ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Часть 1: Миазмы как эволюционные модели саморегуляции. Пути развития представления о Живом.

Гомеопатия — наука природоведения и человековедения. Философия, религия, естествоиспытание, иммунология, гомеопатия, психология — пытаются разгадать загадку человека. Гомеопатия — самостоятельное направление, ветвь дерева медицины. Ее составные части: философия, клиническая методология, специфическая природная основа целительства. С.Ганеман определил принципы природного целительства и инструмент целебного воздействия информационным динамическим стимулом, основанном на принципе подобия. Этот инструмент в руках врача, проводника информации, принимающего роль ключевой фигуры. Он определяет способ одушевляющего воздействия на Живую основу пациента, его Жизненный принцип. Гомеопаты очевидно заинтересованы в знаниях психологов, в обобщениях философов, естествоиспытателей, рассматривающих Живое как научный объект.

Первое, стихийно-диалектические представление о живом принадлежит натурфилософии. Она дала слитное, недифференцированное рассмотрение живой и неживой природы, человека и социума. В многообразии вещей скрыты единые сущности. На смену ей, с развитием палеонтологии, морфологии и физиологии, пришел классически-биологический научный подход (структурно — геометрический; динамико-функциональный и затем эволюционистский). Исследуется иерархия структурных уровней организации. Определяется функциональная концепция многоуровневой природы с круговоротом вещества и энергии и позднее концепция живой природы как совокупности биологических видов. Классическая биология опирается на Дарвиновскую теорию эволюции. Классически-научный подход сформировал в 20 веке: социоморфизм (объект отождествляется не с внутренним одухотворенным миром Я, а с ролевой, социально-детерминированной оболочкой субъекта) и техноморфизм (живое редуцируется до физико-химической системы концептуально и технологически -речь о биотехнологии).Позднее стал популярен антропный принцип- — принцип приоритета одушевленности (П.Шарден, В.И. Вернадский). Гуманистика апеллирует к человеку как точке пересечения стихий, объекту, открытому по отношению к Космосу, самопознающему, обладающему личной творческой активностью и способностью любить. Образ биологической реальности сменился образом биотической реальности.(50)

Медицина, как система научных данных о лечении и предупреждении болезни, развивалась в соответствии с философией своего времени. “Гуморальная теория (с принципом самоизлечения) сменилась солидной (от слова плотный). Это очень важный момент в развитии науки — на смену умозрительной гуморальной динамики болезни пришла видимая и достоверная статика”, анатомо-локалистическое направление.(50) С развитием физиологического мышления -получило становление клинико-функциональное направление и его высшее достижение-теория нервизма. ИП Павлова называли главным физиологом мира. В 20 столетии внимание клиницистов сосредоточено на изучении реактивности, резистентности, неспецифической адаптации, индивидуальной клеточно-гуморальной реакции, гено — и фенотипических факторов. Медицина не успевала за быстрой эволюцией человека, в связи с чем наметился ее кризис. Лечение болезни-стали считать наукой, а лечение больного искусством. “Статика” дает урезанное, необеспеченное описание его качества. Морфологический контроль не обеспечивает понятия динамики. Открытие С.Ганеманом динамической концепции болезни и того, что лекарства могут производить специфические состояния организма, что они могут вылечить людей с подобными состояниями , опередило время. Медицина оказалась не готова к подтверждению понятия Жизненного принципа, динамического духовного двигателя, Живой силы, рассмотрению субстанционного уровня воздействия. Врачи получают моральное и интеллектуальное удовольствие, изучая теорию Ганемана, но испытывают многие сложности: понимание соответствия природы заболевания и патологического состояния природе лекарственного средства, в контроле динамики состояния и логической последовательности в смене препаратов. Потенцированные лекарства не имеют сферы действия, исключая Жизненную силу, проявляющуюся психикой и 3 контролируемыми ею системами (нейро-эндокринной, иммунной), — пишет учитель гомеопатии Р.Шанкаран.

Привлечем в рассмотрении понятия Живого мнение экспертов, философов, биологов, специалистов по экоинформатике. Представляет интерес описание развития психологических механизмов биологической мотивации палео-биологом МГУ В. Вилюнас.

На ранних стадиях филогенеза оправдывала себя детерминация поведения на основе жёстких унаследованных программ. Звенья инстинктов складывались в сложной последовательности. Инстинкт — исходная форма мотивации. Мотивация укрупняет зрение инстинкта. Поведение усложнялось. Но аппарат приспособления не обособлялся, и психика была на заднем плане. Позднее механизмы развития мотивации в онтогенезе избавляются от жёсткого генетического контроля, автономизируются. У высших животных уже имеет признаки этой автономизации. Может идти речь о мотивационном научении. Животные привязаны к среде, специфической для каждого вида, в которой содержится то, что отвечает набору инстинктов, присущих данному виду.

Первый шаг, сделанный жизнью для гибкой адаптации, состоял в самоограничении при помощи торможения, приобретения способности не действовать по жёсткому генетическому предписанию. Логика этого: способность-действовать не автоматически, а ситуативно, гибко; задерживать рефлекс на фазе осуществления, действовать в ответ на раздражитель не внешне, а внутренне. Это — второй шаг в развитии адаптации, по мнению известного физиолога И.М. Сеченова. “Психическое — это задержанный рефлекс: рефлекс с задержанным концом или, при осложнении страстным элементом, рефлекс с усиленным концом. Когда в ответ на раздражитель организм действует и не действует: не действует внешне и действует внутренне”. Внутренняя реакция- — основа полноценного внешнего ответа Жизнь противостоит хаосу энтропии. Гибкое приспособление — результат взаимодействия всех планов отражения: сложнейшего комплекса физиологических процессов с многоуровневой обработкой информации, психического отражения, — для создания Образа среды. В его создании участвует анализ возможности изменения ситуации и анализ способов достижения цели. В организации жизненного процесса значимо заблаговременное накопление вещества и энергии для самосохранения и воспроизведения. Модели здоровья человека — не бинарные, а голографические. В них прослеживаются все виды внешнего и внутреннего отражения.

Представляются интересными сведения, что физиологические механизмы: а) разобщают изначальную цельность отображаемого мира; б) искажают информацию; в) преобразуют, меняют природу носителя от химического состояния рецепторов до нервного импульса; г) перекодируют информацию в искусственную форму; д) обогащают ее, переключая на разных уровнях ЦНС приобретенным опытом;е) предлагают как конечный, отработанный продукт — субъективный Образ среды, вынесенный вовне, за пределы тела. Человеку дан не мир, а субъективный образ мира. В психическом отражается информация, прошедшая этап ранжирования в отношении значимости. Линия эволюционного развития у вида человека связана с совершенствованием способности самостоятельного поведения. Прижизненно выявляются внутренние связи условий, сигналов, мотивационное значение предметов, не заданные в качестве безусловных генетически. Психический образ среды — центральная инстанция замыкания условной связи.(5)

Существует свод взглядов на экологию биосистем и принцип приоритета одушевленности. Развитие биоэкологии — достояние 20 века. Она развивалась как наука о надорганизменных системах живого. Физиологическая экология оперирует индивидами. Трактуют экологию и как науку и экосистемах, и как науку о сохранении природы земли ради здоровья людей. Всем известны работы ВИ Вернадского о био-ноосфере. Сборник теорий, гипотез. правил Экологии составлен в 1994г НФ Реймерсом. В контексте данной работы нас интересуют экосистемные законы, к которым мы будем возвращаться на протяжении работы.

Каждый вид специфичен по экологическим возможностям адаптации. Изменения в эволюции направляются внещними экофакторами и системными особенностями развития эволюционирующей совокупности (внутренними факторами). Каждое изменение условий существования вызывает перемены в способах реализации энергетического баланса организма. Чем выше уровень систематической категории, тем значительнее отличие в энергетических процессах. Живое-посредник между Солнцем и Землей. Либо количество его должно оставаться постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики. Закономерности распространения информации связаны с потоком энергии и перемещением вещества. Видимо, большую роль играют горизонтальные связи между системами. В человеке мироздание приобретает одухотворенность, в нем замыкается на себя, становится самопознающим. Человеческое существование характеризуется преодолением границ среды обитания вида Homo. Силы и процессы, становящиеся видимыми у высших организмов, у них впервые и возникли. Человек имеет земные и небесные связующие ветви, он под влиянием экологической среды и эволюционного пространства. Считается, что “поле обобщений в области экоинформатики еще не возделано”.

Говоря о Психическом Образе среды как центральной регуляторной инстанции, мы помним, что Основатель гомеопатии предлагал “признать духовно телесный организм сущностью настолько могущественной, что его чувственные и функциональные изменения, называемые болезнями, могут быть вызваны главным образом, если не исключительно, динамическим, духовным воздействием”.