Вслед за качественным эволюционным скачком формирования Человеческой системной сущности, появились и модели саморегуляции, контролирующие болезни. Первой такой моделью была Псора—символ обособления человека в процессе поиска истины. Человек начинает избирательно, осознанно реагировать. Создается напряжение в зоне духовного и информационно-энергетического взаимодействия с миром Вселенной. Действует постоянный канал избирательного резонирующего реагирования, как символ защиты открытой автономной системы. В биологической адаптации оформляется фрустрирующий мотивационный механизм, объединяющий поисковую и приспособительную функцию. Консервативная физическая часть системы не успевает перестроиться. Проведение избирательных информационных и рефлексивных реакций в гомеостатической среде энергетически недостаточно обеспечено. Вновь созданную систему можно назвать тонкой, духовной, но неуверенной—системой Поиска регуляторного обеспечения в цельном автономном избирательном взаимодействии. Она породила массу человеческих болезней: перераздражения, напряжения, неудовлетворенности. “Украв огонь истины, жди орла, клюющего твою печень”. Псорик — это человек неудовлетворенный, фрустрированный. В дальнейшем, по закону отрицания отрицания Псора становится и прогрессивным явлением . Этот тип саморегуляции не позволяет системе закрыться—уйти от Бога (высшего разума)—потому что в закрытой системе гибель прозревшего человечества, его инволютивный путь. Псорик обладает открытостью и избирательностью, но консервативная физическая часть системы не обеспечивает требований к внутренним энергетическим трансформациям. Тело не успевает за требованиями духа, отсюда множество болезней энергетического свойства. Псорик —стоик: он умеет переносить страдания, болезни не могут изменить его духа, но и не позволяет ему почувствовать себя Отцом. Стабильность и солидность достижимы для псорика только в райских кущах, но и застойными явлениями он не страдает. И ликующее, и терзающее напряжение существования псорика в системе избирательности. Страдает внутренняя стабильность энергетических преформаций. Регуляторный тип Псорика — система Оно—реагирования: предпочитаемая избирательность в ущерб стабильности. Он питается энергией поиска, выбирая нужное из мира бессознательного. Все проявления псорика замедлены, отсрочены, — страдает внешний образ “Я”. Псорик может иметь яркий, но непостоянный успех. Чаще он дефицитарен. Посредством процессов псоры эволюция контролирует себя, и это заставляет его постоянно оглядываться назад в самоконтроле. Отсюда — неуверенность и сомнения. Заболевания псорика не смертельные, т.к. его обеспечивающие реакции — в тонком мире. Сильной стороной его является сбрасывание энтропии, способность многократного балансирования на уровне неглубокого нарушения или быстрого восстановления. Вариант затяжной токсической реакции возможен при действии комплекса неблагоприятных тропных факторов или особо агрессивного агента, провоцирующего дисбаланс.
Постоянной проблемой псорика является потребность в энергетической поддержке его индивидуальности, для волевого и гармонического воплощения и разрешения напряжения внутренней ментальной и эмоциональной жизни. Психологически псорик может давать давать реакцию ретрофлексии, т .е. будет постоянно оборачиваться назад. Это действо ассоциируется с первородным грехом. Первичная субстанция едина, а человек ассимилировал её и за это платит постоянной нестабильностью и поиском способа самоуправления, получая либо избирательность за счёт стабильности, либо стабильность за счёт избирательности. Сказав “Я сам”, человек вкусил с дерева добра и зла, но заплатил за это неустойчивостью. Псорик может впадать в грех уныния или гнева. В раннем детстве важна поддержка структуры его уверенности и физическая тренировка тела.
Следующая модель саморегуляции — сикотическая. Это система более консервативная и закрытая. Если мы возьмём три составляющие Явления Человек: духовность, свобода, ответственность, то сущностный элемент псорика—это духовность, сикотика — ответственность, сифилиника — свобода. Сикотик берёт на себя ответственность уже не за гармонизацию поиска и получение первичного впечатления, пробу информации, а за её дальнейшую ассимиляцию и переработку на уровне физического тела. Тело послушно повинуется ему. Он имеет для самопостроения большие физические резервы, успешно пользуется ими для укрепления воли ЭГО. Он вполне силён, могуч, избыточен в своих жизненных реакциях. Понимая естественные бытовые реакции других, он лидирует в отношениях, легко воплощает роль отцовства. Увлечения и успехи позволяют ему забыть о своём неземном обязательстве на уровне тонкого мира. Его стабильность всё более ущемляет избирательность, и постепенно выбор становится для него проблемой. Закрытость системы рисует и присущие ей пороки. Накапливается энтропия, которую он не может сбрасывать, а с ней мелкие множественные метаболические нарушения на уровне тела. Проблема не во внешнем образе Я (сложности самовыражения), как у псорика. Страдания определяет внутренний образ “Я”, органичное невнимание к личной адаптивной программе, недостаток самоуважения. Наследуются дефекты генетические и метаболические, появляются нарушения в системе репродуктивной. Иммунная система его активна как в защите, так и на уровне подготовки феноменологических соматических реакций постоянного идеосинкратического типа. Физиологические процессы сикотика консервативны: скрытые реакции долго подготавливаются, но проявляют себя в устойчивых нарушениях. Существует проблема очищения на психо-эмоциональном и физическом уровне, неотреагированных доминант. Страх — теневой архетип его личности. Это — слабость сильного человека Страдания сикотика, волевой личности, быстро сбрасываются с духовного на эмоциональный и физический телесный уровень. Именно здесь вращаются его основные материальные энергии. Голографическая модель сикотика — это способ Я — реагирования: сильная воля, избыток эмоций и обеспеченность существования в ущерб открытости. Перекос в сторону Я — реагирования — это шаг в сторону от эволюционного выбора человека—всепоглощающего устремления к истине. В модели сикотика мы имеем цельность реагирования за счёт недостаточной открытости системы, с ущербом для ее избирательности. Сикотик может впадать в “грех” обжорства, скупости, зависти. В раннем детстве ему должна быть оказана помощь в самоидентификации, снимающая излишнюю тревожность в самовоплощении.
Следующая модель системного реагирования — сифилиний. Сифилиник (люитик) имеет импульсный механизм информационных связей. Блокируются импульсы взаимодействия тонких и материальных энергий, что может приводить к разобщению информационно-энергетических процессов. Его проблема — в полярности существования, неустойчивости веры и духовной приобщенности. Сифилинику даны: желание разрезающего мига свободы и зависимость от него, смущение страстей, энергетическая неравномерность: блоки или импульсы светящейся энергии. У люитика — сильная сексуальная энергия либидо, интенсивность во внешнем проявлении с желанием самореализации. Избыток энергии сжигает, сильный недостаток ее резко охлаждает. Поэтому мы наблюдаем полярные системные реакции: воспалительные процессы(сжигание отработанного материала), шанкры, параличи (резкая степень охлаждения), болезни костей.
Расщепление информационной модели — процесс негативный, но позволяет поиск форм регуляции и придает импульсивным процессам оргастическую остроту восприятия. Свобода — слишком сложное явление, не реализуемое регуляторной моделью сифилиника. Избрав символом свободу, по принципу пар противоположностей он отказывается от нее. Нерегулярность как принцип, недостаточность отбора, генерация разнообразия дезорганизующих импульсов и форм — характерны для этой миазматической модели. Сифилиник может впадать в грех блуда, гордыни, самоутверждения. В раннем детстве для его формирования очень важны: бытовые стереотипы, стабильность доминант жизненного существования, наблюдение природы.
Итак, мы имеем три поисковых модели системного реагирования: поисковую, консервативную и генерирующую разноообразие. Псорик — отрабатывает избирательность реагирования. В поисковом взаимодействии достаточно отведать мир малыми порциями. Но за избирательностью, способностью выбора стоит неповоротливый консервативный биологический механизм. У псорика — первочеловека, появились свойства биоэкосистемы, что выделило его из животного царства и сделало человеком. Индивидуум представляет собой по свойствам Ключевой регуляции Планету, биоэкосистему. К этому привело пространственное распределение вида и изменение способа адаптации и энергобаланса. Поиск энтропийных и информационных процессов привел к созданию системы, которая сама регламентирует себя поддержанием постоянного равновесия между отдельными ее реагентами и стабилизирующими ее параметрами в энергетическом поле. Чисто биологические процессы неспособны к длительному поддержанию самоорганизации,
На модели человека Природой отрабатывается универсальное взаимодействие информационно—энергетических и биохимических процессов. Необходимы не только дифференцировочная реакция на отдельно взятый фактор, а отношение целостной системы, презентуемой на автономную позицию, энергетически подтвержденную.
Представим это графически.