ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Сенницкая Е.В. Выявление жизненной модели человека

Рубрика «Профессиональное признание авторских методов и методик»

АВТОРСКИЙ МЕТОД

«ВЫЯВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ДОМИНИРУЮЩЕГО И ПОДЧИНЁННОГО ЛИЦА В ЕГО РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ»

Автор методики: Сенницкая Елена Владимировна, действительный член Обзероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, место работы — ООО «Владината» (психолог).

1. Определение.

Выявление жизненной модели человека на основе анализа особенностей личности Доминирующего и Подчинённого лица в его родительской семье — полимодальная методика для выявления устойчивых желаний, предопределяющих выбор профессии, супруга и различных паттернов поведения.

Доминирующее лицо — тот взрослый член семьи, который наиболее соответствует следующим признакам:

— за ним оставалось последнее слово;
— ему все угождали, прислуживали, а он сам делал только то, что хотел;
— он в меньшей степени эмоционально зависел от окружающих (а те, в свою очередь, зависели от него), в частности, признаком доминирования может быть совершение измен и инициатива при разводе;
— он чаще повышал голос и применял силу;
— его было страшнее раздражать, чем других родственников;
— его благорасположение считалось особой честью (он был более скуп на похвалу).

Доминирующий это не всегда тот, кто больше зарабатывает, тот, кто старше, умнее или у кого выше социальное положение. Доминирующим может быть алкоголик, наркоман, патологический лодырь, психически больной или притворяющийся таковым, лишь бы по факту все делали то, что выгодно ему.

Подчинённое лицо — тот член семьи, который наиболее охотно подчиняется Доминирующему, больше всех любит и уважает его, прощает ему все обиды и призывает всех остальных подчиняться Доминирующему.

2. Сущность методики.

Основные принципы:

Методика основана на следующих закономерностях, установленных в результате экспериментальных исследований, проведённых и опубликованных автором [1—3].

Ребёнок выделяет в своей семье Доминирующего, а также Подчинённого (см. определение). Если Подчинённого нет, например, из взрослых есть только мать-одиночка, рассматривается только фигура Доминирующего (этого единственного взрослого) и его взаимоотношения с окружающими вне семьи.

У ребёнка возникает желание возвыситься над Доминирующим, чтобы, во-первых, избавить себя от его диктата, во-вторых, чтобы занять его место и получить такое же обожание со стороны Подчинённого. Обратим внимание, что пол Доминирующего и Подчинённого не имеет значения, и путать данные построения с учением об эдиповом комплексе не следует.

Чувство гнева ребёнок обычно познаёт впервые во взаимодействии с Доминирующим, а такое чувство как обида зачастую связано с Подчинённым, поскольку ребёнку кажется, что Подчинённый любит Доминирующего больше, чем его, хотя он, ребёнок, усердно конкурирует с Доминирующим. Подчинённый же часто вызывает у ребёнка чувство жалости и(или) вины, в то время как в отношении Доминирующего эти чувства являются большой редкостью.

Ребёнок обращает внимание, что, с точки зрения Доминирующего, является признаками «сильного» и «слабого» поведения, и старается избежать попадания в категорию «слабых». Он перенимает те особенности Доминирующего, которые, по мнению ребёнка, обеспечивают Доминирующему преклонение Подчинённого. Вследствие этого по системе движений (мимике, жестикуляции, походке), дикции, манере себя вести ребёнок похож на Доминирующего.

Также ребёнок выискивает «ахиллесову пяту» Доминирующего — сферы, в которых Доминирующий не преуспел и (обязательное условие! ) досадовал из-за этого. Добыть такую информацию для ребёнка жизненно необходимо, поскольку его ключевой жизненной задачей является возвыситься над своим Доминирующим. Исходя из выявленных ребёнком «сильных» и «слабых» сторон Доминирующего ребёнок и выберет впоследствии профессию (сферу самореализации) и супруга.

Человек склонен выбирать такую профессию, чтобы с её помощью успешно бороться (конкурировать) с людьми того пола, что Доминирующий, и при этом получать одобрение людей того пола, что Подчинённый.

Основные процессы:

Структура сессии в формате психотерапии/консультирования:

Сессия начинается с устного опроса, в ходе которого выявляются нижеприведённые представления клиента, которые были у него в возрасте до 14 лет (если нынешние представления отличаются, это учитывается, но приоритет имеют представления, которые были, когда опрашиваемый ещё зависел от взрослых, то есть до 14 лет). Здесь вкратце представлена структура сессии по максимально широкому запросу в духе «хочу знать свой жизненный сценарий»:

Последовательность вопросов, задающихся на сессии, и их точная формулировка полностью приведены в публикации автора [2].

3. Теоретические и методологические аспекты.

Методика основана на следующих идеях, проверенных экспериментально и опубликованных автором в научных журналах из перечня ВАК [2,3]:

4. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии).

Основой психотерапевтической работы является преодоление следующих когнитивных искажений (если они оказывают деструктивное воздействие на личность):

В связи с этим, наиболее уместны все психотерапевтические подходы, с помощью которых можно продемонстрировать не только механизм формирования личности клиента, но и то, как формировалась личность родственников клиента, а также принять новое (и желательно подкреплённое соответствующими эмоциями) решение. Более всего для этой цели подходят все методики, родственные психодраме, прежде всего эмоционально-образная терапия (уместны также приёмы транзактного анализа, терапии нового решения по М. и Р. Гулдингам, семейных расстановок и даже арт-терапии, если речь идёт о «посланиях родственникам»).

5. Основные отличия от родственных методов.

6. Показания, противопоказания и границы применения методики.

6.1. Показания:

6.2. Противопоказания:

Единственным абсолютным противопоказанием является отсутствие мотивации (инициатива проведения исследования исходила не от клиента). Диагностическая часть методики не предполагает обращения к эмоциям клиента, а тем более их усиления, поэтому использовать её можно в любом физическом и эмоциональном состоянии, позволяющем отвечать на вопросы.

Относительным противопоказанием является возраст 13—15 лет. Дети до этого возраста, как правило, способны дать ответы на приведённые вопросы, но обычно опасаются высказывать какие-либо суждения о семье из страха перед родителями. С 16, а тем более 17 лет этой проблемы не возникает.

6.3. Границы применения методики:

7. Основные используемые труды:

1. Петрова В. Теория доминирования.Montreal:AccentGraphicsCommunications, 2012. [Научно-популярная публикация автора под псевдонимом].

2. Сенницкая Е.В. — Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка // Психолог. — 2023. — № 5. — С. 18—99. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.5.39650 URL: e-notabene.ru

3. Сенницкая Е.В. Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье // Психолог. 2024. № 1. С. 1—29. DOI: 10.25136/2409-8701.2024.1.69876 EDN: HLRYWL URL: nbpublish.com

4. Фрейд З. Толкование сновидений. Издательство Э. 2020. 560 с.

5. Фрейд З., Эксмо-Пресс, 2017,160 с.

6. Фрейд З., Адлер А. Характер и судьба. Можно ли разорвать цепь? М.: Родина, 2021. 238 с., с. 72—74.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988. 399 с.

8. Хеллингер Б. Счастье, которое остается: куда нас ведут семейные расстановки. Пер. с нем. Дианы Комлач. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2014. 149 с.

9. Вебер Гунтхард. Практика семейной расстановки: системные решения по Берту Хеллингеру / пер. с нем.: Ирина Белякова. М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2011. 401 с.

10. Анселин-Шутценбергер А. Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы; пер. с фр.: И. К. Масалков. Москва: Психотерапия, 2011. 252 с.

11.Хендрикс Харвилл. Любовь на всю жизнь. Руководство для пар / Харвилл Хендрикс, Хелен Хант; пер. с англ. В. Горохова. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021,320 с.

12.Шабельников В.К. Функциональная психология. М., 2004. 590 с.

Реквизиты для взаимодействия: Сенницкая Елена Владимировна, e-mail: .

Яндекс.Метрика