Природный мир руководствуется едиными законами: эволюционного преобразования и экологической целесообразности. В соответствии с ними, для поддержания экологии и энергетического равновесия, Вселенная создает разнообразие видов (генетический фонд для созидания) и обеспечивает принцип допустимости энергетических трат, чему служит и цикличность развития, и разные способы адаптивного самообеспечения. Они едины по сути у более высоко — и низкоорганизованных организмов: спора, хамелеон, ящерица, цикличное обновление, т.к. созданы единой мировой гармонией.
В гомеопатии популярно рассмотрение Пирамиды бытия. Целесообразно эволюционное их рассмотрение проводить в соответствии с общебиологическими принципами саморегуляции. Растения обладают свойством естественного подчинения природной гармонии, с возобновляемостью, живучестью, цикличностью и питанием солнечной и биологической энергий. В животном царстве акцентируется энергетическая обособленность. Инстинкт единоначалия, влечения, выбраковки, компенсации, относятся к сфере действия неспецифической приспособляемости. Процесс обособления особи ограничивается непреложной волей инстинктов. Животное — само влечение. “Человек должен идентифицировать себя с влечением”. В животном мире биоэкосистемы образуют целые популяции: эти виды регламентированы тем, что их инстинктивные поведенческие реакции генетически жёстко детерминированы.
Пространственное распределение вида Человека привело к изменению экологических возможностей адаптации. Информационная среда стала доминировать наравне с биологической. Процессы энторопии и синтропии, информационного хаоса и взаимосогласованности информационных структур, обусловили развитие новых систем управления с дифференциацией и специализацией функций. Главной проблемой человека стала обусловленность взаимодействия в едином биологическом организме энергий разного качества. Изменились способы энергетического баланса организма. Энергетическое саморазвитие стало направлять эволюцию. Человек как эволюционирующая совокупность, приобрёл свойства поисковой активности и избирательного реагирования. Человеческая регуляция восходит на новый эволюционный виток природной гармонии, на качественном уровне специфической приспособляемости. Основная особенность человеческой биоэкосистемы — избирательность взаимодействия и способность к саморазвитию каждого отдельного индивида. Инстинкты не обладают силой беспрекословия. Психологическая мотивация доминирует и определяется уровнем самоосознания. Специфичность, избирательность реагирования — его феномен. Но он действует как единая реагирующая субстанция, цельная в своих энерго-трансформационных преобразованиях. Для человека, в качестве живой биоэкосистемы, становятся значимыми не только закрытая защита биологического жизнеобеспечения, но и защита от уравнивающего влияния внешних энергий путём открытости, настраивания на волну универсальной энергии Вселенной. Это равнозначно приобретению универсального кода Вселенной и обязательству следовать её гармоническому закону—Экологической целесообразности. Избирательность и открытость необходимы для идентификации в иерархическом соподчинении, подтверждении единородства, а автономность системы (толерантность, неотвечаемость) обеспечивает самоограничение реакций и формирование стабилизационной модели допустимого, последовательного самоизменения. Всё это даёт возможность сберегать энергию: реже и избирательнее реагировать, не тратя её на видоизменение, сбрасывать энтропию вовне путём резонирования, в процессе взаимодействия с полем Вселенной, питая свои блоки управления.
В чем заключается основной Феномен человека? Его ведущий иерархический принцип—одушевленность, проявление ее — самотрансцендентность (выход за пределы себя, самоограничение). Обретая свойства открытости, континуальности (свойства био-эко-системы), человек получает возможность пользоваться дополнительными источниками энергии Биосферы по открытым каналам связи, более гармоничные формы собственной трансформации энергии и условия для эволюционной стабилизации своего вида. Энергия его первичных позывов служит одухотворенности. Позиция самотрансцендентности противостоит теориям мотивации, которые основываются на принципе гомеостаза. Будучи закрытой системой, человек стремился бы к редукции напряжения. Но если бы это было так, то свело бы все желания индивида к нулю, приведя к восстановлению равновесия. Принцип гомеостаза — не универсален. Проблема человека не в редукции, а в поддержании напряжения и возможности спонтанного действия, на основе адекватного отображения образа мира. Неспособность биологического организма человека действовать чисто по принципу гомеостатической редукции напряжения — усложняет адаптацию и возлагает на него ответственность за правильно сделанный выбор. Это-плата человека за свойства одушевленности и самотрансцендентности. ( Я изложила систему взглядов В. Франкла: “духовность — не просто характеристика, а конституирующая особенность человека”.)
У вида человека качество его жизни уже не может обеспечиваться только высокодифференцированной нервной системой. Для поддержания позиции избирательности нужна высокодифференцированная система, владеющая и информационным, и биохимическим кодом. Человека выделяет и особое качество системы Крови, носителя подвижной протоплазмы, Живого действующего начала. Биполярная регуляция—является преимуществом и усложняет жизнь Человека, ставя его на эволюционно более высокую ступень. Моделью регуляции человека, как динамически информационно заряженной биологической системы, является Крест, в перспективе движения преобразующийся в Эволюционную спираль. В нее вплетаются энергии разного качества: инстинктов, сознания, подсознания, структурированные и несознаваемые. Человек не поддается прямолинейной регуляции (например, дрессировке или глубинному воздействию любого средства). Его регуляция осуществляется по голографическим моделям.
Появились типовые модели Состояний, связанные с человеческим планом существования. В системе жизнеобеспечения выделились три доминантного типа реакций: внешнего социально-биологического реагирования; внутреннего гомеостатического их обеспечения; информационно—энергетические стабилизирующие процессы (противостоящие хаосу энтропии). Комплекс этих реакций направляет эволюцию и адаптацию. Они наследуются и формируются прижизненно. Каждая из этих реакций, превалируя в системном типе реагирования, оставляет эволюционный след в модели адаптации. Формируется миазматическая болезненная почва, влияющая на психические и соматические патологические процессы.
Саморегуляция человека имеет изначальный конфликт—на стыке животной консервативный и человеческой поисковой систем самоуправления и их взаимодействия. Способы внешнего восприятия, внутренней проработки энергии и информации и синхронизации ее, закрепляются в качестве опытных моделей: наследуемых адаптивных программ, эволюционных моделей саморегуляции. Стратегическое и оперативное нейро-гуморальное управление является не единственным в регуляции. Ключевая адаптивная регуляция формирует по автономным независимым законам процессы циркуляции жизненной энергии. Человек получает структурно-ориентированную программу адаптации, позволяющую реализовать самобытность. Сознание — вторично к факту существования. Тело имеет свой “биологический разум”. Наследуемая адаптивная программа-это способ динамического существования.
Процессы заболевания и исцеления организует на разных уровнях и формирует по разным каналам система — посредник, сверхзадачей которой является поддержание постоянства эволюции. Она служит одухотворенному биологическому организму, являясь проводником принципа природной гармонии “экологической целесообразности”.
У человека определяется эволюционный динамический тип, модель системного реагирования, модель бытия, имеющая свой тип развития, основную линию, следующую главной взаимообусловленности. Стержнем эволюционной программы является взаимообусловленность между способом реагирования и ценой, которую платит или готов заплатить организм. В связи с потребностью в самовоплощении (реализации наследственных программ) и в приспособительном самоизменении — устанавливается информационный баланс, пред-ставляющий собой определенную регуляторную константу, которой бессознательно руководствуется индивид. Для каждого из адаптивных типов предопределен внутренними информационными законами свой способ энергетического общения, самозащиты и самоизменения (компенсационные пассажи, адаптивные проекции болезни).
Из разносочетания трех программируемых систем, стремящихся к равновесию: биологической, социальной и эволюционной, — образуются регуляторные константы, закрепляющиеся в способе адаптации. Эволюционно сложившиеся адаптивные системы различаются по качеству используемых ими и генерируемых энергий. Закономерность “доминанты индивидуальности в установлении равновесия по единому информационно-энергетическому коду ” является ключевой закономерностью в регуляции организма. Адаптивные системы обеспечивают подвижность живой системы при настройке на доминанту индивидуальности. Эволюционно формируются базовые регуляторные системы, у которых превалирует основной тип адаптации, как способ поддержания информационно-энергетического равновесия. При этом определяется внутренний способ системного преобразования трансформации энергий (интенции), влияющий на конституцию и способ внешнего реагирования и модели поведения. Эволюция человеческой биосистемы определяется и способом взаимодействия с тонким миром. Как единая энергосистема, обладающая избирательностью в выборе комплементарных энергий, человек в отношениях с тонким миром может быть системой: открытой, закрытой и пульсирующей (относительно). Определяются 3 ориентировочных системы поддержания равновесия: духовная, животная и социальная, использующие, преимущественно, разное качество энергий, как во внутренних преобразованиях, так и внешнем взаимодействии. Закрепляются информационные модели или способы системного реагирования. Первая система, Оно — реагирования, более духовная; по способу резонирования — энергетически более открытая, обеспеченная на уровне тонкого мира, обладающая способностью выбора и преобразования тонких энергий, с преимущественным напряжением центральной информационной системы (система, ориентированная на саморазвитие). Второй системный эволюционный тип —система Я — реагирования, более закрытая, имеет акцент на преимущественно рациональный способ биологического реагирования. Она “предпочитает” структурированные энергии, ориентируется на стабильность в существовании. Она проецирует внимание на обеспечение гомеостатического, приобретенного по линии биологического наследования, внутреннего равновесия. Болезни в этом случае быстрее сбрасываются на тело и ликвидируются путем биохимической санации. Появление систем третьего типа, Сверх — Я реагирования, социально обусловлено. В информационной среде искусственно созданной человеком современной Цивилизации, требуется более искушенный Разум. Для освоения социальной среды — необходимы энергии гибкие, подвижные, менее связанные с консервативной биологической почвой или духовной избирательной системой. Качество доступа, сообщения с тонкими энергиями, информационных систем третьего типа —пульсирующее, неустойчивое, с большими разбросами и перепадами. Система быстрой смены реакций затрудняет обеспечение постоянства в гомеостатическом балансе равновесия консервативной биологической системы и не разрешает пользоваться всеми преимуществами избирательной системы, поддерживающей стабильность на тонком информативной системы. В благоприятных (Природных) условиях разница в способах обеспечения существования была бы незаметна и типовые системные модели регуляции — не ранжировались. Каждая из системных регуляторных Моделей формирует свою болезненную почву, предрасполагающую к психическим или соматическим заболеваниям, развивающимся определенным образом.
Саморегуляция человека имеет изначальный конфликт—на стыке животной консервативный и человеческой поисковой систем самоуправления и их взаимодействия. Разуму человека открыты не все инстанции Вселенной. Человек болезненно воспринимает разницу между духом и телом и не всегда обращается к гармонизирующему, сопрягающему свойству Души, данному в утешение или в качестве ведущей к свету “ нити“. Невозможно охватить разумом всю Сущность великого, обладающего уже достоинством избирательности, Человека. Врачу нужна Вера в человеческий потенциал и трезвый Расчет, основанный на знании этого потенциала.
Трактовка миазмов относится к поздним трудам С. Ганемана и является частью его завещания. Основатель гомеопатии увидел, что действие гомеопатических препаратов имеет ограничения по их субстанционному сродству к разным регуляторным системам. Он ввел понятие естественных хронических болезней, эволюционно обусловленных приобретенной болезненной почвой. “Жизненные силы, приведенные в состояние гармонии, оказывают эффект больший, чем лекарства. Причина болезни кроется внутри человека и имеет нематериальную форму. Сознание и воля определяют внутреннее состояние человека, которое отображается внешними проявлениями. Поступки человека и его поведение всегда отражаются на физическом теле, поскольку составляют с ним единое, целое. Болезни-следствия ложного мышления. Древние ученые говорили о проказе, как о внутренней чесотке. Состояние сознания таково, что каждый человек заражен Псора. Она накапливается в веках и восприимчивость к ней возрастает. Псора поразила род людской и действует на протяжении более 3 веков. Гомеопатическое лекарство действует на наследственную отягощенность, изгоняя ее изнутри наружу”.
В определении хронических миазмов существует общая концептуально — структурная зарисовка. Соответственно современному образу мышления в биологии, миазмы как явление чаще рассматриваются с позиций типологической структурной методологии. Возможно также рассмотрение явления миазмов с позиций концепций эволюционизма и гуманизма. “Самодействующая жизненная сила поражается первоначально динамическим влиянием враждебного агента”.С.Ганеман говорит о постепенной наследственной динамике псорических заболеваний: от поражения кожи до внутренних проявлений, с нервными расстройствами, истощением, физическими и моральными извращениями. Но истинно и то, что “человек-система, в высшей степени сама себя поддерживающая, восстанавливающая” (ИП Павлов).
Данной теорией миазмов предлагается мнение, что ”Хронические миазмы — эволюционные опытные модели системы саморегуляции на разных стадиях их становления, на пути к самосовершенствованию и приспособлению”. Основные свойства и закономерности эволюционного динамического типа живой системы влияют на формирование базовой адаптивной программы, определяя как типы адаптации, так и способы патологической компенсации.