вопросы: каким именно путем человек дошел до жизни такой? Какова его система центрального равновесия? Какова константа в отношениях между Вечным и конечным? Как глубоко зашел процесс разрушения? В какой он стадии активности? Каков ритмический и эволюционный рисунок данной модели саморегуляции? Какова степень отчуждения от природной первозданности? Какие биофеномены готов развить организм? Насколько интенсивен процесс? В какой системе равновесия ведущее нарушение (из трех базовых систем: духовной, животной, социальной)?

В данной книге не ставится задачи анализа разветвленных направлений медицины. Задачей является соотношение моделей здоровья в оценке Сущностного Состояния, способы восприятия Человека как живущего по структурным законам Целого и Живого, Эволюции его во временной и пространственной, ситуационной динамике, в том числе прояснение вопроса с помощью формул и голографических моделей здоровья. Алгоритм подобия, дающий большие возможности, будет со временем раскрыт более полно. Очевидно, что методы сущностного анализа являются более темой психотерапии, чем гомеопатии, так как более в ней разработаны. Гомеопат всегда оценит сущность симптомов выявленных, но испытывает затруднения в оценке симптомов умалчиваемых (З.Фрейд пытался понять это на протяжении всей жизни). Появилась потребность в комплексных программах обучения. Дополнительные дискретно—динамические исследования позволят изучение динамики симптомов, как единого внутреннего процесса в рамках регуляторной конструкции.

Гомеопатия предоставляет психотерапии средства индивидуального качества, работающие на разных планах бытия: личностной коррекции, эмоциональной, конституциональной, ситуационной. Психотерапия не имеет собственных лекарственных средств для индивидуальной коррекции. Психо-и нейролептики — это средства вынужденные, скоропомощные. Они способствуют не раскрытию, выявлению, а закрытию проблемы. Это противоречит принципам психотерапии. Развитие гомеопсихотерапии, комплексного метода гомеопатии и психотерапии, поможет решить наиважнейшую проблему. Гомеопатия предлагает индивидуальные психо-коррекционные средства. Работать с ними можно научиться , поняв не только алгоритмы в виде сухого осадка, но и освоив философию метода и направление его развития. Необходимо соотнести принципиальные позиции, занимаемые данными дисциплинами. Психотерапия наиболее близка к гомеопатии в понимании динамической, духовной Природы болезни человека. Эволюционно-адаптационная теория иммунитета, привлекающая внимание к описанию информационной, сигнальной системы, ранжирующей энергии, позволяет предложить гипотезу для объяснения действия малых доз через опосредующую субстанцию, тонкую ткань бытия, динамическое начало организма. Происходит замещение ошибочной информационной структуры, изменение качества используемых энергий. Подобное и специфичное воздействие “начинает определять ощущения пациента и Жизненный принцип становится нечувствительным к более слабому, подавленному и не существующему более заболеванию, поскольку оно никогда не было чем-то материальным, но лишь динамическим, духовным расстройством”. С.Ганеман рассматривает 3 вида действия препаратов. Аллопатический (гетеропатический) метод применяет средства, неподходящие случаю (не имеющие центрального влияния). Антипатический метод, назначение противоположного симптому средства — действует паллиативно: за улучшением наступает ухудшение. Чистый опыт убеждает, что длительно существующие симптомы болезни едва ли могут быть устранены и уничтожены противоположными симптомам лекарствами.

Антипатическое средство не может вытеснить из ощущений жизненного принципа существующее в организме болезненное нарушение , повлиять на него подобным искусственным заболеванием так, чтобы занять место первичного болезненного расстройства. На ощущения и динамическое поражение жизненной силы действуют лишь подобные средства, способные изменить направленно жизненный принцип. Подобное и специфичное воздействие “начинает определять ощущения пациента и Жизненный принцип становится нечувствительным к более слабому, подавленному и не существующему более заболеванию, поскольку оно никогда не было чем-то материальным, но лишь динамическим, духовным расстройством”. Гиппократ говорил о том, что хороший врач знает, когда надо использовать противоположные по действию, а когда — подобные средства. Гомеопатические лекарственные средства могут быть ранжированы в соответствии с индивидуальной способностью к изменению уровня существования. В контроле их назначения может рассматриваться способность внедрения в систему и влияния на ее программу (зная информационные позывные системы). Потенция лекарства может быть соразмерена с качеством энергий, участвующих в развитии процессов и разных категорий явлений, индуцируемых определенными программами. Подобие себе и Вселенной закрепляется в способе информационно-энергетического общения, способе восприятия и переработки информации. Принцип Подобия не может быть всесторонне описан средствами единственно гомеопатии. Духовно-телесная сущность организма и оживляющий, инстинктивно воспринимающий жизнь динамический двигатель — являются предметом внимания близких по смыслу дисциплин. Вопрос о взаимопроникновении понятий клинико-философских дисциплин, владеющих качественным анализом, представляется важным и полезным.