Виктор Франкл — психолог и философ, представитель экзестенциально—гуманистического направления. Он провозглашает человека экзистенциальной сущностью, которую определяет духовность, свобода и ответственность. Сущность человека также и в том, что он открыт миру. Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя, видеть себя со стороны, быть направленным на что-то или кого-то, искать ценности и смысл, ориентированные на мир, а не исключительно на себя. Три экзестенциала человека: духовность, свобода, ответственность. Трагическая триада его: боль, вина и смерть. Человек может иметь: свободу воли, свободу к смыслу, свободу жизни; ценности — творчества, переживаний и отношений; осмысленное отношение — к боли, вине и смерти. “Человек, подобно старому кувшину весь расколот щелями и трещинами? Я хотел бы определить человека как единство вопреки многообразию”. Он предлагает очертить понимание человека с использованием геометрических аналогий и законов димензиональной онтологии. Если редуцировать специфическое человеческое измерение и спроецировать его на плоскости биологии и психологии, — то человек отобразится в них так, что эти проекции противоречат друг другу. На биологическом уровне человек отображается как закрытая система физиологических рефлексов, на психологическом уровне психологических реакций (соматические или психические явления).
Проекция стакана из трехмерного пространства — цилиндра — на двумерные плоскости, соответствующие поперечному и продольному сечению в одном случае представляют прямоугольник, в другом — круг. Помимо этого противоречие еще и в том, что перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан — открытый сосуд. Это помогает осознать загадку человека.
Второй закон димензиональной онтологии: если не один, а различные предметы спроецированы из их измерения в одно и то же низшее измерение, то они отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными. Например, проецируя цилиндр, конус и шар из трехмерного пространства на двумерную плоскость, параллельную основаниям цилиндра и конуса, во всех трех случаях мы получаем круг. Эти тени многозначны, поскольку нельзя заключить на основании тени, отбрасывает ли ее цилиндр, конус или шар. Этот опыт наглядно демонстрирует скрытую многозначность симптомов. Следующий опыт демонстрирует понятие свободы и детерминизма человека.
Горизонтальное сечение стакана — замкнутый круг, в вертикальной же плоскости стакан предстанет как открытая фигура. Но если мы понимаем, что обе фигуры лишь сечения, то замкнутость одной не исключает открытости другой, нечто подобное справедливо для человека. Его часто изображают как всего лишь закрытую систему, в пределах которой действуют причинно — следственные отношения вроде условных и безусловных рефлексов. Вместе с тем человеческое бытие в своей глубине характеризуется как открытость миру, самотрансцендентность существования. Закрытость и открытость становятся совместимы: автономия несмотря на зависимость. Человеческая свобода — это конечная свобода, человек не свободен от условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Он может подняться над условиями, и таким образом открыться и войти в человеческое измерение. Симптомы, которые мы собираем и ранжируем — многозначны, и мы помним, что проецируем экзистенциальную сущность человека на соматические и психические явления.