Рубрика «Статья номера»
Чеглова Ирина Алексеевна,
к.м.н., вице-президент ОППЛ
Учителю и Наставнику
Виктору Викторовичу Макарову
Дорогие коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие задачи сейчас может решать супервизия в формате социальной психотерапии. Причем ключевое слово здесь — решать «сейчас». В моменте. На острие времени. Для этого мы с вами обсудим следующие вопросы:
Я хочу обсудить с вами эти вопросы с позиции, которую я сформировала исходя из моего образования и опыта работы в сфере профессиональной медицины. К этой сфере относится моя базовая специальность — космическая медицина. Главная задача профессиональной медицины — не поиск и лечение болезней, а обеспечение профессионального здоровья. Оно определяется как процесс развития регуляторных свойств организма, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное долголетие.
Я пришла в психотерапию из космической медицины в 2001 году. И сразу же увидела ее с той же сугубо прагматичной производственной позиции — как инструмент актуализации и реализации человеческого потенциала и решения стоящих перед человеком задач.
В настоящее время в ОППЛ под руководством В.В. Макарова и А.Л. Каткова развивается модель социальной психотерапии, которая мне очень близка своей направленностью на результат и фокусировкой на взаимодействии человека и общества. Это очень своевременная модель, поскольку мы живем в эпоху острых и драматических перемен. Мы живем в эпоху глобального кризиса, когда у нас одновременно меняется способ производства (от капитализма пока непонятно к чему), модель общества (от книжного к сетевому) и тип культуры (от чувственного «про земное» — к сверхчувственному — про «небо»).
В истории кризисы подобного масштаба случались четырежды:
— в мезолите, когда были исчерпаны ресурсы для охоты и собирательства;
— в классической древности после Троянской войны;
— после крушения Западной Римской Империи;
— в Средние века.
Каждый раз цивилизация выходила из таких кризисов через расширение ойкумены — освоенной и окультуренной земли. Сейчас впервые в истории человечества неосвоенная земля на планете закончилась. И если мы как человечество собираемся из этого кризиса выходить, нам нужно решить следующие задачи:
1. Сборка и переосмысление накопленных знаний, трансформация картины мира.
2. Создание новых форматов мышления, коммуникаций, деятельности, языка.
3. Создание новых видов социальности (в том числе на основе самоорганизации и личной инициативы людей).
4. Выход за пределы нынешней ойкумены1.
Мне представляется, что социальная психотерапия по определению и по построению призвана способствовать постановке и решению этих задач. При этом особенно важно, что психотерапия как таковая изначально содержит в себе рефлексивный контур (или рефлексивное зеркало), который представляет собой супервизия. С практической точки зрения психотерапию и супервизию вместе можно определить как высокую технологию самосознания и самодвижения человека в процессе социализации и ресоциализации человека и построения общества следующей фазы развития через совместное мышление.
При профессиональном проведении как терапевтический, так и супервизионный процессы включают три когнитивных лифта:
Поэтому психотерапия и супервизия должны рассматриваться как единый технологический пакет, который предполагает единство науки, практики, образования, специального языка, представленности в искусстве и культуре (рис. 1).
Рисунок 1. Рабочая схема технологического пакета «Социальная психотерапия / Профессиональная супервизия»
Необходимо отметить, что если мир находится в процессе глобализации, то все технологические пакеты распределяются по различным территориальным образованиям. Когда мы выходим из глобализации и движемся к автаркии (замыкаем экономику и общество на своей территории), мы собираем у себя все необходимые технологические пакеты — как производственные, так и гуманитарные. Так строится интеллектуальный суверенитет страны и системы онтологической (мировоззренческой), информационной, технологической, демографической безопасности. Для такой работы нужны люди с определенными качествами мышления, коммуникации и деятельности. Психотерапия помогает людям эти качества актуализировать и проявлять, а супервизия помогает делать это эффективно и качественно.
Теперь давайте посмотрим, как супервизионный процесс может взаимодействовать с психотерапевтическим внутри технологического пакета, как работает этот рефлексивный контур. Другими словами — что супервизия может делать для психотерапии, особенно в ее социальном формате.
Функции супервизии в формате социальной психотерапии:
Рассмотрим каждую из этих функций подробнее.
1. Рефлексия оснований
Если вы, уважаемые коллеги, согласитесь посмотреть на психотерапию как на инструмент работы с человеческим потенциалом на острие времени, на острие истории, в точке, куда нас эта история привела, то вы увидите четыре уровня, на которых психотерапия работает — четыре уровня вызовов, на которые она призвана ответить. И вы поможете их увидеть своим клиентам и супервизантам.
Уровень 1 — Онтогенез — построение жизненного пути человека.
Уровень 2 — Социогенез — социализация человека и построение отношенческой структуры общества.
Уровень 3 — Этногенез — жизненные циклы народов и построение цивилизации.
Уровень 4 — Антропогенез — судьба вида Homo sapiens sapiens.
Я предлагаю рассмотреть эти уровни и пойти при этом сверху вниз, от общего к частному.
Уровень 4 — Антропогенез. Это уровень судьбы вида Homo sapiens sapiens в целом. На нем располагаются вызовы, с которыми психотерапия отчасти уже сталкивается, а в ближайшее время столкнется в гораздо большей степени.
Уровень 3 — Этногенез. На этом уровне мы имеем дело с глобальным мировоззренческим противоречием между общественным сознанием и общественным бытием. С точки зрения общественного сознания есть тенденция к глобализации знаний и смыслов, когда все они равноправны и достойны уважения. С точки зрения общественного бытия — на протяжении всей истории мы видим жесткие столкновения народов и цивилизаций, поглощение и уничтожение одних другими. Это всегда сопровождается феноменом демонизации и дегуманизации (расчеловечивания).
Так, всем нам знаком термин «общечеловеческие ценности» — истинный по сути на уровне общественного сознания и хорошо рефлексируемый со времен Иисуса Христа, но при этом широко использованный на уровне общественного бытия в качестве инструмента демонизации и дегуманизации в борьбе Запада против СССР. Этот вызов в настоящее время стоит перед нами как профессионалами особенно остро в связи с развитием технологии информационной (когнитивной) войны. К большому сожалению, ряд коллег стали агентами в этой войне и трансляторами жестких дегуманизирующих мемов. Исследование и качественное представление феномена агентирования в профессиональной среде — одна из задач, которая также должна быть решена профессиональным сообществом.
Цивилизация как способ организации жизни — это социальный двигатель открытого типа, который захватывает все новые и новые этнические группы и перемалывает их. Накапливается цивилизационная усталость, что сопровождается драматическим снижением пассионарности, демографическими кризисами и по сути вырождением: «В последний век римлянки не хотели рожать детей, а римляне не хотели идти в армию». И здесь мы также имеем дело с мощным вызовом — демографией носителей цивилизационных культурных кодов. Мы работаем в условиях, когда экономика техносферы встает в жесткое противоречие с естественной потребностью человека к продолжению рода.
Уровень 2 — Социогенез. Построение социальной структуры общества.
Уровень 1 — Онтогенез. Построение индивидуальной судьбы. Качество нашей работы может определяться площадью баланса:
2. Рефлексия уровня работы
Можно различить три уровня психотерапевтической работы: терапия утешения, терапия посвящения/просвещения и терапия созидания.
Терапия утешения:
— собирает человека под требования сеттинга/концепта, который предлагает специалист и/или школа;
— формирует навыки принятия себя и своей жизни вне связи с реальными жизненными задачами;
— фокусирует внимание на эмоциональных переживаниях, имеющих преимущественно биологическую природу.
Терапия посвящения (просвещения):
— создает язык описания наблюдаемых феноменов и решаемых задач. Разрабатывается на острие времени, а затем работает по схемам, пришедшим от «отцов-основателей»;
— собирает человека под требования бóльших систем — рода, сферы деятельности, конфессии, нации и т.п.;
— фокусирует внимание на родовых и архетипических структурах как источниках психической энергии, имеющих биосоциальную природу.
Терапия созидания. Творец и созидатель — продукт штучный. Поэтому работа на этом уровне ведется строго индивидуализированно. Терапия созидания:
— собирает человека под задачу/стратегию, которую он себе ставит в соответствии с велениями времени;
— развивает форматы мышления и создает психофизиологические структуры, способные отвечать на предельные вызовы времени через актуализацию человеческого потенциала;
— связана с глубинной трансформацией или даже построением личности на базе духовного опыта.
3. Рефлексия человеческого потенциала.
Третий аспект, где супервизия может существенно помогать — это рефлексия человеческого потенциала.
С кем работает «терапия созидания»? Я называю таких людей «Призванными» (рис. 2). С одной стороны, им свойственна высокая чувствительность нервной системы (эмпатия, впечатлительность, увлеченность). С другой стороны — высокая пассионарность: страстность, предприимчивость, готовность к риску. Жить на такой растяжке очень трудно и крайне интересно. И наша задача — помочь им перейти от состояния тревожной мобилизованности, в которой они живут, к состоянию мобилизованности осознанной, к осмысленной жизни в балансе «смысл жизни — качество жизни — уровень жизни».
Пассионарность по Л.Н. Гумилеву — фактор этногенеза. Именно такие люди создают цивилизацию и поддерживают ее. А дефицит таких людей означает закат цивилизации. Это и делает их героями нашего времени.
Рисунок 2. «Призванные», или люди self-made
Основоположник психоистории Эрик Эриксон писал:
Наше время отличается дефицитом качественного воспитания и образования, ориентированного на призвание. То есть, у нас нет четкой и внятной системы подготовки, которая с детства калибровала бы сенсорику, эмоции, интуицию и волю. Прежде такие институции выстраивала аристократия и выделившаяся из нее крупная буржуазия, на базе достижений которых была построена советская система образования и воспитания. Она позволила нашей стране в XX веке в короткий срок реализовать небывалые по масштабу задачи и фактически пересобрать русскую цивилизацию. Сейчас институции работают в основном на базе частной инициативы. К ним относится в том числе высококачественная психотерапия.
Мне представляется, что имеющая место «институализация снизу», в том числе и с применением предлагаемой концепции, будет способствовать решению задач, стоящих перед обществом на острие времени.
4. Рефлексия ситуации
Следующим важным аспектом психотерапии, который важно качественно отразить в зеркале супервизии, является рефлексия ситуации (рис. 3), в которой находится человек и с которой он обращается за помощью.
Рисунок 3. Рефлексия ситуации
5. Рефлексия целеполагания и целедостижения
И наконец, последний по номеру, но первый по значению аспект — это целеполагание / целедостижение (рис. 4). Предлагаемая вашему вниманию модель предлагает оценить намерение клиента к изменениям как проектный переход из текущего положения в мироустройстве к желаемому. При этом важно выявить и актуализировать адекватную данному проекту амбицию, интуицию возможностей, релевантный жизненный опыт и набор имеющихся в распоряжении жизненных стратегий.
Содержательная деятельность
Рисунок 4. Рефлексия целеполагания / достижения
Практика показывает, что человеку требуется помощь в одной из пяти точек проектного перехода:
1. Зарождение образа правильного положения в мироустройстве;
2. Построение образа пути;
3. Переходная зона;
4. Вход в желаемую область;
5. Работа с результатами перехода (освоение достигнутого).
Таким образом, я бы хотела постулировать, что целевая направленность технологического пакета социальная психотерапия — профессиональная (производственная) супервизия — это призвание человека и реализация его потенциала. Такая работа предъявляет как к терапевту, так и к супервизору критическое требование: наличие того, что я называю благословляющим потенциалом личности. Когда-то я на себе испытала его благотворное действие. Это было в 2001 году на обучающей терапевтической группе по транзактному анализу, которую вел в рамках программы по профессиональной переподготовке РМАПО Виктор Викторович Макаров. Тогда я увидела, как это работает. И вся моя 22-летняя работа исследователя и практика была направлена на то, как это можно смоделировать и описать.
Результаты этой работы я вам сегодня представила. И мне хочется посвятить эту работу моему учителю и вдохновителю — Виктору Викторовичу Макарову.
1Примечанием к п. 4. добавлю еще один вариант: в космос через психокосмос. Об этом, в частности, говорит в своих работах Александр Лазаревич Катков, когда пишет об осознанном управлении феноменом времени с использованием пластических параметров импульсных характеристик сознания-времени. Фактически он говорит о том, что человек сможет водить космические корабли через гиперпространство, опираясь на связь своего сознания с Мирозданием.Это может сейчас звучать запредельно. Но почитайте роман Чайна Мьевиля «Посольский город» и вспомните, что когда-то романы Жюля Верна тоже воспринимались как небылицы.
________
1. Примечанием к п. 4. добавлю еще один вариант: в космос через психокосмос. Об этом, в частности, говорит в своих работах Александр Лазаревич Катков, когда пишет об осознанном управлении феноменом времени с использованием пластических параметров импульсных характеристик сознания-времени. Фактически он говорит о том, что человек сможет водить космические корабли через гиперпространство, опираясь на связь своего сознания с Мирозданием.Это может сейчас звучать запредельно. Но почитайте роман Чайна Мьевиля «Посольский город» и вспомните, что когда-то романы Жюля Верна тоже воспринимались как небылицы.