Рубрика «Статья номера»
Степанова Галина Валерьевна,
полимодальный психолог-практик, аккредитованный обучающий личный терапевт и супервизор ОППЛ. Частная практика индивидуального и группового сопровождения клиентов
stepanovrinpoche@gmail.com
Аннотация: в статье поднимается вопрос о важности обучающей личной терапии в профессиональном становлении психологов, психотерапевтов. Автор упоминает зарубежные исследования по вопросу личной терапии, отмечает существенную роль ОППЛ в формировании стандартов психологического образования в России. Также в статье приводится ряд доводов о пользе обучающей личной терапии, и о том, почему без нее полноценная практика специалиста состояться не может.
Ключевые слова: обучающая личная терапия, психолог, психотерапевт, психологическое образование, профессиональная идентичность.
Взращивание грамотных психологов, психотерапевтов — важная задача профессионального сообщества. Ключевую роль в данном вопросе берет на себя Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, добиваясь соответствия профессии психолога в России общемировым стандартам [8].
Академическое образование дает базу, но не учит, как начать практику, вести ее и достигать вместе с клиентом поставленных целей. Что такое терапевтические отношения, как их строить, поддерживать и как из них выходить. И что означает — быть практикующим психотерапевтом.
Стандарт подготовки специалистов в Американской психоаналитической ассоциации включает часы теории, супервизии и личной терапии. Несмотря на то, что есть трудности в получении последней, сомнения в этичности «принуждения» к терапии, эмпирические данные показывают, что 75% аспирантов программ, аккредитованныхAPA, и прошедших терапию во время обучения, сообщают о положительном опыте [11]. Стоит упомянуть также исследование (Orlinsky, Ronnestad), где в ходе опроса разных групп психотерапевтов о том, какие факторы влияют на развитие специалистов, личная терапия и психоанализ занимали второе место после работы с клиентами у «Сеньоров» — психотерапевтов со стажем более 25 лет, и 1-3 места — у остальных групп [5]. Подобные исследования могут и должны стать предметом интереса научной психологии в нашей стране для разработки стандартов обучения на законодательном уровне.
Для студента-психолога сейчас нет утвержденной обязанности пройти личную терапию. Между академической теорией и практической работой — колоссальная пропасть. На наш взгляд, это повышает количество студентов, не пришедших в практику после окончания вуза. Ситуация постепенно меняется — вузы включают в программу некоторое количество часов терапии и супервизий, в основном для знакомства с методом. Формированию высоких стандартов обучения профессионалов немало способствует работа ОППЛ, обозначая своей миссией развитие психотерапии в России, вне зависимости от модальности [8]. Организация ставит перед собой важную для психологического сообщества задачу — учреждение института обучающей терапии, внедрение лучшей международной практики развития специалистов, в том числе прохождение обучающей личной терапии (ОЛТ) [8].
Исходя из философии психоанализа, личная терапия помогает снижать интенсивность контрпереноса, наглядно демонстрирует отношения в диаде терапевт-клиент, повышает профессиональное самоощущение [2]. Данная философия может быть применима к любой модальности.
Резюмируем вышесказанное метафорой психотерапевтического сеанса, приведенной Г.С. Абрамовой — она говорит, что психолог как будто приходит на сеанс с картой лабиринта, в котором запутался клиент, и они вместе намечают верный путь, однако «одно требование становится самым главным — карта должна быть правильной». ОЛТ можно назвать местом, где выверяется карта, с которой будущий психолог будет работать уже в своей клиентской практике [1].