ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Игровые методы психотерапевтической помощи в кризисной ситуации

Лаврова Нина Михайловна, профессор РАЕ, действительный член ОППЛ, руководитель модальности Системная семейная психотерапия: восточная версия ОППЛ, руководитель комитета по медиации ОППЛ, психотерапевт Европейского реестра, директор Центра «Альянс». Санкт-Петербург, Россия.

Лавров Никанор Васильевич, к.м.н., доцент Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ. Санкт-Петербург, Россия.

Лавров Василий Васильевич, , д.б.н., директор Центра научно-практической медиации «Согласие». Санкт-Петербург, Россия.

Аннотация. Понимание конструкции рабочей памяти и структуры образов в индивидуальной модели мира является основной задачей образной психологии. Ключевой момент решения задачи — выяснение принципов адаптации к недостатку знаний о мире. Игровые методы обучения не только восполняют недостаток, но и позволяют обрести полезные навыки поведения. В данной работе наблюдали за тем, как опыт, полученный в ходе индивидуальных и групповых игр, помогает находить выход их семейного кризиса. Подводя итог игре, участники отметили последовательность плодотворного влияния игры на преодоление кризиса. Во-первых, формировался конструктивный подход к решению проблем в основе кризиса. Во-вторых, восстановительные мотивации приходили на смену разрушительным, провоцировавшим конфликты и предвзятые негативные оценочные суждения. В-третьих, в результате игрового обучения отрабатывались навыки урегулирования разногласий. В-четвертых, благодаря прояснению общих целей членов семьи открывалась перспектива упрочения внутрисемейных отношений в рамках общепринятой модели взаимодействия. Визуализация образа межличностных отношений облегчала понимание причин кризиса и нахождение выхода из кризисной ситуации. По мнению, высказанному участниками при подведении итогов игрового моделирования семейных кризисов, игра является эффективной формой обучения, снабжающего знаниями о природе кризиса и способах его преодоления. Одновременно игра обладает психотерапевтическим эффектом, поскольку мобилизует интеллект, избавляя от последствий негативных переживаний, вызванных кризисной ситуацией.