Терапевтическая трансформационная игра (тэта-игра) — это метод создания и проведения игровых методик на основе компетенций, знаний и умений помогающего практика. Каждая тэта-игра может быть применена как средство для решения конкретной психологической проблемы. Обращаясь за помощью к специалисту, клиент ориентируется на образ лучшего будущего, в котором трудная жизненная ситуация преодолена — желаемый образ системы Я-и-мир. Достижению результата препятствуют факторы невротической дезадаптации некомпетентность и нелегитимность, вызванные фиксацией в социальной позиции, затрудняющей реализацию совладания. Некомпетентность связана с отсутствием знаний о способах совладания. Участники игровой группы помогают друг другу в построении тактик и стратегий совладания, устраняя некомпетентность. Знания о проблеме, получаемые от других игроков, их советы и мнения открывают новые возможности — ресурсы адаптационного потенциала. Повышение совладающией компетентности помогает выявить ролевой конфликт. Нелегитимность связана с запретом, внешним или внутренним, на реализацию совладания. Т.е. знаний о способах решения проблемы может быть недостаточно, и потребуется легитимизация жизненных изменений, запланированных клиентом. Легитимирующим сообществом выступает игровая группа.
Эффективность преодоления проблемы зависит от наращивания адаптационного потенциала и повышения совладающей компетентности. Совладающая компетентность призвана сберегать усилия человека и направлять их на поиск и реализацию эффективных решений. Самому автору важно быть экспертом, чтобы уже на стадии создания тэта-игры добавить набор специальных карточек «хотений» — стартовых формулировок терапевтических интенций и способов совладания, которые преобразуются в архетипический конструкт ситуации — аркон. Набор карточек с «хотениями» помогает начать поиск архетипа ситуации, в которой реализуем максимум возможностей адаптационного потенциала с целью совладания. Интерпретируя проблемную ситуацию как архетип, игроки начинают планировать совладание по правилам универсального взаимодействия, повышая прогностическую валидность конструкта.
Терапевтический результат игры достигается путем трансформации идентичности от Я-наличного к Я-проспективному (функциональная ролевая модель) в ходе групповой или индивидуальной сессий с целью устранения некомпетентности и нелегитимности совладания. Каждый игровой ход помогает клиенту растождествиться с проблемной ролью и одновременно отождествиться с новой ролью, с образом Я-проспективное. Именно механика “выбор” является ключевой в технологии игровой терапии, так как идентичность — это совокупный ряд выборов, поступков и действий. С каждым повторением выбора, связанного с вознаграждением (оперантное обусловливание), нарастает тенденция желаемых изменений идентичности.
Важное значение имеет сеттинг игры, который амплифицирует архетипическую идентичность на основе наиболее типичных действий, которые направлены на преодоление ситуации. Созданные на основе метода игры могут применяться как отдельно для решения конкретных задач, так и совместно с регулярной психотерапией. Например, способствуя более быстрому внедрению решений, полученных в ходе регулярных сессий. Игра становится увлекательным стартом для терапии; организует диагностический диалог; фиксирует изменения, произошедшие с клиентом в ходе сессий долгосрочной психотерапии; помогает клиенту выйти на новый уровень или просто разнообразить ход терапии.