ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Гребнев С.А. - Перспективы развития отечественной психотерапии

Рубрика «Статья номера»

 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Гребнев Сергей Андреевич,

врач-психотерапевт, психиатр, нарколог, мастер-практик и тренер НЛП, автор методик «Суггестия в состоянии концентрации внимания» и «Кристаллизация мышления», г. Екатеринбург

Методов психотерапии много, и их количество продолжает увеличиваться. Так в Европе официально признан 21 метод, а в России 50. Не признанных методов психотерапии в России на порядок больше. Поскольку творческих людей в России немало, психотерапевтические подходы меняются и развиваются. Одни из них становятся признанными, другие ждут своего звездного часа. Так куда движется современная психотерапия? Почему она до сих пор она не признана как наука, а воспринимается как мастерство или искусство? Постараюсь высказать свою точку зрения сквозь опыт более 35 лет работы психотерапевтом.

Представим всю, такую разнообразную и порой противоречивую психотерапию как большой пирог, где каждый его небольшой кусочек — это тот или иной метод. Приходя в психотерапию, будущий специалист в первые 2-3 года обычно выбирает для себя 2-3 метода, знакомится с ними и начинает практиковать. Спустя некоторое время уже можно понять, насколько изученный метод(ы) походит(ят) к менталитету специалиста, его системе убеждений и способен(ы) решать те задачи, с которыми он сталкивается. Итак, первый этап — знакомство с методами и поиском того, который подходит к специалисту наилучшим образом.

Второй этападаптация изученного метода под стоящие задачи и его совершенствование. Примером адаптации метода служит моя структурированная работа с алкогольной зависимостью, сделанной на основе НЛП в 1993 г. и описанная в книге «Психология и психотерапия алкогольной зависимости» в 1998г. Примерами совершенствования метода могут служить работы Роберта Дилтса, описанные в его многочисленных книгах, посвященных НЛП. Другим примером усовершенствования метода служит Восточная версия транзактного анализа, разработанная профессором В.В. Макаровым. На этом этапе часто происходит смешение методов.

У людей с выраженными творческими способностями или потребностью создания чего-либо нового можно отметить третий этап — формирование своего метода. Любой новый метод включает в себя усовершенствованный инструментарий изученного материала и личный опыт. В некоторых случаях новый метод — это всего лишь хорошо замаскированные названия старого. Например, Соционика, в которой психологические особенности реагирования и поведенческие реакции систематизированы в психотипы и им даны имена выдающихся личностей истории, например маршал Жуков, Наполеон и другие. Или театр архетипов И. Чегловой, где тип личности описан несколько иначе и каждый из них носит свое название: Принца, Воина, Короля, Мага, Шута. И тот и другой методы по сути являются глубокой переработкой и дополнениями типологии личности, описанной Майерс и Бригс.

Условно новым можно назвать метод Нейролингвистической психотерапии. Впервые это название я услышал в начале 2000-х годов от Чекчурина Юрия, активно занимавшегося Нейролингвистическим программированием, а несколькими годами позже, уже в другой интерпретации и несколько другим названием от Сергея Ковалева, который трансформировал метод НЛП в метод «Инновационные технологии». Формирование любого нового метода происходит не на пустом месте, а берет свое начало из опыта и методов предыдущих поколений специалистов. Имеющийся опыт пересматривается, перерабатывается, пропускается через мировоззрение автора, а затем создается что-то новое, более совершенное. К таким методам можно отнести достаточно новый метод Позитивной психотерапии, созданный Н. Пезешкиан. В России он был представлен в 1991-93 годах. А в 2006 году для себя я открыл другой метод — «Дианализ», созданный профессором В. Завьяловым. В 2012 и 2013 г.г. были зарегистрированы два моих новых метода: «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» и «Кристаллизация мышления». Они сформировались к 2001 году, затем проходили шлифование на протяжении 12 лет, после чего были зарегистрированы. Метод «Суггестия в состоянии концентрации внимания» берет свое начало в гипнотерапии и когнитивной психотерапии, а метод «Кристаллизация мышления» (КМ) является сплавом и переработкой таких известных методов как: когнитивная психотерапия, позитивная психотерапия, НЛП, «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» и работы В.В. Макарова «Кристаллизация проблемы», которая стала источником вдохновения и частью метода КМ.

На этом процесс совершенствования психотерапии не заканчивается. Что происходит дальше? За счет создания новых методов условный психотерапевтический пирог становится больше. При этом некоторые методы приживаются, изучаются другими специалистами, а в случаях, когда автор не проявляет настойчивости в его продвижении метод исчезает вместе с автором. Либо он теряет свою актуальность в связи появлением других, более совершенных технологий.

Не зависимо от продвижения любой психотерапевтический метод совершенствуется и постепенно приобретает универсальность в работе с клиентом. Он становится не каким-то вычурным или специфическим в исполнении, как например, выглядит гипнотерапия или техники НЛП, а приобретает формат обычного диалога. При этом специалист ведет его по своему сценарию, который, как правило, незаметен для глаз клиента и даже иногда для другого специалиста. Примером служат телевизионные психотерапевтические беседы профессора Б. Е. Егорова, которого, к сожалению, сейчас нет с нами.