ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

А.И. Денисова - Сказка про депрессию

Рубрика «Творчество психотерапевтов»

СКАЗКА ПРО ДЕПРЕССИЮ

Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог, супервизор, обучающий личный терапевт,
кандидат психологических наук, доцент,
действительный член ОППЛ

Мальчик стоял в высохшей луже и что-то увлеченно рисовал в ней палкой. Мимо шла сгорбленная старушка, остановилась возле лужи, посмотрела на мальчика, тяжело вздохнула и проговорила, не обращаясь ни к кому: «Бедные дети, им и поиграть-то негде!» Мальчик поднял глаза на старушку и сказал: «Здравствуйте!» Потом перевел глаза на старушкину трость и восхищенно продолжил: «Какая у Вас хорошая палка! Мне как раз такая нужна! Давайте поменяемся? Только на время, я потом отдам…». И не успела старушка опомниться, как он уже рисовал ее палкой в грязи какие-то картинки. А старушке в руки вложил свою — сучковатую сухую ветку. Оторопевшая старушка во все глаза смотрела, как ловко малыш управляется с рисунком, выводя ее тростью по влажной черной поверхности линии разной формы и толщины.

Несколько минут старушка молча смотрела на этот процесс, постепенно приходя в себя. Затем, чтобы как-то занять время, раз уж произошла вынужденная остановка, заговорила с мальчиком: «Как тебя зовут? И сколько тебе лет?» — «Петя — ответил мальчик, не отрываясь от рисунка, — меня зовут Петр, и мне шесть лет. А как Вас зовут?». Старушка не ожидала встречного вопроса, но все-таки ответила бесцветным голосом: «Меня зовут Депрессия». — «Какое редкое у Вас имя! Я никогда такого не слышал», — мальчик старался быть вежливым, — «А что оно означает? Вот мое имя означает «камень», или твердый характер. Так мама говорит. А Ваше?». Старушка посмотрела на мальчика и подумала про себя: «Почему я с ним беседую, мне давно пора идти дальше! ?», но все-таки ответила: «Это название душевной болезни, когда все время грустно и ничего не хочется…». Мальчик выпрямился и внимательно посмотрел на старушку: «А зачем Вам такое имя? Вам оно нравится?». Депрессия начала тихо злиться, но не знала, что ответить. Ей стала казаться нелепой вся эта ситуация. Непонятно, зачем она остановилась возле этой засохшей лужи и мальчика? Зачем позволила ему взять ее палку? Зачем ввязалась в разговор? А теперь вот приходится слушать всякие глупости! — так думала Депрессия. Но все-таки что-то удерживало ее от того, чтобы уйти.

А мальчик не унимался. «Вам нравится мой рисунок?», — спросил он, закончив к тому времени что-то активно выводить ее тростью в грязи. Старушка задумчиво посмотрела на высохшую лужу, и вдруг ее взгляд стал меняться. Она увидела красивый фрегат с надутыми от ветра парусами, морские волны и чаек. Она молчала, ее взгляд словно застыл на мгновение. Мальчик посмотрел в лицо Депрессии, чтобы задать следующий вопрос, да так и остался стоять с открытым ртом. Потому что ее лицо стало меняться. Глаза излучали свет, улыбка заиграла на губах, и сама она стала как будто выше ростом. Старушка смотрела на картинку в высохшей луже и вспоминала свою молодость. Она была молода, весела и красива, а морской ветер развевал ее длинные волосы…

Так, с улыбкой на лице, задумавшись о чем-то своем, она пошла дальше. Ее походка изменилась. Пораженный ее преображением, мальчик какое-то время ошеломленно смотрел ей вслед. Затем, опомнившись, закричал: «Подождите, возьмите свою палку!».

Но старушка его не слышала. Она выбирала себе новое имя.