ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Часть 3: Голографические модели здоровья гомеопатов, психологов, иммунологов. Мифы гомеопатии и наши стереотипы.

Уже 8 лет, как гомеопатия в России переживает свое возрождение. Для населения и врачей школьной медицины она по-прежнему “вещь в себе” и обрастает мифами. Все, что основано на иных регуляторных принципах, кажется загадочным.

Миф первый: гомеопатия — это оккультная наука. Звонит женщина и просит гомеопата разогнать тучи (проблемы) над головой дочери, как ясновидящего. Заходит в кабинет, где ведется прием с помощью метода Фолля пациент и интересуется “здесь ли принимает колдунья?”.

Миф второй: гомеопатия — не наука, а лишь искусство. Но нет больших энтузиастов, кто стремится понять основы этой науки и ее философии. Гомеопаты — в основном, врачи — философы.

Миф третий: гомеопатия — кастовая наука и надлежит осваивать алгоритмы ее, не пытаясь их себе разъяснить. Но в то же время ставится вопрос о возможности подтверждения изменений при действии ее препаратов методами функционального анализа. И в тоже время при разъяснении сложных феноменов гомеопатии привлекаются аллопатические представления о саморегуляции.

Миф четвертый: дозы гомеопатии так малы, что действует она просто методом внушения.

Миф пятый: гомеопатия находится ближе к психо-соматике, оперирует биологическими понятиями; гомеопатия может предложить лекарственные средства, но не алгоритм или общую цель исследования.

С.Ганеманом предоставлен в наше распоряжение ряд центральных положений о регуляции.

“Утонченная сила человеческого существования не предназначена для совершенного управления жизненными функциями в состоянии здоровья и не может служить образцом для подражания в лечебном искусстве”.

“ Единственный терапевтический закон, соответсвующий природе: симилиа симилибус курентур. Излечивать мягко, быстро, безусловно и окончательно можно, выбирая в каждом случае лекарство, которое само может вызвать страдание, подобное тому, которое должно быть излечено.”

Если “данный естественный принцип целительства подтвержден чистым экспериментом, то недостаточность научного объяснения не влияет на сам принцип и является вопросом времени”.

Он предлагает следующую гипотезу: “более слабое динамическое поражение навсегда уничтожается в живом организме более сильным, если последнее, отличаясь по своей природе, чрезвычайно подобно первому по своим проявлениям. Каждое заболевание заключается в особом динамическом болезненном отклонении жизненного принципа, поврежденном естественной болезнью. При назначении подобного по всей совокупности симптомов лекарства жизненный принцип захвачен и управляется более сильной искусственной болезнью”.

В дискуссии после лекции молодым доктором было высказано не только им разделяемое мнение, что гомеопатия (и психотерапия) — не наука. Возникает вопрос: выбор лекарства, способного вызвать подобное страдание, это лишь искусство? Хотелось бы уточнить, что Ганеман на этом не настаивал.

Он пишет о естественных болезнях, что они “.... начинаются исподволь и незаметно поражая организм динамически присущим болезни образом, вызывают отклонение от состояния здоровья так, что автоматическая жизненная энергия и сила, сохраняющая здоровье, противопоставляет лишь несовершенные, неподходящие и бесполезные попытки сопротивления, оказываясь неспособной их самостоятельно преодолеть без влияния извне”, и дает разъяснение, что “работа мысли, принадлежность высших сил человеческого интеллекта на основе свободного от предрассудков суждения, выбирает и определяет принципы воздействия” при естественных хронических болезнях, вызываемых миазмом, “который в течение жизни сотен поколений прошел через многие миллионы организмов и развился до невероятной степени, получив способность проявляться в бесчисленных болезненных состояниях, которым подвержен род людской”. Что “излечение должно основываться на ясных и очевидных принципах. Это означает, что... врач в своей деятельности должен руководствоваться ясными и четкими законами, такими же всеобщими, как, скажем, закон притяжения”. Таким образом, сформулировав Принцип нового опыта, Ганеман не настаивал на догматическом следовании его Положениям и побуждал к работе мысли.

Человеческая слабость по отношению к стереотипам побуждает нас порою следовать им догматически. В медицине властвуют два стереотипных представления. Первое — о неспецифической адаптации человека, в соответствии со стресс — моделью (образец динамики в формировании хронических миазмов). Второе — о редукции напряжения, гомеостатического уравновешивания, ориентирующегося на законы симметрии.

В настоящее время возникли новые представления. Адаптация человека всегда и исключительно специфична (иначе о индивидуальной чувствительности не могло бы быть речи). Человек индивидуально избирателен и напряжение не редуцируется, а поддерживается им, вопреки биологической целесообразности. Стереотипы преодолеваются с болью и страданием. Несколько лет назад некий рецензент-гомеопат давая отзыв на статью “Эволюционно-ноогенная теория и смысловая модель саморегуляции”, с необъяснимой горячностью критикует... цитируемого мною уважаемого австрийского психотерапевта В. Франкла и его гипотезу о ноогенном измерении психологического аппарата: “...пока я (читаем Семенова А.И. и В. Франкл) не обнаружу в человеке духовную личность, я не смогу терапевтически на нее воздействовать (?! ). Радует, что сверхсмысл жизни оказался выше их понимания”. Предложен совет: “читать и изучать Ганемана, отбросив полезный опыт искусства толкования смежных дисциплин”.

С.Ганеман считал, что “для врачей старой школы сложно сформировать новое представление и признать духовно-телесный организм сущностью настолько могущественной, что его чувственные и функциональные изменения(болезни) вызываются главным образом лишь динамическими духовными воздействиями и никаким другим образом”. Он писал также о “духовной силе, скрытой во внутренней природе лекарств”. Вышеуказанный курьез приведен потому, что вопросы о гомеопатическом Подобии будут постоянно возникать по мере развития биологии и представления о сущности человека. Человек — наибольшая загадка Вселенной. Гомеопатические средства — это Божий дар во спасение человека. Человек ассимилировал природную субстанцию, как часть Вселенской души и использовал ее для лечения главного искажения, в душе человека. Живое — лечится живым

Здесь хотелось бы также напомнить о известном Принципе Сочувствия, сформулированном С.В. Мейеном. Исследователь, выдвигая идею, чувствует ее оправданность. И принять на этой стадии теорию может лишь тот, кому интуиция подсказала тот же результат. Мы должны быть безусловно и положительно благоразумны.

Голографические модели здоровья

Гомеопатия — наука природоведения и человековедения. По тем же природным законам такая роскошь положений в 18 веке не могла возникнуть из ничего, на пустом месте. Видимо, особая восприимчивость и интуиция человека позволяет ему впитывать в себя миазмы вселенского знания. Философия, религия, естествоиспытание, иммунология, гомеопатия, психология — пытаются разгадать загадку человека.

Позволяют ли провозглашенные гомеопатией методы ранжирования и реперторизации априори собрать всю полноту информации? Зигмунд Фрейд пользовался методом ассоциативного психоанализа, позволяя пациентам спонтанно высказать наболевшее. Он увидел бессознательной сопротивление человека восприятию истинности бытия. Он пришел к выводам, что человеческое “Я” проходит развитие к более высокой организации и получает в процессе его конфликты и расколы в психической деятельности. Отдельные первичные позывы, несовместимые с остальными, которые могут объединиться в целостное “Я”, оказываются вытесненными. Предложив понятия о структуре психических процессов, Фрейд создал инструмент жизненных феноменов человека. По аналогии с психоанализом мы можем оценить яркость, образность симптомов высказываемых, но не интенсивность симптомов умалчиваемых или неосознанных. Сложная структура системы, включающей психику и соматику, побуждает исследователей предлагать голографические модели здоровья в виде объемных символических рисунков.

Психологами и гомеопатами предложен ранее ряд голографических моделей саморегуляции представляющих собой определенную мандалу: магический круг, треугольник в круге, пирамиду, конус и др. Они отражают последовательность в подчинении и созидании, вертикальный и горизонтальный детерминизм. Мандала — это символический рисунок, используемый в эзотерии для отражения глубины сущности, олицетворяющей связь с абсолютом.