Проблема взаимодействия двух сущностных дисциплин должна начаться с решения непростых и принципиальных по сути вопросов: следует ли учить гомеопатов азам психотерапии; знакомить ли психотерапевтов с концепцией и алгоритмами гомеопатии, или представлять психотерапевтам перечень индивидуальных средств гомеопатии для психокоррекции. По мнению автора, предпочтительнее вариант подготовки психотерапевтов, с дополнительной направленной разработкой метода гомеопатического психоанализа. Это целесообразно, с учетом естественного многовекового приоритета психо — терапевтического знания и относительной (200 лет) молодости гомеопатии, нуждающейся во введении в свои алгоритмы сущностного знания. Вместе с тем, философия гомеопатии вносит свежую струю в теоретический базис психотерапии и дает сразу ощутимый практический результат (подтвержденный поколениями работы гомеопатов с психологическими проблемами пациентов). В Информационный век — роль гомеопатии, как соответствующего природе нарушения метода воздействия, будет возрастать.
Взаимодействие гомеопатии и психотерапии может начаться с совместной работы по классификации средств и алгоритмам анализа. Рассмотрим это на примере описания средства Аурум металликум врачами-гомеопатами, разных стран и поколений.
В.Глаз: проблема Аурум в неотреагированных аффектах. Лекарство соответствует детям, мало приспособленным к жизни, со слабой памятью часто наследственными заболеваниями. Это сангвиники, плотного коренастого сложения, темноволосые. В благоприятной обстановке отличаются душевным спокойствием, живостью фантазии, но несколько черствы и заторможены. Неспособны к упорядоченному умственному труду. Малейшая неудача вызывает отчаяние, переходящее в слабость и тупость. При неблагоприятных условиях появляются когнестивные головные боли, меланхолия, склонность к глубокому отчаянию, желание самоубийства. Возражения вызывают бешенство. Могут стать опасными тиранами.
Х.Аллен: средство соответствует старикам, уставшим от жизни и тоскующим мальчикам. Болезни от страха, гнева, внутренних противоречий, скрытого недовольства. Постоянное стремление к самоубийству, глубокая меланхолия. Болезни: поражение костей, опущение матки, трепетание сердца (также жировое перерождение), озена.
Д.Гранжорж: средство соответствует дерзким детям, склонным преступить закон отца, вспыльчивым, благородным, но властным сорвиголовам. Будучи взрослыми, попирают даже божеские законы. Первое гомеопатическое разведение аурум упоминается в Библии, когда Моисей спускается с Синая со сводом законов. Он видит евреев, поклоняющихся тельцу, в гневе разбивает тельца и дает им выпить приготовленный им порошок. Болезни аурум: кардиопатия, суставной ревматизм, астма от сырой погоды, отиты, паховая грыжа.
Р.Шанкаран: пациенты аурум — люди долга. Они опрятны, консервативны, актуальны, осторожны, педантичны, не амбизиозны, искренни, обязательны, интеллигентны, с развитым чувством достоинства, справедливости, имеют фиксированные идеи. Очень важна цель, которую определили им в детстве родители. По трансактному анализу у них очень сильный компонент Родителя. След Ребенка выражен равно. Но более скрыт. Они любят поправлять других, очень огорчаются, если от их покровительства отказываются. У них легко разбивается сердце. Сильно развито чувство вины, ощущение морали, религиозность. У них — нарушение на оси самооценки, которое проявляется через чувство долга, трудолюбия. Этими чувствами и волевым действием они компенсируют предрасположенность к депрессии. Самосохранение зависит от выполнения долга. Для них более значима собственная самооценка, а не оценка в глазах других.
А.В.Высочанский: по классификации функциональной психологии, Аурум выбирает в качестве компенсаторного автономный и эксцентрический вариант поведения, т.к. неспособен следовать по (видимо, более органичному для него?) гетерономному и концентрическому пути. Аурум изначально уверен в своих силах, ориентируется на “чувство общности с окружающими”, стремится к мировой гармонии и признанию, Это направление сознания отличается постоянством Его внимание ориентировано на себя или на постоянную цель во внешнем мире, свое продолжение в окружающей среде. Если его стремление к признанию натолкнется в жизни на неразделенную любовь или унижение, он считает себя изгоем и становится “недовольным дьяволом”, с ощущением скуки, изолированности, склонностью к самобичеванию и самоосуждению, “великомучеником” или “важничающим воображалой”, пытающимся привлечь внимание.
С.Ганеман: Аурум угрюм, не расположен к беседе. Много отдано чувству обиды, раскаянию, самообвинению, самокритике, выраженная переменчивость психики, частая тревога и отчаяние, ощущение жизни как бремени. Мысли о смерти представляют максимум удовольствия.
Д-р Фатак: выраженная депрессия с безнадежностью и отвращением к жизни, мукой самоубийства; раздражительный и сварливый при малейшем противоречии; будущее видит мрачным.
Здесь специально подобраны и приведены описания средства наиболее интересными, гомеопатами-философами. Мы видим, что психологические оценки средства близки на стадии последствий , достаточно различны на стадии формирования состояния: неотреагированные аффекты, требовательное воспитание, усталость от жизни; дерзость в желании приступить закон отца; повышенное чувство долга, консерватизм; нарушение на оси самооценки, которое выражается в гиперкомпенсации; невозможность реализации свойственного типа адаптации. Думаю, что такие примеры с равным основанием могут быть подобраны в трактовке Состояния в психотерапии.
Психотерапевты могли бы определить в средстве депрессию, нарушения в структуре личности в момент формирования установок, незавершенность гештальта. Наверное, увидели бы длительную фрустрацию и, может быть, обратили внимание на причины формирования внутреннего конфликта и способ интрапсихической защиты (слияние, склонность к самообману, чувству вины), на природу невроза (невроз страха, депрессивный, навязчивости, психотические реакции, возможные токсикомании).
За скобками остается сущностное понятие средства (которое “чувствуют” исследователи): способность наблюдать мир через определенное окно, использовать энергии определенных систем равновесия, эволюционировать определенным образом.
Это лекарство — сико-сифилинической направленности. Это означает, что в подсознании пациента изначально идет проработка явлений “ответственности и свободы”, при недостаточной избирательности (к решению проблем на духовном уровне). Подсознанием пациента первоочередно определяется позиция по отношению к Себе (Эго), но не по отношению к Судьбе или к своей Онтопрограмме (первозданность, конечность Бытия). Аурум — позиционно (духовно) связан, зависим. Он способен на глубокие чувства, но способ его любви —не нашел признания, не был принят. В этом трагедия Аурум и “ограниченность” его способа адаптации. Депрессивный компонент средства связан с нарушением самоидентификации (причины этого могут рассматриваться).
Психотерапия уделяет внимание равнозначно важным процессам.
Определяются Данности Человека : его способность философски воспринимать мысли о бесконечности (конечности Бытия); его потребность вписаться в структуру мира (не быть изолированным); обретение им устойчивого чувства осмысленности своего существования (И.Ялом). Философское восприятие человека помогает строить практический алгоритм его исследования. То же можно сказать о Жизненных Феноменах: “инстинкты самосохранения, власти и собственной значимости — предназначены обеспечить организму его собственный путь к смерти” (З.Фрейд). Ранее мы обсуждали уже экзестенциальную позицию логотерапии.
Процесс формирования установок: изучается структура базальной системы эмоциональной регуляции, с ее обязательными этапами: формирования доверия к миру; чувства ритма жизни (и привычных стереотипов); экспансии (пробы сил, постоянства эмоционально-энергетических связей) и эмпатии (спокойного принятия мира людей) (В.В.Лебединский, О.С.Никольская).
Человек рождается с базовыми личностными инстинктами (В.Гарбузов см.. Карту).
Структурный анализ личности — это путь описания жизненного сценария, жизненных позиций, коммуникаций, устойчивых эмоциональных установок, психологических “игр”, — в конечном счете, анализ зрелости личности и возможности для человека принятия ответственности за свою судьбу. При воспитании возможно дефицитарное формирование личности, воспитание внутреннего конфликта или искаженных жизненных установок. Трансактный анализ рассматривает процесс формирования установок, врожденных и воспитуемых и их определяющее влияние (Э Берн, ВВ Макаров).
Классический психоанализ и его модификации используют алгоритмы изучения Бессознательного багажа пациента. Рассмотрение диагностических этапов его по Фрейду представляет несомненный интерес для гомеопатов.
Рассмотрим алгоритм работы с уровнями Сознания:
Гомеопата и психотерапевта объединяет стремление воздействовать средствами души, как посредничающей информационной или энергетической субстанции в адекватном отражении мира, на душу пациента. Подобрать по реперториуму и Материа Медика высокоподобное лекарство, можно, разобравшись в Сути случая. Гомеопату приходится решать массу проблем: выбор и дифференциальную диагностику нескольких близких по глубинному действию средств. Необходимо постоянно держать в памяти бесчисленное множество редких и необычных симптомов, составляющих палитру средств. Необходимо правильно оценить корни, давность, интенсивность заболевания ( симптома), его вес и адаптивные возможности личности, формирующей такие симптомы. Классический психоанализ начался с метода свободных ассоциаций и сопротивления пациента рассказу о своих истинных переживаниях. Надо полагать, что существует большая группа пациентов с такой высокой степенью компенсации (болезни идентификации, непонятости и, или отверженности в лучших порывах), которая императивно не позволяет им сказать врачу (гомеопату, психотерапевту стороннему человеку) о себе хоть слово правды. Претендующий на право помочь врач должен догадаться сам или должен дать поплавок, за который можно ухватиться, чтобы не утонуть от боли царствующего в душе хаоса. Нелегко вывести человека из его одиночества или заставить поверить вам. Задача сбора достоверных и истинных симптомов одинаково сложна для психотерапевта и гомеопата. После этого можно решать следующие вопросы — о иерархии, приоритетной старости симптомов и способе феноменологического воздействия. И в гомеопатии, и в психотерапии — главным является вернуть пациенту Веру в себя и Надежду на гармоничное существование в этом непростом, богатом, подвижном Мире.
Стадии структурно-динамической проработки адаптивных программ пациента синхронны в гомеопатии и психотерапии. Есть прямая аналогия в описании фокуса интересов: к раскрытию жизненного потенциала, высвобождению духовного динамического двигателя. Какую структуру мы должны обследовать при гомеопатической “проработке”, чтобы сделать заключение о двигательной силе соответствующего Случаю средства? Возможно, мы можем найти ключ к анализу в открытии “первозданности” Состояния, эволюционного способа самоизменения конкретной модели (субъективной Системы)? А, может быть, мы задумаемся о Образе любви, которую получил при рождении и которую может дарить пациент? Определение алгоритма диагностики Сущностного начала, вкупе с биологическим — общая задача гомео-психотерапии.