Рубрика «Профессиональное признание авторских методов и методик»
1. Название метода:
Самоценностно-ориентированная психология и психотерапия.
2. Автор метода:
Цветкова Надежда Ивановна, г. Краснодар. Профессиональный психолог с 1998 года, частно-практикующий (самозанятый) психолог-психотерапевт, организатор Школы Криндачей в г. Новосибирске (1999 г.), тренер, супервизор с 2002 года, работала научным сотрудником кафедры психологии в НИПКиПРО — разрабатывала ценностно-ориентированный подход в гуманитарной психотерапии и воспитании (до 2014 года), автор книг по психологии самоценности, действительный член ОППЛ с 2001 года, официальный преподаватель ОППЛ, автор методики психотерапии и коучинга «Личностный анализ для восстановления самоценности» (авторское свидетельство ОППЛ №89 от 09.03. 2023 г.).
3. Определение метода:
Самоценностно-ориентированная психология и психотерапия — направление практической психологии, объясняющее глубинные причины психологического неблагополучия в человеке нарушением самоценности в раннем возрасте и помогающее человеку устранить его в себе через разоблачение самооценки (самообесценивания) — критикующего отношения Личности (Внутреннего Родителя) к своей Индивидуальности (Внутреннему Ребёнку), что нарушает удовлетворение потребностей и приводит к Внутреннему конфликту, из которого возникают самые разные психологические проблемы.
4. Сущность метода:
В основе психологии самоценности — авторская самоценностная теория личности, объясняющая причину психологических проблем в человеке нарушением в нём самоценности — ценностного дружественного отношения Личности к своей Индивидуальности с заботой о качественном удовлетворении внутренних потребностей на всех уровнях существования: телесном, душевном, духовном. Представление о дуальном устройстве человеческой психики с условным разделением её на два «я» даёт возможность говорить об отношениях с Собой, от которых зависят все другие отношения.
Отношения внутри себя похожи на отношения со своей мамой и могут быть как самоценностными, так и самообесценивающими, в зависимости от того, какой сформировалась Личность в ребёнке — зрелой с доминированием Взрослого начала и ценностным отношением к Внутреннему Ребёнку или незрелой с доминированием в Личности Критикующего Родителя и неценностным отношением. Что напрямую связано с личностной зрелостью мамы, в отношениях с которой формировалась Личность в ребёнке.
Психотерапия самоценности заключается в восстановлении самоценности Личностной трансформацией от незрелости к зрелости через Взросление Внутреннего Родителя, доминирующего в Личности. Такой подход позволяет разрешать в терапии трудности клиента не прямым воздействием на предъявляемую проблему, а устранением её причины — самообесценивания через изменение позиции Личности по отношению к своему Внутреннему Я (Индивидуальности). В процессе психотерапии самоценности отношение клиента к себе меняется на ценностное, как только в нём устанавливается безоценочное самовосприятие.
Зрелая (Взрослая) Личность характеризуется самоценностью, осознанностью, позитивной жизненной позицией, устойчивыми личностными границами, ответственностью за свою безопасность и благополучие, удовлетворённостью от своей жизни. Для психологических проблем в человеке не остаётся причин.
4.1. Основные принципы метода:
1) В каждом родившемся ребёнке есть природная самоценность— в его Изначальном Я.
2) Личность как приобретённое, социальное «я» в ребёнке формируется в раннем возрасте в отношениях с мамой (или замещающей родительской фигурой), поэтому свою Личность можно изменить.
3) Роль Личности — удовлетворять внутренние потребности своей Индивидуальности, что позволяет человеку быть живым, здоровым, успешным, удовлетворённым и счастливым.
4) Личностная незрелость как доминирование Внутреннего Родителя складывается в ребёнке по родительскому образцу при критикующем отношении и подавлении «детских» потребностей (чувств, желаний, стремлений, воли) и права ребёнка быть собой.
5) Психологическая проблема становится следствием влияния самооценки, приводящей к самообесцениванию, нарушающему удовлетворение внутренних потребностей, что проявляется во Внутреннем конфликте.
6) Разрешить свою психологическую проблему человек может через разоблачение самообесценивания и осознание в себе Внутреннего конфликта, после чего возможно восстановление самоценности.
7) При восстановлении самоценности восстанавливается целостность сознания после осознания скрытых в Подсознании знаний, связанных с самообесцениванием. И это означает выход из невротизации и освобождение от психологических проблем. И исцеление — телесное, душевное, духовное.
4.2. Основные процессы метода:
1. Место личности в структуре человека.
2. Миссия Личности: удовлетворять внутренние потребности.
3. Личность как форма саморазвивающегося Сознания.
4. Самоценность: любовь Личности к Себе.
5. Контакт со своими чувствами и желаниями.
6. Самооценка как продолжение родительских оценок.
7. Внутренний конфликт, создаваемый незрелой Личностью.
8. Критерии оценки зрелой/незрелой Личности.
9. Психологическая проблема как следствие личностной незрелости.
10. Ранние детские убеждения как установки.
11. Раннее детское решение как ответ на Родительское послание
12. Детская психотравма и взрослое ПТСР.
13. Детские стратегии поведения и Детский жизненный сценарий.
14. Клиент и психолог в психотерапии самоценности.
15. Роль семьи и общества в профилактике незрелости Личности и психологических проблем.
Практические результаты самоценностно-ориентированной психологии и психотерапии:
4.3. Структура сессии в формате психотерапии самоценности:
1. Об актуальном состоянии клиента (чувства, ощущения, желания).
2. Уточнение формулировки проблемы клиента (на этот момент).
3. Диалог по очередной теме сессии с чередованием вопросов об актуальном состоянии (при эмоциональных признаках).
4. Применение дополнительных психотерапевтических техник по мере надобности.
5. Подведение итогов сессии.
6. Об актуальном состоянии в конце сессии.
В формате групповой работы добавляются комментарии терапевта после показа терапии и обратная связь участников клиенту. Супервизия участнику, проводящему терапию с другим участником.
5. Теоретические и методологические аспекты:
Идеи, которые легли в основу самоценностно-ориентированной психологии и психотерапии:
Проведено, систематизировано и опубликовано уникальное исследование клиентской 4-летней работы в терапии самоценности в виде «Исповеди пострадавшего Внутреннего ребёнка» в книге «О восстановлении самоценности человека» (2010 г.).
Основные теоретические положения авторской самоценностной теории личности:
1) Человеческое дитя рождается своим изначально ценным природным Я (Индивидуальностью) с внутренними потребностями и потенциальными возможностями в виде способностей, задатков, талантов. Второе, приобретённое «я» как «социальная оболочка» — Личность формируется вместе с Сознанием в раннем возрасте в отношениях с мамой в процессе интериоризации (Л.С. Выготский).
2) В основе жизнеобеспечения, развития и самореализации человека лежит необходимость удовлетворять свои внутренние потребности, что становится ведущей ролью Личности при ценностном отношении к своей Индивидуальности.
3) Самоценность изначально присуща маленькому ребёнку (в форме детского эгоцентризма) и повреждается самооценкой, которая складывается при оценочном родительском отношении в раннем возрасте, что формирует в нём Внутреннего критикующего Родителя и делает незрелой его Личность.
4) Незрелая Личность (при доминирующем Внутреннем Родителе), вооружившись самооценкой, обесценивает своё Внутреннее Я (Индивидуальность), что препятствует качественному удовлетворению потребностей, это приводит к Внутреннему конфликту.
5) Внутренний конфликт как выражение проблемы является прообразом детско-родительских отношений и наблюдается в клиенте как через вербальные сообщения, так и через неосознаваемые телесно-эмоциональные реакции, проявляющиеся при разных психологических проблемах.
6) Восстановление Самоценности возможно через трансформацию незрелой (Родительской) Личности в зрелую (Взрослую) через Взросление Внутреннего Родителя и его «превращение» во Внутреннего Взрослого.
6. Используемые психотерапевтические подходы (модальности психотерапии):
гуманистический подход, транзактный анализ, техники гештальт-терапии, клиент-центрированной, телесно-ориентированной, процессуально-ориентированной терапии и др.
7. Основные отличия самоценностно-ориентированной психологии и психотерапии от родственных методов:
Показания, противопоказания и границы применения методики.
7.1. Показания:
Самые разные психологические проблемы в отношениях с собой и другими условно здоровой (невротической) личности с жизненной позицией «я-» (я хуже),
7.2. Противопоказания:
1. Пограничная или психотическая личность (сжизненной позицией «я+» (я лучше)).
2. Употребление психотропных веществ.
7.3. Границы применения методики:
1. Способность к саморефлексии (наличие Взрослого начала).
2. Возраст применения: совершеннолетие.
Результаты гарантируются: 1) при непрерывной работе объявленным курсом при частоте встреч не менее 1 раза в неделю, 2) при домашней работе с дневником терапии (самонаблюдение), 3) при самостоятельной работе с методическим пособием с выполнением заданий по темам.
Основные формы применения направления:
Индивидуальная психотерапия, психотерапия в группе, обучающие семинары-тренинги, коучинг, личностный рост, самостоятельная работа с методическим пособием, педагогическая психология, психологическое просвещение.
8. Основные используемые труды:
9. Реквизиты для взаимодействия:
Цветкова Надежда Ивановна, e-mail:
Ранее произведённые публикации по данной теме:
1) «Новый авторский метод краткосрочной психотерапии и психологического коучинга: Личностный анализ для восстановления самоценности».
Научно-практическое издание «Антология российской психологии и психотерапии» (ОППЛ), ноябрь 2023 г, выпуск 12, с.242-246. / Методическая статья.
2) «Личностный анализ для восстановления самоценности — эффективный способ психотерапии». Научно-практическое издание «Антология российской психологии и психотерапии» (ОППЛ), март 2023 г, выпуск 11, с.121-124. / Теоретическая статья.
3) «Интеграция личности восстановлением самоценности: от «расщеплённости» сознания к его целостности». Научно-практический журнал «Психотерапия» (ОППЛ), 2012 г, №2, с. 28-36. .
4) «Самоценность и формирование личности в ребёнке», УДК 159.9.07
Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2023 г, №3, с. 59-66.
5) «Деформация личности как следствие детской адаптации к миру взрослых и предмет коррекции воспитания», УДК 37.03. Научно-методический журнал «Сибирский учитель», 2011 г, №5, с. 108-116.
6) «Ценностно-ориентированный подход в интеграции личности» в научно-практическом журнале «Психотерапия» (материалы Международного конгресса, г. Москва, октябрь 2011 г.), стр. 40-41.
7) «Деформация личности как следствие детской адаптации к миру взрослых» в научно-методическом журнале «Сибирский учитель» (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.) под рубрикой «Созидая личность», стр. 108-116. (УДК 37.03. Формирование интеллекта и личности).