ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Часть 4: Гомеопатия-метод лечения душой. Специфичность гомеопатии и психотерапии.

Гомеопатия сформулировала философский вопрос: что является сущностью подобия человека? С.Ганеман открыл природный закон целительства — принцип Подобия. Но сущность человека так неисчерпаема, что каждое поколение будет заново признавать свое подобие. Искать ли подобие в своей искаженной натуре или в первозданности? Видеть ли грубое, материальное подобие или брать пласт тонкой ткани Бытия? Не только гомеопатия, но весь просвещенный мир ищет подобие (неосознанно). Практически, это поиск сущности человека и его места в этом мире; принципов его ключевой регуляции. Психотерапия наиболее близка к гомеопатии в понимании динамической, духовной Природы болезни человека.

Говоря о специфичности методов гомеопатии и психотерапии, мы сопоставляем философский Уровень оценки, теоретическую Схему оценки, методический Способ оценки.

Под психоанализом имеется в виду не только особый метод лечения, но и набор теоретических утверждений, претендующих на то, чтобы считаться Общепсихологическими”. Гомеопатия претендует на самый высокий, Человеческий в человеке, уровень анализа и имеет свой набор теоретических утверждений. Фрейд создал структурную модель психоанализа и поменял приоритетную шкалу оценки: от учета отношений пациента к внешней реальности он ушел к изучению его бессознательных желаний и импульсов. Позднее он расширял неоднократно свои понятия и утверждения. Создавая топографическую модель, он высказывает взгляд, что существует ментальный аппарат — сознательная часть разума, бессознательное — как разновидность энергии и информации, содержащей инстинктивные стремления и желания, и предсознательное — энергия и информация, содержащая знания вне контроля сознания и не находящееся в конфликте с сознательным разумом. Человек изначально амбивалентен, потому что инстинкты (с грузом наследственных и конституционных элементов) и разум (обеспечивающий и самосохранение и адаптацию к реальности) — не всегда согласуются. Кроме того, разуму, сознательному началу, приходится быть посредником между изначальными человеческими данностями: его совестью и регрессивными инстинктами. Возникает необходимость разрядки напряжения, в том числе и путем компромиссов. Возникает индивидуальная мозаика здоровых и болезненных симптомов, характерных для данной личностной структуры человека. Фрейд изучал агрессивность, сексуальность, природу внутренних конфликтов человека, возможность управления энергией инстинктивных устремлений. С психоанализом пришло понятие структуры психики, трехмерного членения мыслительного аппарата, психической диссоциации, аналитической ситуации, метода свободных ассоциаций, лечебного альянса, переноса, сопротивления, негативной терапевтической реакции, катарсиса, проработки, трансфера реальности. Интерпретация симптомов — высшая инстанция в иерархии терапевтических принципов психоанализа.

Силу энергии адаптации оценивает (сверяя с кодом) иммунная система, организующая компенсационные пассажи (блоки, биофеномены разных уровней).

Позднее, благодаря психоаналитической теории Юнга, добавлены понятия архетипа (поведенческий паттерн инстинкта”), компенсации, коллективного бессознательного, анимы, анимуса, архитипических фигур и парциальной личности, архитипических ситуаций и архитипических субстанций, интраверсии и экстраверсии, как направления личностной энергии; комплексов. Д .Шер сообщает, что подоплеку психологии К. Юнга дала алхимия. Четыре базовые субстанции представляют архитипические компоненты психического: плотный депрессивный свинец, легко воспламеняющаяся агрессивная сера, горькая соль мудрости, летучая неуловимая ртуть. Процессы, происходящие в личности, изображены в алхимии, как последовательность действий: проекция, распад, сублимация, фиксация, сгущение, конденсация, растворение, коагуляция. Работа алхимика “ценна за передачу импульса к достижению и серию последовательных объединений разнообразных соперничающих психических субстанций, что по сути “ интеграция и индивидуация личности ”. Сознание придает форму переживанию с помощью 4 функций: мышления, чувства, ощущения и интуиции.

Познание гомеопатии начинается с познания алгоритма подобия. Гомеопатия придает значение индивидуальному месту и весу Симптома. Симптом — король и главный структурный элемент гомеопатического психоанализа. Очень важна достоверность (поскольку потом он будет сопоставлен с природной субстанцией), специфичность (острота, индивидуальная заданность и предопределенность) симптома. Гомеопатия предлагает рассматривать каждый случай заболевания не как типовой, а как новый, неизведанный. Предлагается рассматривать вереницу случаев заболевания как одну, последовательно и неуклонно развивающуюся болезнь, от ее истоков (симптомы личности, доболезненные симптомы) до приобретенной качественной характеристики. Гомеопатия ставит нозологический диагноз, но имеет дело с Состоянием и Симптомом (изменения в тканях не указывают на необходимое для излечения лекарство, врач наблюдает в каждом конкретном случае, по совокупности симптомов, изменение внутреннего состояния). При изучении специфичность симптома, случая, гомеопатия может использовать знания психологических школ. Рассматриваются: специфичность корней уязвимости (комплекс предрасполагающих обстоятельств), этиологический фактор (чаще психической природы), специфичность сформировавшегося базового чувства (тема чувства горя, обидчивости, одиночества), специфичность ситуации (не может уклониться, не может изменить ее, она актуальна, длительна), специфичность ощущения (беспомощности, безысходности, потери смысла жизни, потери себя, внутреннего раскола), специфичность конституции, личностных установок, специфичность физических и физиологических реакций, компенсационных механизмов.

Гомеопатия предоставляет пациенту право решать, кому и как рассказывать о себе. Но не только лукавый мозг, но и “глупое, но честное тело фиксирует и выдает отраженные симптомы собирающему их врачу -гомеопату” (телесные, чувственные, сенсорные, редкие и необычные феноменологические симптомы).

Как и в классическом психоанализе, наиважнейший вопрос—первая беседа с пациентом., раскрытие его проблемы. Здесь важны не только свободные ассоциации, но и умение выслушать и интерпретировать симптомы. Первая сложность гомеопатии—умение найти симптомы. Вторая сложность—умение сопоставить симптомы и провести дифференциальную диагностику совокупности аналогичных, близких по качеству симптомов, их истоков, удельного веса в адаптации, их застарелости, интенсивности, -в результате чего можно выйти на дифференциальную диагностику уже разных, подчас близких по психическому воздействию субстанций, выбирая затем еще и нужную степень ее реактивности, активирующей силы ( по потенции).

Особенность гомеопатического анализа заключается и в том, что постоянно сопоставляются две данности. Надо понять и изучить природу лекарств, совокупность действия на здоровый и больной организм. Не рекомендуется пользоваться внешним описанием патогенеза по Материа Медика, но составлять представление о сущности и природе лекарства. “Если механистически запоминать симптомы лекарства, мозг загружается бесполезной информацией. Мы должны составить такую схему оценки ментального состояния, которая позволила бы вывести гомеопатию в новое качество”. Гомеопат, который работает с субстанцией, как информационным динамическим стимулом, претендует не только на телесный, но на глубокий, психический уровень воздействия. В специфическую структуру гомеопатического психоанализа вошли: психологические портреты гомеопатических препаратов, ключевые симптомы, темы, конституциональные типы, миазматическая насыщенность, базовые делюзии, металло — функциональные и психо — функциональные типы. Трактовка психологических характеристик гомеопатических препаратов разнится в зависимости от мироощущения доктора и выбранного им аспекта знания в общем системно-клиническом анализе.

Спецификой гомеопатии является представление о естественных хронических болезнях (эволюционное и компенсационное самоизменение, в соответствии с меняющейся средой и ходом времени), о миазматических сущностных дизадаптивных моделях.

Гомеопату надо знать как биологические принципы анатомо-физиологического существования, так и законы информационно — энергетического взаимодействия разных структур, представлять себе возможность психического влияния и допустимость и последовательность самоизменения человека, как типовой модели. Поэтому современные гомеопаты, наряду с психологами, строят типовые модели здоровья и болезни.

Итак, гомеопатией и психотерапией рассматривается ряд сущностных характеристик и ряд специфичностей, объясняющих тонкую ткань Бытия в структуре существования человека. В структуру гомеопатии заложен не только психологический, но и эволюционный анализ самоизменения Здоровья. “Вопрос о Псоре составляет внутреннее Ядро учения С.Ганемана” (его завещание).

Как лечит гомеопатия? Если мы не можем на уровне современных знаний полностью раскрыть механизм действия тонких субстанций (это было бы открытие истории человечества), то можем зафиксировать ее самые существенные отличительные особенности:

Философское осмысление метода гомеопатии, также как и теоретическое объяснение, интересуют практикующих гомеопатов не меньше, чем сам увлекательный и необычный алгоритм гомеопатического исследования. Ввиду глубинного действия гомеопатии на уровне тонких энергий и генетического аппарата—гомеопатическое лечение становится очень ответственным способом воздействия не только на отдельный организм, но и на эволюционную судьбу человеческой цивилизации.