ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Денисова А.И. Юмор как психотерапия

Рубрика «Статья номера»

ЮМОР КАК ПСИХОТЕРАПИЯ

Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог, супервизор, обучающий личный терапевт,
кандидат психологических наук, доцент, действительный член ОППЛ

Юмор — очень интересное явление в психической жизни личности и в культурной жизни общества. Что полезного делает юмор для нас? Для чего он нужен? Почему так привлекателен? Способность понимать юмор — один из признаков здоровой психики и психологического благополучия. Тотальное отсутствие этой способности врачи относят к началу нейродегенеративного заболевания. Неумение воспринимать юмор, посмеяться над собой или шутками других может быть и временным. Чаще всего это случается из-за хронической усталости, эмоционального выгорания, или сильного внутреннего конфликта, депрессии. При устранении причины эта способность обычно возвращается.

Юмор целителен — с этим не поспоришь. Причем и на уровне личности, и на уровне общества он желателен. Человека, который понимает юмор и сам умеет шутить, легко принимают в обществе, закрывают глаза на его недостатки, прощают слабости. Такой человек потенциально симпатичен окружающим. Юмор помогает предотвращать конфликты, снять напряжение, разрядить обстановку, увидеть другой взгляд на вещи. В медицине юмор способствует выздоровлению и все более и более активно используется в виде клоун-терапии, смехотерапии, синематерапии. В чем секрет феномена юмора и каковы его механизмы?

Зигмунд Фрейд в своей монографии «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) и статье «Юмор» (1927) делал попытки объяснения этого феномена с научной основательностью. В «Остроумии…» он рассматривал юмор с психоэкономической точки зрения. Проведя серьезную исследовательскую работу по изучению технических приемов острот, З. Фрейд приходит к выводу, что сущность феномена остроумия и привлекательность юмора сводится к сокращению энергетических затрат на эмоции. В этом он видел главный источник удовольствия от юмора. При этом Фрейд при объяснении механизмов образования острот сравнивал их (механизмы) с работой сновидения, технические приемы которых очень похожи на приемы смысловых острот. Косвенное изображение, изображение через противоположность, замена мысли образами и метафорами, использование намеков, символичность, смещение и сгущение — это не полный перечень сходства. Во многом это сходство определяется связью с бессознательным. Фрейд приводит к мысли о том, что остроумие — это деятельность, в результате которой личность получает удовольствие благодаря психологическим процессам. Особое удовольствие состоит в том, что острота в силу своего статуса защищена от критики, наказания. А также в том, что подавленный и вытесненный в бессознательное материал можно легализовать с дополнительным бонусом — отреагировав эмоции. Плюс экономия психической энергии, получаемая в результате работы остроумия.

Анализ психологических механизмов юмора З. Фрейд продолжает в работе «Юмор», где утверждает, что в юморе есть нечто не только освобождающее, но и грандиозное и воодушевляющее. «Грандиозное явно состоит в торжестве нарциссизма, в котором победоносно утвердилась неприкосновенность личности. Я отказывается нести урон под влиянием реальности, принуждающей к страданию, при этом оно настаивает, что потрясения внешнего мира не в состоянии затронуть его, более того, демонстрирует, что они — всего лишь повод получить удовольствие… Юмор не покоряется судьбе, он упрям, и означает не только торжество Я, но и торжество принципа удовольствия, способного утвердиться здесь вопреки неблагоприятным реальным обстоятельствам» [2].

Вывод. Психике энергетически очень выгодно переживание горя или страдания заменить юмором. Заменив собой непродуктивные способы избавления от страдания — неврозы, депрессии, зависимости, психические расстройства — юмор сохраняет душевное здоровье и дарит удовольствие.

Литература:

  1. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному., — Спб-М.: Университетская книга АСТ, 1997,317 с.
  2. Фрейд З. Художник и фантазирование (сборник работ)., — М.: Республика, 1995. с.282-284.