Рубрика «Профессиональное признание авторских методов и методик»
Автор методики: Катков Александр Лазаревич, профессор, доктор медицинских наук, профессор, председатель АС МАНП, председатель Международного ученого совета по психотерапии.
Экстренная и экспресс само-психотерапия «Пять пальцев» (полимодальный подход)
Примечание: в названии методики не обозначаются группы клиентов, для которых в первую очередь предназначается данная методика — в этом случае название было бы слишком длинным. Тем не менее, следует иметь ввиду, что использование настоящей методики показано для лиц, обращающихся к специалистам по поводу тех или иных проблемных ситуаций или состояний — реально имеющих место или ожидаемых (т. е. без признаком психических и поведенческих расстройств доклинического или клинического уровня). В основном же, речь идёт о пациентах, состояние которых классифицируется шифрами 43.0 (острая реакция на стресс); 43.1 (посттравматическое стрессовое расстройство) в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Такое состояние характеризуется как острое или затяжное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц в ответ на исключительный физический или психологический стресс, ситуацию угрожающего или катастрофического характера.
Далее, необходимо иметь ввиду, что для всех поименованных групп клиентов с реальными или ожидаемыми проблемными ситуациями, состояниями, психическими и поведенческими расстройствами клинического уровня — методика экстренной и экспресс-психотерапии используется после проведения полноценной экстренной и экспресс-психотерапии.
И только лишь в отношении группы клиентов без признаком перечисленных функциональных нарушений, а только лишь желающих повысить уровень стрессоустойчивости, изначально используется вариант специального психотерапевтического тренинга.
Краткое обозначение методики — ЭЭС ПП
Катков Александр Лазаревич, д.м.н., профессор, вице-президент ОППЛ, председатель Международного ученого совета по психотерапии, председатель Академического совета МАНП по научной психотерапии
Экстренная и экспресс само-психотерапия «Пять пальцев» (полимодальный подход) — это структурированная теория и практика полимодальной само-психотерапии, основанная на: 1) понимании механизмов кризисной адаптации; 2) понимании функциональных механизмов формирования острых, хронических и отсроченных реакций на стрессовые факторы и обстоятельства; 3) возможности идентификации актуальных, специфических для адаптационных и стрессовых расстройств психотерапевтических мишеней; 3) возможности идентификации универсальных мишеней — характеристик психической устойчивости к агрессивному влиянию среды; 4) применении в психотерапевтической работе с данными мишенями специального алгоритма и технологий полимодальной само-психотерапии, а также — адекватной рефлексотерапии, разработанных с учетом специфики полимодального подхода и охватываемых клиентских групп.
Сущность предлагаемого метода —Экстренная и экспресс само-психотерапия «Пять пальцев» (полимодальный подход) — заключается в:
Таким образом, ключевой характеристикой предлагаемого метода экстренной и экспресс само-психотерапии «Пять пальцев» является эффективная синергия механизмов психотерапии и рефлексотерапии; использованием всего потенциала адаптивных ресурсов и супер-ресурсов психического, представленных в полимодальном (интегративном) подходе профессиональной психотерапии.
Основные принципы, на которых основана Экстренная и экспресс само-психотерапия «Пять пальцев» (полимодальный подход) следующие:
Общая методология экстренной и экспресс само-психотерапия «Пять пальцев» (полимодальный подход) основана на следующих процессах, идентифицированных в ходе реализации масштабных и корректных — с позиции соответствия критериям доказательной практики — исследовательских программ.
В общей методологии ЭЭП ПП мы выделяем пять основных процессов: кризисной адаптации, дифференцируемый по этапам и фазам прохождения адаптивно-креативного цикла; эффективной самоорганизации; первичного прохождения индивидуальной или групповой экстренной, экспресс психотерапии; эффективного обучения сочетанной полимодальной само-психотерапии; эффективной реализации программы ЭЭП ПП.
Процесс кризисной адаптации, дифференцируемый по этапам и фазам прохождения адаптивно-креативного цикла
При понимании условности разграничения процесса адаптации на отдельные сферы, мы считаем необходимым отметить, что настоящий концепт в большей степени ориентирован на проблематику психологической и социальной адаптации, как на основную «точку приложения» психотерапевтической активности.
Далее, важно понимать, что адаптационные возможности человека в нашем случае рассматриваются с использование таких концептов Общей теории психотерапии (ОТП), как 1) генеративная функция психического; 2) феномен психопластичности; 3) концепты первичного и устойчивого ресурсного состояния; 4) концепты адаптивного психогенеза и нейрогенеза.
Под адаптивно-креативным циклом понимается структурированный — по определенным функциональным типам, этапам и фазам — процесс адаптации субъекта к каким-либо проблемным для него ситуациям, обстоятельствам, состояниям. При этом, под проблемной ситуацией понимается такое стечение субъективно сложных для человека обстоятельств, для которых характерны: 1) особая значимость; 2) более или менее выраженный временной прессинг; 3) отсутствие очевидно правильного решения; 4) наличие признаков адаптационного напряжения или «провала».
Обозначение каждого этапа и фазы адаптивно-креативного цикла, как собственно и самого этого концепта, отражает функциональную суть рассматриваемого фрагмента адаптационной активности субъекта. Но так же — и сущностную «подсказку» в отношении наиболее адекватного вектора психотерапевтической активности в каждый момент времени проведения психотерапевтического процесса. То есть, концепт адаптивно-креативного цикла, помимо прочего, выполняет еще и прагматическую задачу определения системы функционально понятных для специалиста-психотерапевта, адаптивных координат гипотетического клиента.
Адаптивно-креативный цикл, по результатам проведенных нами исследований, представлен следующими этапами, фазами и вариантами их прохождения.
Этап адаптационной стабильности — напряжения. Данный этап, характеризующий переход субъекта из зоны относительной адаптационной стабильности и комфорта к состоянию адаптационного напряжения (обычно, в связи с каким либо критическим изменением актуальных для субъекта характеристик информационной или биологической среды), включает следующие фазы:
1)тестовой активности среды: тестирование осуществляетсяв системезначимых дуальных критериев: опасно — безопасно; интересно — неинтересно; понятно — непонятно; комфортно — дискомфортно; срочно — не срочно и проч;
2)уточненияпроблемного поля: активность субъекта в ходе реализации предыдущей фазы способствует идентификации проблемных ситуаций, для которых характерны уже перечисленные нами общие признаки, и в том числе — наличие адаптационного напряжения, парциального либо тотального дискомфорта, признаков синдрома деморализации (по Дж. Франку);
3)попыток решения проблемной ситуации с использованием имеющихся ресурсов, т. е. с позиции накопленного объема знаний, умений, навыков: обычно фиксируется безуспешности такого рода стратегии на основе отрицательной обратной связи; дальнейший рост адаптационного напряжения с максимальной выраженностью признаков синдрома деморализации.
Особенностью конструктивного варианта прохождения данного этапа являются существенное сокращение длительности, а так же минимальная выраженность признаков адаптационного напряжения и состояния деморализации на второй-третьей фазах. В то же время, для кризисного варианта, наоборот, характерны растягивание длительности или даже «застревание» субъекта на второй-третьей фазах рассматриваемого этапа, и максимальная выраженность состояния деморализации. Антиресурсный статус деморализованного субъекта в этом случае объективно препятствует абсолютно необходимому здесь креативному синтезу обновленной адаптивной стратегии. Отсюда понятно, почему для клиентов, пребывающих на данном этапе адаптивно-креативного цикла, синдром деморализации является основной психотерапевтической мишенью.
Этап мобилизации креативно-пластических ресурсов. Данный этап, создающий условия для генерации альтернативных форм поведения субъекта в кризисной ситуации и, соответственно, генерацию первичных креативных импульсов по данному направлению, включает следующие фазы адаптивно-креативного цикла:
4)трансформациябазисных адаптационных стратегий — от стереотипной, защитно-конфронтационной к синергетической (креативной): такая трансформациязакономерно сопровождается динамикой «перемещения» субъекта к ресурсному полюсу активности психических процессов, изменением границ и степеней свободы основных структурных компонентов реальности, имеющих отношение в том числе и к проблемной ситуации;
5)актуализации креативного потенциала субъекта с формированием первичного ресурсного состояния, для которого — в идеале — характерны: существенное повышение поисковой активности; гиперпластика в проявлении основных форм психической активности; спонтанная актуализация ресурсных личностных статусов, ответственных за генерацию новой адаптивной информации и соответствующих форм поведения; комплекс специфических переживаний, которые можно обозначить как «творческий подъем» или «вдохновение»;
6)генерация альтернативных идей, гипотез в тестовом варианте: данная фаза реализуется в соответствующем креативном мобилизационном режиме. В этих, наиболее благоприятных для творческого процесса условиях, формируются множественные, пока еще не оформленные идеи конструктивного решения кризисной ситуации, каждая из которых, тем не менее, обнаруживает свои ситуационные и перспективные преимущества, и недостатки;
7)поиск обновлённого адаптивного инструментария — информационного, интеллектуального, технологического, поведенческого и прочего: в ходе прохождения данной фазы субъект соотносит альтернативные способы решения проблемных ситуаций и осуществляет подбор наиболее благоприятного, и перспективного варианта адаптивного поведения. Такого рода поисковая активность, как правило, содержит явную или скрытую процедуру первичного тестирования найденных новаций в системе дуальных критериев: понятно — непонятно; опасно — безопасно; комфортно — некомфортно; интересно — неинтересно.
Спонтанная реализация вышеприведенных фаз рассматриваемого этапа в относительно короткие временные периоды с актуализацией креативного потенциала в полном объеме, обычно, имеет место при конструктивном варианте прохождения адаптивно-креативного цикла. Относительно благополучно данный этап может быть преодолен и в случае кризисного варианта прохождения адаптивно-креативного цикла, например, при условии использования включенного потенциала соответствующих помогающих и развивающих практик.
Этап креативного синтеза. Данный этап, предполагающий полноценное формирование, апробацию и становление обновленной адаптационной стратегии и соответствующих моделей поведения в актуальной проблемной ситуации, содержит следующие фазы:
8) становление и апробации новых адаптивных подходов и инструментария: в ходе прохождения данной фазы субъект определяется с наиболее перспективными вариантами альтернативного адаптивного поведения, реализует подготовленные варианты и обращает повышенное внимание на внешние сигналы, свидетельствующие о степени адекватности используемых альтернатив. А так же — на все более проясняющиеся перспективы конструктивного разрешения актуальной для него проблемной ситуации или состояния с использованием этих новых форм активности. В данном случае речь идёт о более глубоком, осознанном анализе вариантов адаптивного поведения, в этом смысле отличном от процедуры первичного тестирования;
9)реструктуризации адаптивных норм: в данной фазе адаптивно-креативного цикла завершается процесс формирования и утверждения нового свода правил адаптивного поведения субъекта. Таким образом, речь идёт об обновленных параметрах порядка, стабилизирующего процесс развития субъекта в сложной системе: среда — человек — эффективная самоорганизация — человек — среда.
Конструктивный вариант прохождения настоящего этапа и соответствующих фаз адаптивно-креативного цикла обычно воспринимается субъектом через призму «эффекта новизны», с ощущением ресурсного подъема и появления новых перспектив в жизни. В то время, как кризисный вариант, при отсутствии профессиональной помощи, чаще всего представляет собой «бесконечное» метание субъекта от состояния безнадежности — в связи с крахом очередной, заимствованной и будто бы беспроигрышной версии решения проблемной ситуации или состояния, к состоянию надежды — в случае появления какого-либо другого, «надежного» варианта решения актуальной проблемной ситуации. При этом, субъект, как и прежде, пребывает в базисном антиресурсном состоянии, препятствующем генерации и эффективному усвоению новой адаптивной информации.
Этап реализации обновленных адаптивных норм. На данном этапе осуществляется оценка дивидендов, получаемых в результате интериоризации обновленного свода адаптивных идиом и правил, а так же — подготовка следующей стимульной волны, генерирующей новые импульсы к развитию сложной системы среда — человек — эффективная самоорганизация — человек — среда. Настоящий этап содержит следующие фазы:
10)реализации субъектом потребностного цикла с использованием обновленного свода адаптивных норм: в данной фазе адаптивно-креативного цикла проводится оценка дивидендов, получаемых при использовании обновлённой схемы адаптивной активности субъекта — как по внешнему вектору, т. е. направленной на соответствующее изменение среды, так и по внутреннему вектору, — связанному с необходимой ресурсной трансформацией субъективного опыта. И то, и другое отражается на динамике фиксируемых уровней адаптации субъекта и показателях качества его жизни, которые, собственно, и являются основными критериями эффективности используемых инновационных схем и подходов;
11)стабилизации (либо постепенного накопления) потенциала десинхроноза: здесь следует иметь в виду, что разноуровневые по скорости процессы развития отдельных фрагментов и узлов сложно-организованных систем и накопления так называемого десинхроноза — постоянные спутники таких сложных, открытых, динамических систем, к которым, вне всякого сомнения, относится и рассматриваемая система среда — человек — эффективная самоорганизация — человек — среда. Вопрос здесь заключается в степени опережающего развития центрального компонента данной системы (в нашем случае — это интегральная характеристика параметров качества психического здоровья субъекта), уберегающего данную систему от катастрофических сценариев развития. В связи с чем, при прохождении настоящей фазы возможны варианты стабилизации и даже редукции потенциала десинхроноза (например, при условии исходно высокого уровня или форсированного развития наиболее востребованных характеристик качества психического здоровья у субъекта). Что, собственно, и обеспечивает требуемый результат — безопасность и устойчивое развитие человека в агрессивной среде;
12)тестовой активности, и при наличии такой необходимости, возобновления адаптивно-креативного цикла: постоянно продолжающееся тестирование процессов адаптивного взаимодействия в рассматриваемой сложной системе — в случае фиксации уровней адаптационного напряжения и появления «флагов катастроф» — способно запускать следующую волну кризисного цикла развития системы с целью сохранения её жизнеспособности.
Приведенное описание динамики по настоящему этапу адаптивно-креативного цикла в больше степени соответствует конструктивному варианту его прохождения. В то время, как при кризисном варианте развития событий и при отсутствии необходимой профессиональной помощи субъект, как правило, «застревает» на предыдущих этапах данного цикла, т. е. — как минимум — на уровне адаптационного напряжения с последующим истощением и переходом на уровни патологической адаптации.
Как понятно из всего сказанного, представленная модель адаптивно-креативного цикла демонстрирует динамику крайних вариантов (конструктивного, кризисного) развития событий. Между тем, в реальности может иметь место «усредненный», либо «усеченный» сценарий прохождения настоящего цикла, а так же — существенная модификация кризисного варианта за счет использования специальных помогающих и развивающих практик.
И так же понятно, что вероятность реализации названных крайних вариантов прохождения адаптивно-креативного цикла — безусловно «чувствительная» к таким традиционным факторам как характер, интенсивность и длительность воздействия разного рода стрессоров — тем не менее, и главным образом зависит от степени проработанности стержневого параметра порядка в рассматриваемой сложной системе. А в нашем случае — это уровни развития качественных характеристик психического здоровья, включая и такую результирующую характеристику, как способность субъекта к эффективной самоорганизации. Собственно отсюда и выводятся важнейшие универсальные мишени психотерапии, форсированная и эффективная проработка которых способна «продвинуть» субъекта от кризисного варианта прохождения адаптивно-креативного цикла к конструктивному, или даже сверх-адаптивному варианту. И далее, такая продуманная и последовательно выстроенная психотерапевтическая работа — в идеале — способна привести клиента к безопасному (бескризисному) устойчивому развитию с неограниченным по времени пребыванием на четвертом этапе адаптивно-креативного цикла.
Важно и то, что выявленные здесь закономерности позволяют понять, почему основная часть населения — с конструктивным и «усредненным» вариантами прохождения адаптивно-креативного цикла — обходиться без какой-либо профессиональной помощи и поддержки. И в каком случае клиенты, после завершения психотерапевтической работы, могут обходиться без повторных курсов психотерапии. Очевидно и то, что предметное знание адаптивной динамики позволяет эффективно профилактировать такие нежелательные варианты психотерапевтического вмешательства, как, например, разворачивание процесса психотерапии в «противоход» адаптивно-креативному циклу со всеми, выводимыми отсюда, негативными последствиями такого вмешательства (что, по всей видимости, имело место в тех случаях негативных эффектов психотерапии, на которые ссылался Ганс Айзенк в середине 60-х годов прошлого столетия).
В ключе всего сказанного, само-психотерапия, и особенно экстренная и экспресс самопсихотерапия — это именно технологии, которые помогают клиенту переходить от заведомо деструктивного к заведомо конструктивному варианту прохождения адаптивно-креативного цикла.
Процесс эффективной самоорганизации
Ниже представлено развернутое описание процессов эффективной самоорганизации, выведенное в ходе разработки Общей теории психотерапии (ОТП).
Потребность в эффективной самоорганизации. Данное, весьма важное свойство, на базе которого разворачиваются процессы эффективной самоорганизации, с одной стороны дополняет схему иерархии индивидуальных потребностей Абрахама Маслоу. То есть, в нашем случае к семи стандартным потребностным уровням добавляется еще и восьмой уровень — потребность в самоорганизации. Данный уровень четко отграничен от предшествующего — потребности в самоактуализации — прежде всего за счет специфического содержания и вполне осознаваемого характера манифестации этого нового класса потребностей. Но кроме того, по нашим данным, подготовленная манифестация и деятельностное удовлетворение потребностей в эффективной самоорганизации существенным образом меняет пирамидальную иерархическую конструкцию А. Маслоу. И теперь ситуацию в сфере формирования иерархии индивидуальных потребностей можно представлять следующим образом: 1) вследствие адекватного развития поименованных базисных потребностей, либо специального психотерапевтического воздействия актуализируются потребность субъекта в эффективной самоорганизации; 2) данный потребностный уровень, в случае его полноценного развития и реализации, является ключевым условием обретения подлинной не-зависимости, т. е. возможностей эффективного контроля нижележащих (в онтогенетическом плане) потребностных уровней, а так же — блокирования альтернативных сценариев компенсации неудовлетворенных потребностей, например, с использованием патологических адаптогенов сверхбыстрого действия; 3) с этого момента прочным основанием общей конструкции является перевернутая пирамидальная вершина восьмого потребностного уровня, поскольку именно этот, новый уровень определяет поведение субъекта и выстраивает оптимальный иерархический порядок всех прочих потребностей; 4) таким образом, общую конфигурацию актуальных потребностей субъекта, складывающуюся после ключевого перехода к восьмому уровню, можно представить знаком «Х», где основанием будет пирамидальный сектор потребностей в самоорганизации, а продолжением — расходящиеся грани перевернутого классического треугольника по А. Маслоу. В этой новой конфигурации сложившаяся онтогенетическая иерархия потребностных уровней меняется на иной системный принцип, в большей степени соответствующий сути самоорганизованного субъекта; 5) данная конструкция обладает существенно более высокой степенью устойчивости в агрессивной среде и эффективно профилактирует осознаваемый и неосознаваемый поиск «коротких путей к счастью», осуществляемый с использованием патологических адаптогенов, т. е, препятствует вовлечению субъекта в деструктивные социальные эпидемии всех типов.
Очевидно слабая представленность, а так же игнорирование значимости рассматриваемого свойства-мишени, в итоге, может приводить не только к высоким рискам вовлечения в деструктивные социальные эпидемии, но и к досадным провалам соответствующих профилактических, терапевтических и реабилитационных программ. Отсюда выводится важность целенаправленной психотерапевтической работы с данным свойством-мишенью.
Универсальные мишени психотерапии, определяемые как психические процессы
В данной рубрикации мы представляем номинацию и краткую характеристику следующих процессов-мишеней, идентифицированных в ходе реализации Базисной НИП: процесс эффективной самоорганизации (данный процесс является интегрирующим и раскладывается на дифференцируемые уровни общих и специальных процессов самоорганизации); общие процессы самоорганизации; специальные процессы самоорганизации. Данные процессы-мишени имеют четкую функциональную направленность и выстраиваются на основе идентифицированных свойств-мишеней. В то же время, высокий уровень развития процессов самоорганизации способствует ускоренному формированию первичного и устойчивого ресурсного состояния у субъекта, и существенно повышает его адаптивные кондиции.
Процесс эффективной самоорганизации. Данный «большой» процесс-мишень определяется нами как осмысленная, многосторонняя адаптивная активность субъекта, осуществляемая с использованием внутренних (идентифицированные психические свойства и состояния) и внешних (конструктивное взаимодействие с агентами со-бытия) ресурсов; позволяющая находить оптимальное решение возникающих проблемных ситуаций и, в итоге, способствующая успешной реализации конструктивных жизненных сценариев.
Дополнительные методологические, содержательные и функциональные характеристики интегрирующего процесса эффективной самоорганизации следующие. Термин «самоорганизация» обычно употребляется в качестве основной функциональной характеристики сложных, нелинейных и открытых систем, к которым, вне всякого сомнения можно отнести любое живое существо и, в первую очередь, человека. И далее, процесс самоорганизации традиционно понимается как «процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих» (Г. Хакен, цит. по изд. 2014). Понятно так же и то, что в живых системах данный процесс осуществляется в том числе и в результате взаимодействия множества наследуемых (филогенетических) и сложившихся (онтогенетических) программ, так или иначе регулирующих адаптивную и развивающую активность биологических существ. В «случае человека» эти программы далеко не всегда пребывают в синергетических отношениях, а наоборот, весьма часто обнаруживают признаки конфронтации (на чем, к примеру, основана идея психоанализа). Здесь же следует упомянуть и глубинном конфликте гнозиса (понимаемого, в том числе и как базисная адаптивная программа внесознательных инстанций психического) и логоса (понимаемого, как адаптивная программа осознаваемых инстанций психики). Собственно, отсюда и выводится задача поиска, и нахождения обновленного параметра порядка, способного выполнять важнейшую миссию ситемообразующего стержня для разнонаправленных информационных программ, действующих в ментальном пространстве субъекта. И общая теория психотерапии — мы говорим об этом прямо и открыто — в своих принципиальных установках, теоретических и практических компонентах, как раз и претендует на статус такого обновленного ситемообразующего стержня. Ибо психотерапия, в самом первом приближении, и есть способ эффективной самоорганизации субъекта или группы, осуществляемый с использованием ресурсов психического. И поэтому, было бы в высшей степени странно и нелогично игнорировать аспект эффективной самоорганизации в построениях общей теории психотерапии.
Более элементарные и часто употребляемые характеристики, раскрывающих объем возможного семантического наполнения термина «самоорганизация» применительно к психике человека, по результатам нашего анализа, следующие. Наиболее простое понятие, часто употребляемое в быту и характеризующее, в большей степени, биологическую состоятельность субъекта — самообслуживание. Далее, сравнительно часто используются определения, имеющие отношение к диагностической самоорганизующей функции — саморефлексия, самооценка, самочувствие, самоконтроль. Из следующих определений в существенной степени выводится конструктивный жизненный сценарий — самопонимание, самопределение, самоутверждение. Достаточно часто используются и векторные обозначение самоорганизующей активности, такие как — саморазвитие, самореализация, самоактуализация, саморегуляция, самокоррекция. Наконец, в качестве результирующих характеристик самоорганизующей активности чаще всего употребляют термины — самосохранение, самообеспечение. Так или иначе, перечисленные здесь характеристики адресуются к выводимым системным уровням процесса самоорганизации — общему и специфическому — о которых мы поговорим в следующих рубрикациях.
Далее, чуть забегая вперед, следует высказаться и о термине «само-психотерапия», имеющим прямое отношение к рассматриваемому здесь процессу эффективной самоорганизации. Согласно нашим исследованиям, спонтанная, или «необъявленная» самопсихотерапия является наиболее распространенным форматом данной практики. И вот этот установленный факт полностью проясняет обстоятельство того, что большая часть населения не обращается за помощью к профессиональным психотерапевтам. А мы, конечно, помним, что один из главных критериев состоятельности общей теории психотерапии по Дж. Прохазка и Дж. Норкросса (четвертая позиция в схеме критериев от этих авторов) как раз и заключается в необходимости пояснения того, «как люди изменяются без терапии... поскольку большинство людей, даже и с клиническим уровнем расстройств, не обращаются за профессиональной помощью». По нашим данным, структура процесса спонтанной самопсихотерапии — в своем полном варианте, отдельные компоненты которого могут не осознаваться, или не вполне осознаваться субъектом — может быть представлена следующим образом: манифестация некого адаптационного диссонанса, который «сигналит» и ощущается как напряжение или дискомфорт; идентификация проблемного фрагмента психической активности; актуализация ресурсного личностного статуса субъекта; диссоциация с проблемным сектором (как вариант — «опредмечивание» последнего); терапевтическая трансформация проблемного сектора психической активности (в идеале — с активным вовлечением супер-ресурсных инстанций психического); ассоциация «исправленного» фрагмента с психическим-целым (то есть — обретение искомой целостности, ис-целения); переживание деятельностного удовлетворения и ценности приобретенных таким образом изменений; позитивное подкрепление ресурсного личностного статуса субъекта. И, да — настоящая модель преодоления проблемных ситуация или состояний делает субъекта «сильнее».
В данной связи проясняется функциональный смысл понятия «осознанность», широко употребляемого в популярной и специальной литературе. В контексте «большего» процесса самоорганизации, использование термина «осознанность» подразумевает реализацию важнейшего условия эффективности любого терапевтического процесса, и, конечно, процесса само-психотерапии, которое известный специалист-психотерапевт Виктор Франкл обозначил как «трансценденция» (возможность выхода за границы проблемной ситуации) и «само-трансценденция» (возможность выхода за границы деморализованного, проблемного «Я» клиента). Ускоренное формирование такого рода терапевтической диссоциации возможно при актуализации гиперпластического статуса субъекта. Что, в свою очередь, предполагает наличие проработанного ресурсного личностного статуса и «тренированного» бессознательного, активно взаимодействующих при достижении состояния «осознанности». В противном случае, любые призывы к необходимости «быть осознанным», в том числе и в ходе проведения психотерапии и самопсихотерапии, вряд-ли приведут к искомому результату.
В ключе всего сказанного, становится понятной и наиболее востребованная, интегративная функция процесса эффективной самоорганизации, которая, в самом первом приближении, заключается в надежном блокировании потребностей в патологических адаптогенах ультра-быстрого действия. И далее, высокий уровень представленности рассматриваемого процесса у субъекта позволяет ему успешно проходить этапы и фазы адаптивно-креативного цикла, даже и в условиях агрессивного давления средовых факторов, достигать значимые стратегические цели и получать чувство деятельностного удовлетворения в результате реализации своего жизненного пути.
Уровень общих процессов самоорганизации
Процесс выделения существенных характеристик актуальных ситуаций и событий, и адекватной реакции на них. Высокий уровень проработанности данного процесса у субъекта противодействует развитию признаков деморализации в ситуации адаптационного напряжения, и наоборот, способствует мобилизации, концентрации, выходу в конструктивную перспективу. Первичная, деструктивная реакция на стресс таким образом эффективно блокируется. А потенциально проблемная, проигрышная ситуация трансформируется в развивающую. С генерацией целенаправленной активности субъекта в направлении реализации такой развивающей перспективы. Но даже и при среднем уровне проработки и представленности данного процесса у субъекта уровень дискомфорта, связанного с его пребыванием в стрессовой ситуации, а так же общая продолжительность периода адаптационного напряжения существенно сокращаются.
Процесс прогнозирования вариантов развития значимых для субъекта ситуаций и событий, и выстраивания эффективной стратегии поведение в соответствие с такими прогнозами. Высокий уровень проработанности данного процесса-мишени позволяет субъекту предвидеть риски формирования стрессовых ситуаций. А в случае их возникновения — иметь готовые варианты наиболее эффективного решения появляющихся проблем. Такая опережающая модель адаптивного поведения субъекта позволяет свести к минимуму или вообще ликвидировать периоды длительного адаптационного напряжения, связанного с состоянием дистресса, и рассматривать любые ситуационные «вызовы» как вполне решаемые жизненные задачи.
Процесс эффективного планирования конструктивного жизненного сценария в соответствии со значимыми, долгосрочными целями. Данный процесс-мишень основывается на готовности субъекта к тому, чтобы не только адекватно реагировать на происходящие события, но и создавать такие события самому, и, таким образом, разворачивать ситуацию в сторону достижения долгосрочных жизненных целей. Важнейшими компонентами данного процесса являются адекватное, мотивирующее целеполагание и собственно процедура пошагового, и долгосрочного планирования. А сам этот процесс является важнейшим структурным компонентом «большого» процесса эффективного управления субъектом своей собственной жизнью.
Процесс проработки и реализации моделей адаптивного поведения, направленного к достижению долговременных мотивирующих целей. Данный процесс-мишень актуализируется параллельно с развитием таких свойств, как завершенная личностная идентификация, наличие конструктивного жизненного сценария. Субъект с высоким уровнем проработки данного процесса адекватно соотносит свои возможности с имеющимися у него стратегическими целями и установками, и разрабатывает оптимальную линию поведения с наибольшими шансами на успех. Таким образом, обеспечивается и долговременная мотивация к достижению значимых промежуточных и конечных целей. А так же — приверженность избранной стратегической линии. Что, в свою очередь, способствует формированию такого, особо ценного в ситуации агрессивно навязываемых альтернатив, качества, которое обозначается как «стойкость» или «устойчивость».
Процесс разработки и реализации ситуационно-стратегических, адаптивных моделей поведения в соответствии со значимыми, мотивирующими — краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными целями. Высокий уровень представленности настоящего процесса-мишени позволяет субъекту эффективно использовать все преимущества конкретной ситуации для достижения значимых промежуточных и конечных стратегических целей, соотносить множественные варианты развития событий, адекватно определять приоритеты и следовать им. А при наличии неустранимых препятствий — гибко менять используемые подходы с сохранением высокого темпа продвижения к планируемым результатам. Таким образом, из актуального жизненного пространства субъекта в существенной степени устраняется один из главных дестабилизирующих факторов, связанный с расхождением имеющихся стратегических установок с возникающими ситуационными императивами.
Уровень специальных процессов самоорганизации
Специальные процессы-мишени отличаются тем, что имеют четкую функциональную направленность, и прорабатываются с использованием особых технологий (в нашем случае — специальных психотерапевтических тренингов). В перечень значимых — с позиции наиболее часто встречающихся запросов на оказание профессиональной психотерапевтической помощи и поддержки — специальных процессов-мишеней входят следующие номинации:
-управление проблемной ситуацией с использованием технологии ресурсного серфинга (используется рабочий алгоритм эффективной самопсихотерапии со встроенным компонентом модифицированной проблемно-ориентированной психотерапии);
Из всего сказанного понятно, что непосредственно к технологии ЭЭП ПП имеют отношение первые пять дифференцированных видов специальной самоорганизации, и отчасти — шестой вид, позиционируемый в боле степени как универсальная мишень полимодальной психотерапии.
Процесс первичного прохождения индивидуальной или групповой экстренной, экспресс психотерапии;
Как уже было сказано, позиционируемая здесь авторская технологии ЭЭП ПП реализуется после прохождения первичного этапа экстренной либо экспресс психотерапии, что является крайне важным условием вхождения в программу полимодальной экстренной и экспресс само-психотерапии. Но поскольку детальное рассмотрение экстренной и экспресс психотерапии не является приоритетной задачей данного документа, мы ограничимся лишь общим изложением ключевых моментов такого предварительного этапа (более подробное изложение методологии ЭПП приведено в авторской заявке А.Л. Каткова «Экстренная полимодальная психотерапия», Свидетельство о регистрации №75 от 7 февраля 2022 года; методология ЭП изложена в авторской заявке А.Л. Каткова «Методика «Полимодальная экспресс-психотерапия», Сертификат регистрации №2 от 5 октября 2011 года).
Что касается специфики оказания экстренной психотерапевтической помощи (ЭПП), то такая помощь, как правило, требуется лицам с признаками острой стрессовой реакции. При этом, мы выделяли следующие дифференцированные этапы формирования стрессовой реакции:
1) первичная, моментальная оценка случившегося;
2) первичная эмоциональная реакция;
3) психовегетативная «волна»;
4)более глубокая, интенсивная нейрогормональная реакция, генерирующая соответствующее поведение;
5) первичная поведенческая реакция;
6) отсроченная, более осмысленная реакция на случившееся;
7) возможность конструктивного изменения стрессовой реакции при наличии соответствующего потенциала эффективной самоорганизации.
При отсутствии оказания квалифицированной специализированной помощи (6-й и 7-й этапы в приведенной схеме), воздействии сильного стрессора и недостаточной устойчивости субъекта к такого рода негативному воздействию непосредственными проявлениями острой реакции нас стресс могут быть: плач, истерика, страх, апатия; ступор, шок, нервная дрожь; двигательное возбуждение, хоатическая активность — крик, метания, иногда самоповреждения и пр., агрессия; тяжелые проявления синдрома деморализаци. Все эти проявления, соответственно, являются актуальными мишенями для ЭПП клиентов с признаками острой реакции на стресс.
В то же время, для клиентов, подготовленных по модели ЭЭП ПП, уже начиная со второго этапа, и тем более на шестом и седьмом этапе в приведенной схеме острая стрессовая реакция трансформируется в адаптивную кризисную реакцию с минимизацией негативных последствий и, наоборот, возможностями «выхода в плюс». Данный тезис доводится до клиентов после завершения активной фазы ЭПП.
В отношении предварительного проведения экспресс психотерапии следует сказать, что ЭП проводится согласно универсального протокола, предусматривающего проработанное мета — и структурно-технологическое наполнение кросс-секционной макротехнологической стратегии. Речь в данном случае идет о технологических особенностях построения и прохождения следующих стандартных этапов психотерапевтической сессии: предварительного, установления контакта, диагностического, определения терапевтической стратегии, реализации избранного проекта терапии, оценка достигнутого результата, завершение терапевтической сессии, пост-терапевтического сопровождения.
В данном случае понятно, что идея и возможность прохождения обучения практики ЭЭП ПП доводится до клиента на этапе завершения психотерапевтической сессии, и далее — на этапе посттерапевтического сопровождения.
Процесс эффективного обучения сочетанной полимодальной экстренной и экспресс само-психотерапии
Данный важнейший процесс детально описывается в авторской заявке А.Л. Каткова «Система психотерапевтических тренингов в полимодальной психотерапии», Свидетельство о регистрации №76 от 7 февраля 2022 года.
В данном случае интенсивная подготовка клиентов по методологии ЭЭП ПП осуществляется по Специальному протоколу «Экспериментальная технология ЭП (2)». Данный протокол, помимо вышеприведенного алгоритма реализации полноценной психотерапевтической сессии, включает следующие компоненты универсальной программы психотерапевтических тренингов.
Стандартная структура начальной фазы ПТ:
-предварительное знакомство участников с программой ПТ, где ясно обозначены цели, задачи и планируемые результаты тренинга, методы их достижения, общее количество часов и структура тренингового занятия;
-сбор группы и знакомство участников, в ходе чего выясняются ожидания и предпочтения каждого участника группы;
-презентация развернутой тренинговой программы, ответы на вопросы участников группы.
Основная часть программы психотерапевтического тренинга (ПТ):
1)презентация целей дня;
2)специальные «разминочные» технологии;
3)микросеминар с раскрытием основной темы ПТ и групповой дискуссией;
4)инструктаж участников группы по реализации «приводных» техник ПТ;
5)практика реализации «приводных» техник в группе;
6)эмоциональное отреагирование, обратная связь по реализации приводных техник программы ПТ;
7)инструктаж участников группы по содержанию и особенностям реализации базисных техник ПТ, предусмотренных в программе дня;
8) практика реализации базисных техник ПТ в группе;
9)эмоциональное отреагирование, обратная связь по реализации базисных техник ПТ;
10)закрепление пройденного материала в резюме ведущего;
11)обратная связь по итогам занятия от участников программы ПТ.
При этом следует иметь ввиду, что некоторые из вышеприведенных компоненты общего построения структуры ПТ сближают программу ПТ с определенными вариантами проведения групповой психотерапией (терапевтический механизм групповой дискуссии, сплочения и проч.); терапевтические механизмы групповой психотерапии, в этом случае, обогащаются структурированными техниками ПТ; важно, что вышеприведенные терапевтические механизмы реализуются в режиме трехуровневой развивающей коммуникации, что, в совокупности, обеспечивает максимальный синергетический и, соответственно, терапевтический эффект.
Рекомендуемый временной формат: обычно, общая продолжительность тематического ПТ не превышает 15 астрономических часов, распределяемых по конкретным датам. Ежедневно в программах ПТ проводится одна тренинговая лента с общей длительностью — до 3-4-х астрономических часов.
Процесс эффективной реализации программы ЭЭП ПП.
Методология, структура и непосредственное содержание программы ЭЭП ПП излагается нами в следующем подразделе документа. Здесь мы обратим внимание на главное условие эффективной реализации данной программы — осознанное использование механизма управляемой темпоральной пластики, а также осознанная рефлексия всего спектра переживаемых ощущений и чувств чувств.
Ключевой в данном случае алгоритм по этим двум позициям может быть представлена следующим образом:
1)манифестация некого адаптационного диссонанса, который «сигналит» и ощущается как напряжение или дискомфорт;
2)идентификация проблемного фрагмента психической активности;
актуализация ресурсного личностного статуса субъекта с одновременным формированием темпоральной гиперпластики (предполагает наличие проработанных адаптивных отношений осознаваемых и неосознаваемых инстанций психического);
3)диссоциация с проблемным сектором (как вариант — «опредмечивание» последнего);
4)терапевтическая трансформация проблемного сектора психической активности (в идеале — с активным вовлечением супер-ресурсных инстанций психического);
5)ассоциация «исправленного» фрагмента с психическим-целым (то есть — обретение искомой целостности, ис-целения);
6)переживание деятельностного удовлетворения и ценности приобретенных таким образом изменений;
7)воспроизведение обновленного адаптивного качества в реальной жизненной ситуации и закрепление в моделях поведения.
И далее понятно, что у клиентов, прошедших предварительный этап экстренной или экспресс психотерапии, усвоения данного алгоритма происходит более быстрыми темпами.
При разработки методологической основы, структуры и содержании собственно ЭЭП ПП принималось во внимание следующее общее важнейшее условие: метод экстренной и экспресс само-психотерапии должен быть максимально наглядным (т. е. технология должна быть привязана к простым атрибутам, которые всегда перед глазами и, что называется, «под рукой»), он должен быть прост для запоминания и усвоения, а также должен предусматривать облегченное и ускоренное формирование терапевтического «автоматизма» при использовании сформированного якорного доступа. Т. е. грамотно выстроенный психогенез в форсированном режиме должен трансформироваться в нейрогенез, с генерацией устойчивой программы перевода клиента в акцентированное ресурсное состояние с возможностями: 1) оперативной мобилизации, быстрого и эффективного решения проблемной ситуации; 2) повышенной устойчивости к агрессивному стрессовому воздействия и ускоренной генерации вариантов адаптивного поведения.
В структуре «большой» технологии ЭЭП ПП предусматриваются следующие основные этапы:
-предварительный этап проведения экстренной психотерапии, или экспресс психотерапевтического взаимодействия (данный этап является желательным но не обязательным условием последующей интенсивной подготовки по программе ЭЭП ПП;
-процедура прохождения интенсивного психотерапевтического тренинга по специальной программе, в ходе чего у клиента формируются и закрепляются знания-умения-навыки эффективной экстренной и экспресс само-психотерапии, формируется якорный доступ к акцентированному ресурсному статусу;
-этап реализация технологии ЭЭП ПП в повседневной жизни, в ходе чего у клиента имеются возможности пост-терапевтического сопровождения (специалист-психотерапевт некоторое время — обычно 2-3 месяца — присутствует в ментальном и реальном информационном пространстве клиента в качестве референтной и поддерживающей группы).
Далее, структура технологии ЭЭП ПП содержит два следующих «больших» компонента:
-собственно психотерапевтический компонент, детальное описание которого приведена ниже по тексту;
-рефлексотерапевтический компонент, более подробное описание которого также следует ниже по тексту и «встраивается» в общий технологический алгоритм ЭЭП ПП. Здесь же укажем, что рефлексотерапевтическое воздействие осуществляется на биологически активные точки, расположенные на кисти и пальцах рук, т. е. в абсолютно доступных зонах, причем в таких зонах, воздействие на которые можно осуществлять в любое время и в любом месте не привлекая внимание окружающих. Речь в данном случае идет о ритмичном интенсивном массаже точки хэ-гу (GI4), десяти точек ши-сюань на оконечности пальцах рук (PC86), а также еще 12 точек у корня ногтевого ложа пальцев рук (P11, MC9, C9, IG1, TR1, GI1). С учетом специфике возникающих при этом ощущений и генерируемых за счет интенсивного рефлексотерапевтического воздействия состояния, можно с уверенностью говорить о том, что: 1) в первую очередь имеет место «момент отвлечения» от какой либо проблемной или переживаемой стрессовой ситуации за счет интенсивности ощущений в точках воздействия; 2) сравнительно быстро — в продолжении 30-40 секунд — при массаже точки хэ-гу возникает седативный эффект; 3) также быстро возникает эффект общей мобилизации и концентрации, при отсутствии чувства страха и паники, при массаже точек на оконечностях пальцев рук и корня ногтевого ложа; 4) эти ощущения хорошо запоминаются и затем воспроизводятся при актуализации сформированного «якорного» запуска программы ЭЭП ПП.
Собственно психотерапевтическое содержание «большой» технологии ЭЭП ПП предусматривает интенсивное обучение и реализацию четырех встроенных психотерапевтических технологий: 1) модифицированный вариант техники «Ресурсный серфинг»; 2) модифицированный вариант техники «Универсальное решение проблем»; 3) техника «Живая скульптура»; 4) формирование двух вариантов якорного доступа к акцентированному ресурсному состоянию.
В итоге, максимально интенсивно прорабатываются адаптивные копинги взаимодействия с любыми проблемными, в том числе и стрессовыми факторами и обстоятельствами, которые в «автоматическом режиме» запускаются у клиентов, прошедших программу интенсивной подготовки по технологиям ЭЭП ПП.
Схематическое описание модифицированного варианта авторской техники «Ресурсный серфинг»следующее:
1)специалист, после установления контакта и согласия клиента на активное взаимодействие с целью устранения наиболее неприятных проявлений любого проблемного или стрессового состояния, действует следующим образом:
2)прорабатывает тема различной реакции на проблемную или стрессовую ситуацию с позиции «слабости» и с позиции «силы»; при этом дополнительно прорабатывается понятие личностных статусов (здесь используются понятные для клиента метафоры и примеры) — носителей «слабых», или наоборот «сильных» свойств;
3)прорабатывается возможность быстрого перевода клиента из «точки слабости» в «точку силы», при этом также используются понятные для клиента примеры и метафоры; в частности клиента знакомят и объясняют последовательность технических действий в методологии «Ресурсного серфинга», способствующей форсированному переводу клиента в акцентированное ресурсное состояние;
4)клиенту предлагается сформулировать наиболее актуальную для него проблему (лучше записать на отдельном листке), и зафиксировать свое состояние перед лицом такого «слона» — это, как правило, переживание дискомфорта с типичными проявлениями состояния деморализации (по Д. Франку);
5)далее клиенту проводится массаж точки хэ-гу, сначала с одной, а потом и с другой стороны — по три-четыре минуты с каждой стороны; обращается внимание клиента на локализацию этой биологически активной точки;
6)проговаривается, что смысл этого действия в том, что именно таким образом обеспечивается выброс большего объема нейрогормонов — эндорфинов, энкефалинов (так называемых, гормонов счастья) — в ткани мозга, откуда они вытесняют нейрогормоны, обеспечивающие реакции страха, тревоги; то есть, клиент почти моментально отвлекается от стрессовой ситуации — за счет специфических ощущений в точке хэ-гу — и успокаиваемся на глубинном, нейрогормональном уровне, что для начала и и нужно;
7)практически одновременно с этим, при активном содействии специалиста-психотерапевта, клиент переходит на так называемое диафрагмальное или «брюшное» дыхание — «дышит животом», на вдохе живот поднимается, а грудь остается в покое — вот это и есть диафрагмальное дыхание; такое дыхание сохраняется у него все время, пока проводятся упражнения этого цикла; смысл такого диафрагмального дыхания в том, что именно таким образом достигается нормализация психовегетативного состояния, нормализуется тонус сосудистой сети, устраняются неприятные ощущения;кроме того, мозг насыщается богатой кислородом кровью, повышается продуктивность умственной деятельности, что, в данном случае, немаловажно;
8)вслед за этим нужно глубоко промассировать лицо и ушные раковины, минуты 3-4 — это обеспечивает дополнительный импульс успокоения и телесного расслабления;
9)следующее упражнение — массаж самыми мягкими частями ладоней глазных яблок, конечно, только в том случае, если клиент не носите линз и с внутриглазным давлением у него все в норме; делать это нужно очень осторожно — так же три-четыре минуты; смысл этого упражнения заключается в том, что мозг во время такого воздействия переходит на особый ритм активности, которая в наибольшей степени способствует формированию первичного ресурсного состояния уверенности, спокойствия с возможностью концентрации и мобилизации;
10)вслед за этим нужно энергично промассировать кончика пальце рук — за счет ритмического протирания-надавливания на ладони, 1-2 минуты;
11)и после всего этого надо повторить тест на восприятие проблемной или стрессовой ситуации — если все сделано правильно, то клиент «перед лицом» проблемы или стресса испытывает существенно более комфортное состояние без признаков деморализации; это первичное ресурсное состояние так же надо зафиксировать.
Схематическое описание модифицированного варианта техники «Универсальное решение проблем» (в данном случае используется базовая схема проблемно-ориентированной психотерапии П. Вацлавика, М. Фиша) следующее:
1)предварительная генерация первичного ресурсного состояния (используется техника «Ресурсный серфинг»);
2)точная формулировка проблемных реакций на стрессовые факторы через «Я»;
3)определение и точная формулировка неэффективных способов поведения и других значимых компонентов привычного реагирования в стрессовой ситуации;
4)генерация альтернативных способов реагирования в стрессовой ситуации;
5)выбор наилучшей альтернативы;
6)репетиция альтернативного поведения в технике активного воображения;
7)репетиция избранного альтернативного поведения в ролевых играх;
8)принятие окончательного решения о замене проблемной реакции на стресс на альтернативную — с более гибким, находчивым, сильным поведением;
9)реализация новой модели поведения в типичной стрессовой ситуации (репетиция);
10)подкрепление такого нового и сильного стиля поведения в стрессовой ситуации ресурсными «мантрами»; используемые в данном случае психотерапевтические «мантры» — это всего две фразы:
-первая фраза:
Сколько бы не ограничено было время, отведенное на решение сложной ситуации, его всегда достаточно для того, чтобы найти варианты выхода из этой ситуации и выбрать наилучший из них в качестве ответа на стресс.
— и вторая фраза:
Если избранный способ альтернативного решения окажется не самым удачным, я обязательно найду еще один способ эффективного решения сложной ситуации и он окажется наилучшим!
11)проводится еще одно тестирование самочувствия клиента «перед лицом» ситуации, в прошлом воспринимаемой в качеств стрессогенного «слона» — обычно клиент говорит о такой ситуации, как о решенной задаче, а также о чувстве деятельностного удовлетворения вследствие найденного и реализованного решения.
Схематическое описание техника «живой скульптуры» - ориентированной на диссоциативные, ресурсно-ориентированные и арт-терапевтические подходы в профессиональной психотерапии следующее
Основная терапевтическая идея:
-заключается в дополнительной проработке и укреплении опыта, полученного в ходе реализации предшествующих технических действий;
-в ходе реализации данной техники важно, чтобы клиент (или группа) воочию убедились и почувствовали, что тяжесть любых страданий, во многом зависит отконтекстов — безнадежных (скульптура 1) и обнадеживающих (скульптура 2), задаваемых доминирующими личностными статусами.
Последовательность действий:
-разбор вариантов психологического «устройства» человека с использованием модели субличностей или личностных статусов (ЛС) Я-ребёнка, Я-взрослого и проч.;
-разбор различных реакций на проблемные обстоятельства, исходящих из дифференцированных Я-статусов;
-разбор личностного статуса «Я-страдающий» (бес-помощный, без-защитный), с выводимыми отсюда стратегиями поведения и адаптации;
-выстраивание скульптуры (1) с доминированием слабых ЛС и наиболее проигрышных контекст формирования проблемного состояния;
-разбор отношений между доминирующими Я-статусами с скульптуре (1);
-выстраивание скульптуры (2), где доминируют «сильные» личностные статусы;
-проработка взаимодействия «сильных» Я-статусов в скульптуре (2) с закреплением адаптивных внутриличностных копингов.
После проработки данного важного фрагмента ЭЭП ПП клиентам существенно легче дается формирование визуального образа супер-ресурсного ЛС «Я-сильный-уверенный-всемогущий», воспроизведение которого (ре-анимация) в автоматическом якорном режиме является сутью следующего завершающего фрагмента программы.
Схематическое описание технологии формирование двух вариантов якорного доступа к акцентированному ресурсному состоянию у клиентов следующее:
1)проработка с клиентом понятия — что такое терапевтический «автоматизм», и как он «запускается» в результате привычного действия (используется метафора «нажатия на кнопку»);
2) проработка и усвоение алгоритма ключевой техники эффективной само-психотерапии «Пять пальцев»: большой палец переводится из нижней, антиресурсной переводится в верхнюю, ресурсную метапозицию за счет массажа хэ-гу и других компонентов алгоритма ресурсного серфинга: указательный палец точно обозначает проблемную область; средний палец указывает на центр проблемной ситуации (уточнение и коррекция значений по Клаусу Гравэ); безымянный палец «нащупывает» наилучший, адаптивный вариант решения проблемной или стрессовой ситуации; мизинец символизирует факт того, что ранее неподъемный «слон» проблемной или стрессовой ситуации трансформировался, если не в «муху», то в решаемую задачу; в ходе проработки и закрепления данного алгоритма следует напоминать клиенту о необходимости массажа кончиков пальцев и латеральных краев ногтевого ложа каждого пальца;
3)проработка варианта короткого «запуска»: с резким нажатием на точку хэ-гу и 5-секундным массажем лица и глазных яблок; после чего фиксируется состояние клиента (обычно, это состояние собранности, спокойствия и готовности к целенаправленной активности);
4)проработка следующего варианта: с акцентированным контактов большого и безымянного пальцев и проработкой стыковочного сценария «трансляции супер-ресурсов для ускоренной генерации наилучшего варианта решения проблемной или стрессовой ситуации»; после чего также тестируется состояние клиента;
5)дополнительно подкрепляется сценарий того, что благодаря данным технологиям клиенты в считанные минуты из крайне неприятного состояния физического и психического дискомфорта, связанного со стрессом, перейдут в первичное ресурсное состояние («точка силы»), из которого стрессовая ситуация будет восприниматься в другом свете;
6)демонстрируется и прорабатывается анимация процесса адаптивного нейрогенеза; подчеркивается, что данный процесс занимает некоторое время (обычно около трех недель), и требует регулярных занятий в эти первые недели; далее прорабатываются комфортные для клиента варианты таких занятий.
Оценка эффективности технологии ЭЭП ПП — данный важнейший аспект в полной мере разработан и представлен в содержании метода «психотехнический и комплексный анализ психотехнологий». Развернутые характеристики как настоящего метода даются в Общей теории психотерапии (А.Л. Катков, 2022). Здесь же, мы специально отмечаем важное обстоятельство того, что с использованием настоящего метода появляется возможность дифференцированной оценки эффективности как универсального, так и специфических компонентов психотерапевтического и, соответственно, само-психотерапевтического процесса. И что весомый вклад в появление такой беспрецедентной исследовательской возможности обеспечивается именно концептом адаптивно-креативного цикла ОТП.
В данном случае можно говорить о двух базовых — теоретических и методологических — основах технологии ЭЭП ПП. Первая из них, это «большое» методологическое основание полимодальной психотерапии. Второе — это дополнительные теоретические аргументы к обоснованию универсального алгоритма конструктивных психотерапевтических изменений, присутствующие в психотехнических концептах лидеров современной психотерапии.
По первому такому основанию следует сказать, что теория и общая методология построения полимодальной психотерапии как самостоятельного направления основывается на идеях мультимодальной психотерапии Арнольда Лазаруса, развиваемые им с конца 70-х, начала 80-х годов прошлого столетия, а так же — на концепции полимодальной психотерапии профессора Виктора Викторовича Макарова, которая разрабатывалась им с конца 80-х годов прошлого века.
Суть вышеприведенных психотерапевтических подходов сводится к утверждению того, что при выборе средств психотерапевтического воздействия следует руководствоваться, прежде всего, особенностями состояния и потребностями в помощи самого клиента, а так же — доказанным терапевтическим потенциалом множества разработанных на сегодняшний день методов и модальностей профессиональной психотерапии, а не только какой-либо одной из них.
В данной ситуации главным фактором, определяющим общий успех психотерапевтического воздействия, является точность диагностики наиболее существенных аспектов состояния клиента, а так же — адекватность ассортимента апробированных психотерапевтических методов, целесообразность использования которых в отношении идентифицированных мишеней доказана с использованием критериев доказательной практики.
Все эти позиции в концентрированном виде представлены в «большой» технологии ЭЭП ПП. Но кроме того, представленные здесь концепты были дополнены проработанными концепциями ОТП, главной из которых в данном конкретном случае является концепция психопластичности.
Что касается универсальной составляющей адаптивно-креативного цикла, то в ходе проведения соответствующих исследований мы обратили внимание на факт того, что многие теоретические (психотехнические) построения, относимые к теории психотерапии, в частности, объяснительные модели эффективности психотерапевтических вмешательств, обнаруживают определенные аналогии с представленным здесь алгоритмом прохождения адаптивно-креативного цикла. При этом, речь идет и о неких общих идеях эффективности психотерапии (например, о гипотезе противодействия состоянию деморализации Дж. Франка; или об идее «лестницы инсайта»); о проработанных психотехнических теориях и концептах, в той или иной степени проясняющих механизмы психотерапевтической эффективности (например, о стадиях терапевтических изменений в транстеоретической модели Дж. Прхазка, Дж. Норкросс; об основных механизмах изменений в процессе психотерапии К. Гравэ). Но кроме того — и о кроссекционных (стандартная структура психотерапевтической сессии), и лонгитюдных макро-технологических стратегиях оформления процесса психотерапии.
Проведенный нами эпистемологический и психотехнический анализ вышеприведенных и множества других концептуальных построений ясно продемонстрировал значительный потенциал прагматической эвристики общей теории психотерапии в части рассматриваемого здесь концепта адаптивно-креативного цикла. А так же — дееспособность главной прагматической идеи разработанной общей теории относительно эффективного и в то же время предельно экологичного ресурсного донорства в аспекте информационного-технологического обогащения и вполне реальных перспектив повышения эффективности множества направлений, и методов профессиональной психотерапии. И здесь мы ограничимся лишь некоторыми иллюстрациями такой прагматической эвристики.
Так, впечатляющей иллюстрацией того, какое отношение могут иметь общие идеи психотерапевтической эффективности к разработанному алгоритму адаптивно-креативного цикла, являются описанные Джеромом Франком универсальные характеристики психотерапевтического процесса, которые обеспечивают его эффективность вне зависимости от принадлежности к каким-либо дифференциальным направлениям, моделям и методам профессиональной психотерапии. В первую очередь речь здесь идёт о таком универсальном компоненте, как борьба сдеморализацией пациента. Состояние деморализации, по Дж. Франку, определяется как чувство несостоятельности, переживаемое в проблемной ситуации. Основные проявления синдрома деморализации Франк описывает следующим образом: низкий уровень самооценки, чувство безнадёжности и беспомощности, чувство страха, уныние, тревога, спутанность мышления, психофизиологические симптомы, воспринимаемые как признаки нарушения здоровья. Джером Франк считал, что «… хотя пациенты и психотерапевты сходятся на том, что целью терапии является устранение специфических симптомов, в действительности успешная терапия противодействует деморализации и это представляет собой главный источник успеха… Психотерапевт противостоит деморализации, демонстрируя постоянную готовность выслушать пациента, уважать его, предлагать возможные варианты помощи. Что само по себе вызывает у пациента надежду — чувство, которое оказывает мощное противодействие деморализации и, вероятно, во многих случаях оказывает самостоятельный лечебный эффект» (J.D.Frank, 1974). Эти утверждения Дж. Франка подтверждаются результатами метаанализов, ясно показывающих, что от 30 до 60% пациентов не возвращаются после первого сеанса психотерапии, очевидно, получая ресурсный импульс, достаточный для того, чтобы «запустить» блокированный проявлениями синдрома деморализации механизм кризисного развития субъекта, находящегося в проблемной ситуации (К.Ш. Остед, 2003).
Специально отметим, что важнейшая задача терапевтической редукции проявлений деморализации у клиента и форсированного развития первичного ресурсного состояния, как раз и является главной функциональной задачей второго этапа адаптивно-креативного цикла. Данная задача решается субъектом самостоятельно, либо с использованием психотерапевтической поддержки — при прохождении четвертой (трансформация базисных адаптационных стратегий) и пятой (актуализации креативного потенциала субъекта с формированием первичного ресурсного состояния) фаз настоящего этапа. Приоритет данной терапевтической мишени специально оговаривается в комментариях ко второму этапу адаптивно-креативного цикла.
Основные вопросы, которые здесь возникают и аргументированные ответы на которые формулируются при обсуждении концептов третьего матричного уровня общей теории психотерапии, следующие:
-какие именно макротехнологические, микротехнологические, структурно-технологические характеристики психотерапевтического процесса способствуют формированию первичного ресурсного состояния, преодолению синдрома деморализации и восстановлению адаптивных кондиций субъекта; а следовательно, — и повышают вероятность эффективного решения актуальной проблемной ситуации?
-какие именно качественные характеристики психики субъекта способствуют формированию устойчивого ресурсного состояния, позволяют ему активизировать процесс креативного синтеза и за счет этого — избегать адаптационного дискомфорта и кризисных «провалов»?
Полученные по всем вышеприведённым позициям ответы способствуют прояснению и других, наиболее часто обсуждаемых в специальной литературе, вопросов, например, следующих:
-почему рациональная информация часто не воспринимается или не должным образом воспринимается человеком, даже и не находящимся в стрессогенной ситуации?
-почему когнитивное научение, чтобы стать эффективным, должно проводиться в особом состоянии «эмоционального возбуждения», по Дж. Франку, которое иногда обозначается и как «эмоциональное научение»?
-и если принимать во внимание доказанный факт того, что большая часть информационных процессов протекает на внесознательном уровне, то каким образом следует мобилизовать внесознательные инстанции психического на эффективное и быстрое усвоение новой адаптивной информации (т. е. научение) в процессе психотерапии?
Таким образом, концепт адаптивно-креативного цикла и его психотехнические аспекты, в совокупности обосновывающие исчерпывающие ответы на вышеприведенные сущностные вопросы, вносят свой весомый вклад в развитие объяснительной модели эффективности психотерапии Джерома Франка.
Следующий, более дифференцированный психотехнический концепт, который, по материалам нашего исследования, имеет косвенное отношение к этапам и фазам адптивно-креативного цикла — это так называемая «лестница инсайта». Здесь мы рассматриваем психотехническую конструкцию, которая в той или иной версии представлена практически во всех основных направлениях психотерапии, но главным образом — в психодинамическом и когнитивно-поведенческом направлениях. Модифицированная идея инсайта, кроме того, присутствует и в таких, весьма распространенных на сегодняшний день, психотехнических практиках, как Mindfulness (практика осознанности).
Сопоставление и проведенный психотехнический анализ идеи «лестницы инсайта» и концепта адаптивно-креативного цикла выявили некоторые общие закономерности прохождения первого этапа — фазы 2) уточненияпроблемного поля (если иметь ввиду три первых классических уровня инсайта), и второго этапа — фазы 6) генерация альтернативных идей, гипотез в тестовом варианте и фазы 7) поиск обновлённого адаптивного инструментария (если иметь ввиду два последних уровня в пятишаговой модели инсайта). И мы конечно помним о том, что три первых классических уровня инсайта обращены в прошлое, а два последних уровня в модифицированной модели «лестницы инсайта» обращены в будущее гипотетического клиента. Между тем, достижение полноценного переживания инсайта с необходимой здесь диссоциацией и возможностью терапевтической (адаптивной) трансформации субъективной реальности — вне зависимости от темпорального вектора этих переживаний — предполагает переход субъекта в первичное ресурсное состояние. Что как раз и предписывается в обозначенных здесь уровнях и фазах концепта адаптивно-креативного цикла. Таким образом, поясняется необходимый психотехнический контекст важнейшего в психотерапевтической практике процесса осознания — понимания — трансформации, безусловно способствующий повышению эффективности использования идеи «лестницы инсайта» в психотерапии.
Концепт стадий дотерапевтических и терапевтических изменений в транстеоретической модели психотерапии Дж. Прхазка, Дж. Норкросс (2005) включает следующие выделяемые стадии — предразмышления, осознания, подготовки, действия, сохранения результатов, стабилизации. Что, в целом, «созвучно» со спецификой адаптивных функций и соответствующим обозначением основных этапов адаптивно-креативного цикла.При том, что две первые стадии в схеме Прохазки-Норкросса ассоциируются с первым этапом и соответствующими фазами прохождения адаптивно-креативного цикла. Стадия подготовки «примыкает» ко второму этапу и его фазам. В стадии действия просматриваются аналогии с третьим этапом и соответствующими фазами рассматриваемого цикла. А в стадиях сохранения результатов и стабилизации — с фазами четвертого этапа адаптивно-креативного цикла.
Здесь же необходимо иметь ввиду, чтоупомянутые авторы обратили внимание на мотивационную составляющую процесса терапевтических изменений, что особенно важно при выстраивании психотерапевтической работы с зависимыми клиентами. То есть — именно на ту сферу психотерапевтической проблематики, в которой решается сверх-сложная задача редукции патологической мотивации (такая мотивация формируется с использование патологических адаптогенов ультра-быстрого действия и поддерживается на нейробиологическом уровне) с одновременным форсированным развитием устойчивой нормативной мотивации. Вместе с тем, нами было показано — и в функциональном содержании второго этапа адаптивно-креативного цикла данное обстоятельство полностью учтено — что адекватная терапевтическая проработка очевидно де-мотивирующего блока деморализации у гипотетического клиента в существенной степени повышает вероятность эффективного решения данной важнейшей задачи.
Практически, то же самое можно сказать и в отношении следующего универсального концепта «Основных механизмов изменений в процессе психотерапии» выдающегося швейцарского специалиста Клауса Гравэ (1997). В частности, речь идёт о четырёх ключевых механизмах терапевтических изменений, рассмотрение которых в нижеследующем порядке соответствует последовательности этапов адаптивно-креативного цикла. Два первых механизма в схеме Гравэ — прояснение и коррекция значений того, что происходит с субъектом, и актуализация проблемы — по своим содержательным характеристикам обнаруживают аналогии с функциональным содержанием первого этапа адаптивно-креативного цикла, в частности — тремя фазами данного этапа. В ходе чего происходит тестирование среды, уточнение проблемного поля, но так же — тестирование и уточнение разрешающей способности стандартных приемов совладания с актуальной проблемной ситуацией. Третий механизм в схеме Гравэ мобилизация ресурсов по своему функциональному содержанию совпадает со вторым этапом адаптивно-креативного цикла, фазами — с четвертой по седьмую, в ходе чего, в идеале, достигается выведение субъекта на пиковые для него ресурсные кондиции. Наконец, четвертый механизм в схеме Гравэ компетентность в совладании в существенной степени аналогиченфункциональному содержанию третьего этапа и восьмой фазы адаптивно-креативного цикла, в ходе чего осуществляется становление и апробация обновленного адаптивного инструментария. И далее, у нас есть все основания утверждать, что скорость, полнота и качество реализации механизмов изменений в процессе психотерапии, разработанных Клаусом Гравэ, в существенной степени возрастают при своевременной редукции деморализации и актуализации гиперпластического статуса гипотетического клиента. Но что и обращается особое внимание в концепте адаптивно-креативного цикла.
Возможность универсального «подкрепления» и существенного повышения эффективности — за счет адекватной интерпретации и использования выявленных закономерностей прохождения адаптивно-креативного цикла — мы получаем и в отношении классического оформления этапов терапевтической коммуникации, но так же, и в плане общей стратегии построения психотерапевтического процесса. Так, по мнению известного и весьма авторитетного специалиста Б.Д. Карвасарского (2012) психотерапевтический процесс включает следующие, более или менее структурированные этапы: 1) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к терапевтическим изменениям; 2) прояснение — понимание психотерапевтом и в определённой степени пациентом причин и механизмов формирования адаптационных расстройств; 3) определение психотерапевтических мишеней; 4) применение конкретных методов и техник, направленных на достижение желаемых терапевтических изменений; 5) закрепление достигнутых результатов; 6) завершение курса психотерапии. Причем, в методиках экспресс-психотерапии все перечисленные этапы так или иначе представления в объеме одной, реже трех психотерапевтических сессий. В этом случае речь необходимо вести об этапах построения отдельной психотерапевтической сессии. Что же касается более продолжительных форматов психотерапевтического процесса, то прохождение соответствующих этапов (обычно, с четвертого по шестой) здесь может растягиваться на более длительные психотерапевтические циклы, то есть, речь идет уже о лонгитюдной стратегии выстраивания психотерапевтического процесса.
Приведенная здесь структура этапов психотерапевтического процесса как будто не содержит прямых аналогий с алгоритмом адаптивно-креативного цикла. Тем не менее, понятно, что речь в данном случае идет о структурировании процесса поиска альтернативных способов выхода клиента из проблемной ситуации или состояния, заведомо более приемлемых для него (т. е. адаптивных), чем те, которые он использовал до встречи со специалистом-психотерапевтом. И что этот поиск обеспечивается в том числе и технологическим ассортиментом профессиональной психотерапии. Но так же понятно, что акцентированное ресурсное подкрепление приведенных здесь этапов построения психотерапевтического процесса, выстраиваемое в духе обновленного понимания процесса адаптации — особенно первых трех этапов, реализуемых обычно при стартовых встречах клиента с психотерапевтом, как раз и обеспечивает успешность ключевого перехода клиента с третьей на четвертую-пятую фазы адаптивно-креативного цикла (где, собственно, и происходит искомая генерация адаптивных альтернатив). И, соответственно, — успех всей дальнейшей психотерапевтической стратегии.
Здесь же стоит отметить и факт того, что авторы психотерапевтических подходов и методов, сфокусированных на продуманную, пошаговую работу с актуальными для клиента проблемными ситуациями и (или) состояниями, так или иначе отмечали особую значимость первых этапов психотерапевтического процесса и адекватной ресурсной поддержки клиента именно на этих этапах. Так, например, А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен — авторы интегративного психотерапевтического подхода, который они обозначают, как «Проблемно-ориентированная психотерапия», обращают внимание на то, что в психотерапии «Прагматический эклектизм заключается в том, что для решения какой-либо проблемы мы обращаемся к различным теориям и используем различные приемы. Главное при этом — достичь согласия с пациентом в вопросе выбора эффективной стратегии решения проблемы, с которой он сталкивается, и найти удовлетворяющие его пути достижения целей, которые он ставит перед собой» (А. Блазер, Э. Хайм, Х. Рингер, М. Томмен, 1998). Два других, известных в мире психотерапии специалиста — Джорджио Нардонэ и Пол Вацлавик, авторы подхода «Краткосрочной стратегической терапии» — отмечают, что в такой, ориентированной на быстрое и эффективное решение актуальных для клиента проблем, психотерапии «... хорошее начало означает половину сделанной работы. В этой фазе, открывающей терапию, главной целью является построение межличностных отношений, характеризующихся контактом, доверием и позитивным внушением, внутри которых проводится диагностическое исследование и первые маневры по установлению своеобразного психотерапевтического могущества» (Дж. Нардонэ, П. Вацлавик, 2006).
Таким образом, все приведенные и проанализированные здесь концептуальные положения еще раз подтверждают функциональную дееспособность разработанной модели адаптивно-креативного цикла. Но также — и адекватность Общей теории психотерапии в целом.
Методология проведения «Экстренной и экспресс само-психотерапии «Пять пальцев» (полимодальный подход)» в той или иной степени допускает использование элементов следующих известных методов и модальностей профессиональной психотерапии: когнитивно-поведенческая психотерапия; проблемно-ориентированная психотерапия П. Вацлавика, М. Фиша); мифодизайн (мифо-драма); психодрама; экзистенциальная терапия; логотерапия; трансактный анализ; арт-терапия; психосинтез (Р. Ассаджиоли).
Кроме того, в структуре настоящего метода предполагается основной акцент на использование авторских методик: полимодальной экстренной и экспресс-психотерапии (А.Л. Катков, 2011,2022).
Основное отличие ЭЭП ПП от близких или родственных методик профессиональной психотерапии заключается в:
-аргументированном использовании концепций и объяснительных моделей ОТП, обосновывающих возможность быстрых, интенсивных и устойчивых терапевтических изменений у клиентов;
-полноценном использовании возможностей актуализации феномена психопластичности у клиентов в ходе подготовки (интенсивного обучения) и реализации технологии ЭЭП ПП;
-уникальном сочетании «больших» технологий: предварительного этапа ЭПП и ЭП у клиентов; программы интенсивного психотерапевтического тренинга; собственно реализации технологии ЭЭП ПП; пост-терапевтического сопровождения;
-оригинальным макро-, мета — и структурно технологическим содержанием «большой» технологии ЭЭП ПП;
-возможности корректного отслеживания промежуточных и конечных результатов эффективности используемого психотерапевтического подхода в системе специально разработанной процедуры психотехнического анализа.
Все вышеприведенные отличия присущи только лишь методу ЭЭП ПП и подчеркивают теоретическую и методологическую целостность данного метода.
8.1. Показания к использованию метода «Экстренной и экспресс само-психотерапии «Пять пальцев» (полимодальный подход)»
Наличие у практически здоровых и адаптированных клиентов мотивации к повышению уровня стрессоустойчивости.
Наличие у клиентов проблемной ситуации или состояния с признаками адаптационного напряжения доклинического уровня.
Наличие признаков острой, затяжной или отсроченной реакции на стресс, которые классифицируются шифрами 43.0 (острая реакция на стресс); 43.1 (посттравматическое стрессовое расстройство) в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
8.2. Противопоказания к использованию метода «Экстренной и экспресс само-психотерапии «Пять пальцев» (полимодальный подход)»
Наличие признаков эндогенного психического заболевания, требующего специфического медикаментозного лечения в психиатрическом стационаре;
Наличие интеллектуальных расстройств такого уровня, который препятствует осмыслению психотерапевтической информации, доносимой до клиента.
8.3. Границы применения метода, таким образом, определяются наличием показаний и противопоказаний к использованию данного метода.
Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблему эффективности в психотерапии // Психологический журнал. — 1994. — Т. 14, № 4. — С. 3-19.
Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. // М.: 1998. — 272 с.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. 4-е издание. — СПб.: Питер, 2012. — 671 с.
Макаров В.В. Истоки, настоящее и будущее психотерапии // Ж. Вопросы ментальной медицины и экологии. — Москва-Куста/най, 2000. — Т. 6, № 1. — С. 5-10.
Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М., 2001. — 491 с.
Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. // М.: 2010. — 386 с.
Нардонэ Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая психотерапия. // М.: 2006. — 192 с.
Овчинников Б. В. К вопросу о психологической адаптации. // Журнал практического психолога. — № 3. — 2012. — С. 7-25.
Остед К. Ш. Эффективность психотерапии (II). // В кн. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсина, А. Ауэрбаха. — Спб.: 2003. — С. 1043-1045.
Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии // 6-е международное издание. — М.: «Олма-пресс», 2005. — 383 с.
LazarusA.MultimodalTherapy//CurrentPsychotherapy. — 1984.
Катков А.Л. Экспресс-психотерапия // Ж. Психотерапия. — М., 2011. — № 10, спец. выпуск к Международному Конгрессу «Интегративные процессы в психотерапии и консультировании. Психотерапия здоровых. Медиация», 7-9.10.2011 г., Россия, г. Москва. — С. 63-69.
Катков А.Л. Качество психического здоровья // Электронный ресурс Российского общества Психиатров (РОП). — 2015. -http://psychiatr, ru/news/456?pag=8.
Катков А. Л. О новой модели адаптивного интеллекта. // Психологическая газета; электронное издание — номер от 24 мая, — 2021.
Катков А.Л. Общая теория психотерапии. Том 1. — 2022. — 650 с.
Профессор А.Л. Катков, доктор медицинских наук, профессор, председатель АС МАНП, председатель Международного ученого совета по психотерапии.
г. Санкт-Петербург
Российская Федерация
Эл. почта:
Professor Alexander L. Katkov, MD, MPH
Chairman of the AC MANP, Chairman of the International Scientific Council for Psychotherapy
Saint Petersburg
The Russian Federation
E-mail: