ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Степанова Г.В. Обучающая личная терапия как маркер развития профессионализма

Рубрика «Статья номера»

ОБУЧАЮЩАЯ ЛИЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МАРКЕР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Степанова Галина Валерьевна,
полимодальный психолог-практик, аккредитованный обучающий личный терапевт и супервизор ОППЛ. Частная практика индивидуального и группового сопровождения клиентов
stepanovrinpoche
@gmail.com

Аннотация: в статье поднимается вопрос о важности обучающей личной терапии в профессиональном становлении психологов, психотерапевтов. Автор упоминает зарубежные исследования по вопросу личной терапии, отмечает существенную роль ОППЛ в формировании стандартов психологического образования в России. Также в статье приводится ряд доводов о пользе обучающей личной терапии, и о том, почему без нее полноценная практика специалиста состояться не может.

Ключевые слова: обучающая личная терапия, психолог, психотерапевт, психологическое образование, профессиональная идентичность.

Взращивание грамотных психологов, психотерапевтов — важная задача профессионального сообщества. Ключевую роль в данном вопросе берет на себя Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, добиваясь соответствия профессии психолога в России общемировым стандартам [8].

Академическое образование дает базу, но не учит, как начать практику, вести ее и достигать вместе с клиентом поставленных целей. Что такое терапевтические отношения, как их строить, поддерживать и как из них выходить. И что означает — быть практикующим психотерапевтом.

Стандарт подготовки специалистов в Американской психоаналитической ассоциации включает часы теории, супервизии и личной терапии. Несмотря на то, что есть трудности в получении последней, сомнения в этичности «принуждения» к терапии, эмпирические данные показывают, что 75% аспирантов программ, аккредитованныхAPA, и прошедших терапию во время обучения, сообщают о положительном опыте [11]. Стоит упомянуть также исследование (Orlinsky, Ronnestad), где в ходе опроса разных групп психотерапевтов о том, какие факторы влияют на развитие специалистов, личная терапия и психоанализ занимали второе место после работы с клиентами у «Сеньоров» — психотерапевтов со стажем более 25 лет, и 1-3 места — у остальных групп [5]. Подобные исследования могут и должны стать предметом интереса научной психологии в нашей стране для разработки стандартов обучения на законодательном уровне.

Для студента-психолога сейчас нет утвержденной обязанности пройти личную терапию. Между академической теорией и практической работой — колоссальная пропасть. На наш взгляд, это повышает количество студентов, не пришедших в практику после окончания вуза. Ситуация постепенно меняется — вузы включают в программу некоторое количество часов терапии и супервизий, в основном для знакомства с методом. Формированию высоких стандартов обучения профессионалов немало способствует работа ОППЛ, обозначая своей миссией развитие психотерапии в России, вне зависимости от модальности [8]. Организация ставит перед собой важную для психологического сообщества задачу — учреждение института обучающей терапии, внедрение лучшей международной практики развития специалистов, в том числе прохождение обучающей личной терапии (ОЛТ) [8].

Исходя из философии психоанализа, личная терапия помогает снижать интенсивность контрпереноса, наглядно демонстрирует отношения в диаде терапевт-клиент, повышает профессиональное самоощущение [2]. Данная философия может быть применима к любой модальности.

Рассмотрим, на какие важные аспекты личной терапии стоит обратить внимание специалистам.

  1. Возможность соотнести представления о психотерапии с реальностью практической работы. Сидя в кресле клиента, психолог изменяет свою личность, интериоризирует получаемые знания и использует их уже в своей практике. Ведь «Работа психотерапевта собой требует принятия и глубокого осознавания себя» (В.Е.Каган) [3]. Как отмечает Е.В. Макарова, ОЛТ «позволяет кандидату понять клиента, посмотрев на процесс психотерапии со стороны, противоположной психотерапевту» [8]. Получив клиентский опыт, пережив возможно чувства агрессии, стыда, ненависти к терапевту, психолог способен выдерживать эти проявления у своих клиентов [4].
  2. Формирование профессиональной идентичности. Данное понятие не статично, может изменяться с развитием специалиста. Становление идентичности включает в себя в том числе общение с коллегами, признание своей принадлежности к сообществу, принятие ценностей, этических норм, границ своей компетенции. ОЛТспособна удовлетворить эти запросы, стать логичным продолжением профессиональной самоидентификации после вузовского образования, при смене профессии, сформировать образ профессии и того, что Шнейдер в своей работе «Профессиональная идентичность» называет «осознание себя и других в качестве единой общности — «мы» [10].
  3. Принятие и отработка на практике проблемы ограничений в терапевтических отношениях. Основные из них — временные рамки сессии и ограничение ответственности, когда терапевт способен возвращать ее клиенту с пониманием, эмпатией и достаточно твердо [9]. Такой навык терапевта становится источником безопасности и ресурса для клиентов. Погружение в свою терапию позволит научиться достигать тонкого чувствования в том, когда взять терапевтическую паузу в беседе, на каком этапе работы уместно говорить о своих чувствах клиенту, чтобы не помешать формированию доверия; а ещё в том, как сдерживать себя и не предлагать клиенту готовых решений, выдерживать ожидание инсайта [6].

Резюмируем вышесказанное метафорой психотерапевтического сеанса, приведенной Г.С. Абрамовой — она говорит, что психолог как будто приходит на сеанс с картой лабиринта, в котором запутался клиент, и они вместе намечают верный путь, однако «одно требование становится самым главным — карта должна быть правильной». ОЛТ можно назвать местом, где выверяется карта, с которой будущий психолог будет работать уже в своей клиентской практике [1].

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Академический проект; Трикста, 2005.
  2. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1994.
  3. Каган В.Е. Смыслы психотерапии. — НПФ «Смысл», 2018.
  4. Калитеевская Е.Р. Гештальт-терапия. М.: МГИ, 2021.
  5. Карлин Е.А. Этапы развития психотерапевтов. Эмпирически обоснованная модель. Журнал практической психологии и психоанализа, № 2,2021. [Эл. ресурс https://psyjournal.ru/articles/etapy-razvitiya-psihoterapevtov-empiricheski-obosnovannaya-model]
  6. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика. — М: Издательство АСТ, 2022.
  7. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  8. Макарова Е.В. Институт обучающей личной терапии в современном российском профессиональном сообществе. Материалы к проекту «Первая Международная Балинтовская конференция онлайн «Новые возможности Балинтовской группы. »Коронаинновации"» 24 — 25 июня 2020 года, Москва.[Эл. ресурс https://psy.su/psyche/projects/2511/]
  9. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в психологической практике. — М, ИОИ, 2015.
  10. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. — М.: МОСУ, 2001.
  11. Holzman, L. A., Searight, H. R., & Hughes, H. M. (1996). Clinical psychology graduate students and personal psychotherapy: Results of an exploratory survey. Professional Psychology: Research and Practice, 27(1), 98—101.