ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Т.М. Быкова - Воспоминания о Бхарате, размышления об «Индии»

Рубрика «Статья номера»

ВОСПОМИНАНИЯ О БХАРАТЕ, РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ «ИНДИИ»

Быкова Т.М., врач-психотерапевт, г. Смоленск.

В феврале 2023 года состоялась уже 32-я экспедиция в Индию, осенью 2023 года — 33-я экспедиция. Интерес к этим «Путешествиям Души» сохраняется. Профессиональному психолого-психотерапевтическому сообществу, по-прежнему, есть над чем поразмышлять, есть секреты и тайны, в которые нам хочется окунуться, с которыми хочется встретиться и познать их.

Последние годы принесли много изменений в мировой уклад, в жизнь простых людей и элит. Многие ценности пересмотрены и осознаны заново. Мы вновь и вновь убеждаемся в том, что в современном мире «есть только одно постоянное — постоянные изменения течения жизни», к которым нам хорошо бы уметь адаптироваться как можно быстрее и успешнее, наполняясь новыми ресурсами и сохраняя чувство радости и целеустремлённости.

События 2022-2023 годов, происходящие в нашей стране и вокруг нашей страны, значимо сказываются на нас, на многих государствах. Политикам, экономистам изменения наверняка более понятны. А нам, удивительным образом, на помощь пришла Бхарата. Мы смогли прочитать недосказанное нам послание, которое премьер-министр Индии Нарендра Моди символично обозначил «скромной» табличкой с надписью «Глава Бхарата» на столе перед собой во время председательствования на саммите «большой двадцатки» в Нью-Дели 18-20 сентября 2023 года. Это событие, а так же Психотерапевтическая конференция об Индии, состоявшаяся 9 сентября 2023 г., подтолкнули меня к размышлениям. Неоформившиеся воспоминания о впечатлениях Индийских экспедиций будоражили подсознание, как «Глубинная супервизия». Но одно событие, произошедшее совсем недавно, проявило чёткое осознание, что все «неспроста». Моя институтская подруга сообщила, что её молодой племянник — Алексей — геройски погиб на «войне», и что скоро его тело привезут для «торжественных похорон с воинским почестями». Он переехал в Донбасс с западной Украины в 2015 году и сразу «был там». Мы с подругой его отговаривали, а он терпеливо и спокойно говорил нам: «вы ничего не понимаете». Мне захотелось почтить Его память, память всех наших героев, посвятив эти размышления им и их подвигу. Наша реабилитационная больница теперь помогает и раненым, восстанавливающимся комбатантам. А я — ещё и их родственникам. Это уже становится обычной врачебной практикой. И в этой работе мне очень помог курс «Консультирование в чрезвычайных ситуациях» Первого Университета В.В. Макарова, проводимый уважаемым Андреем Борисовичем Стрельченко, доктором медицинских наук.

Тема войны, жестоких сражений, противостояний родных, братьев, пересмотра моральных ценностей, долга — Дхармы, выигрыша и проигрыша, гибели Героев исследовалась нами в психотерапевтических Индийских экспедициях. И в начале мы исследовали её какбы со стороны, с позиции Стороннего наблюдателя, изучающего, наблюдающего эти глубинные потоки без эмоций в книгах «Махабхараты». Только разумом, несмотря на то, что несколько раз мы были на месте битвы при Курукшетре. А теперь мы всё больше вовлекаемся в происходящие события и в свои личные открытия эмоционально и личностно. И хотя мы мысленно уже какбы потренировались, порепетировали эмоциональные переживания войны, реальность захватывает нас и вовлекает в новый виток осознания и пересмотра личностных ценностей и выбора. «Махабхарата» с её ключевым описанием смертельной войны между братьями, спустя тысячелетия вновь оказалась реалиями жизни. А началось всё с царя Бхараты. Вся известная история «Индии» началась, когда царь древнего рода, происходящего от луны, Душьянта, встретил в лесной обители деву Шакунталу, дочь великого мудреца Вишвамитры и небесной апсары. У них и родился сынок Бхарата — родоначальник. Махабхарата — значит великое сказание о судьбе рода Бхарата. В ней описаны представители многих поколений. Так внук Хастина основал город Хастинопур, процветающий до наших дней. Праправнук Куру, основоположник рода Куру и необыкновенной местности в предгорьях Гималаев — долины Куру. И только в его седьмом поколении родился царь Шантану — дедушка Пандавов и Кауравов. Может быть, в поисках следов первой династии и был запущен луноход Чандрадар 2 в 2023 году? Или с какими-то другими предположениями… А в «Махабхарате» старший брат Пандавов Юдхиштхира на вопрос, сколько погибло в битве при Курукшетре, ответил: «В этой битве пал миллиард 660 миллионов 20000 человек. Число героев, которым удалось спастись, составляет 240165».

Помню, как на мой вопрос, заданный нашему индийскому гуру Аджиду Вардану Сингху: «Махабхарата» — это эпос или миф?». Он с непоколебимой уверенностью ответил, что «не миф, а история Индии/Бхараты»! Эта уверенность сильно удивила. Ведь 18 книг «Махабхараты» — «Великой Бхараты» (или Великой страны, которую колонизаторы в XVIII веке назвали «Хинду»/Индией), состоящих из 75000 шлок (двустиший) в несколько раз длиннее, чем «Илиада» и «Одиссея» вместе взятые. Авторство такого грандиозного творения приписывается мудрецу Вьясе в третьем тысячелетии до н.э.! Однако учёные исследователи (П.А. Гринцер, Я.В. Васильков, ДЖ. Брокингтон) подтверждают, что основа книги — реальные события Северной Индии — война племён куру и панчалов, по родословной правителей (которые сохранились?! ) этих племён, можно датировать события XI веком до н. э. Данные лингвистических исследований, археологические исследования «культуры серой расписной керамики» подтверждают, что первые АРИИ спустились в долину Инда во втором тысячелетии до н. э. В «Махабхарате» эти времена обозначены как «переход от века Двапара-юги к Кали-юге». Двапара означает, что в те 864 000 лет благочестие (по сравнению с предыдущими югами) было уменьшено на четверть, так что в нём было 2/4 добродетели и 2/4 греховности. В это время появились болезни (люди стали жить только 1000 лет — в 10 раз меньше, чем в предыдущие юги), стихийные бедствия, из высоких душевных качеств оставались милосердие и правдивость. Переход к Кали-юге начался во время Битвы при Курукшетре. Эта юга характеризуется тем, что в мире остаётся только четвертая часть добродетели, люди живут только 100 лет, наступает экономическая и духовная деградация. Слабеет мужество, ум и сила в людях, ими начинает управлять злоба, зависть, честолюбие, обман. Забвение долга ведёт к тирании, вражде, насилию. К слову сказать, например, в «Святой науке» 1804 года Шри Юктешвар говорит, что наш мир движется по восходящей, что мы уже вышли из Кали-юги и находимся вновь в Двапаре-юге.

Особенно хочется мне отметить, что интерес и некая связь Бхараты и России прослеживается ещё с давних веков! Впервые «Махабхарата» была издана на русском языке в 1788 году! А на английском языке — в 1896 году (эти сведения почерпнуты мной из статьи из Википедии — насколько они авторитетны?).

И впервые (из Европейцев) в Индии побывал наш предок Афанасий Никитин в 15 веке! На Смоленщине уже началась подготовка знаменательного события — 550-летие его гибели на Смоленской земле. Удивительны перипетии этого «Хождения за три моря»! Как удивительны и личность Афанасия Никитина, и земли и страны, которые он посетил и Индия, где пробыл «белый» человек много лет. Отправился он в этот рискованный путь тверским купцом с богатым товаром. Поехал вместе с московским послом Василием Паниным (который ехал на встречу правителю Туркменских племён). Афанасий отправился в этот Путь с благословением князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия. С особым благословением, отмечающим Афанасия как глубоко верующего православного человека, которое он получил от «братии и Игумена Макария» Калязинского монастыря (Игумен Макарий, сын князя, в 1521 году канонизирован через 38 лет после гибели, почитаем до настоящего времени, мощи его были уничтожены в 1939 году при разрушении храма), от «Святой живоначальной Троицы, Святых мучеников Бориса и Глеба». Эти сведения мной почерпнуты из интернет-версии «Независимой газеты» от 5 августа 2010 года, исследовавшей Никитина, купеческие интересы и интересы родной страны, и Индию. Путешествие началось от икон «Бориса и Глеба» — первых Святых Руси — мучеников-страстотерпцев, братьев, погибших в 1015 году от «братьев». Церковь канонизировала их, сделав «покровителями Русской земли, небесными помощниками князей». Глеб погиб в Смоленске 5 сентября 1015 года, на берегу Днепра. На подворье Смоленского монастыря погиб и Афанасий, в двух днях пути до столицы или родины — Твери. Вот цитата «Независимой»: «…Маловероятно, что внезапно и своей смертью умер человек, который смог выжить в столь экстремальных условиях в течение нескольких лет. Тем более что в своих заметках он если жалуется, то на муки духовные. Все это может привести к мысли, что смерть Афанасия Никитина была насильственной». Газета расценивает судьбу этого Человека как трагическую. Однако два русских купца доставили записки в Москву, дьяку Мамыреву, и они сразу же были включены в московские летописные своды (вторую Софийскую летопись) в 1475 году. Только в 1623 году записками воспользовался путешественник Федор Котов, когда отправлялся в Персию (Персия связана с трагической гибелью А. Грибоедова, жившего в имении дядюшки на Смоленской земле). И только в XIX веке историк Н.М. Карамзин использовал заметки Никитина в книге «История государства Российского», сделав их широко известными.

Афанасий Никитин первым открыл сухопутный путь в Индию. Он тщательно и подробно описал обычаи, жизнь и нравы Дербента, Персии, Индии. Интернет-ресурс Level One (статья «Сын русского крестьянина, обставивший Христофора Колумба и Васко да Гама» от 7 марта 2021 год), в свою очередь, рассказал об этом необыкновенном человеке, о его подвиге, силе духа, верности выбранному пути и вере, о достижениях и упорстве (и о ловкости, без которой было бы не выжить), об умении адаптироваться, выживать, сохраняя себя и свою Личность. О том, что в Индийских школах дети сейчас изучают жизнь своих предков по «Заметкам А. Никитина» — настолько они подробны, авторитетны. И они — практически единственный источник знаний о жизни большинства людей в те времена, т.к. эпосы описывают нравы и привычки только правящих сословий.

Другим необыкновенным человеком, посланником России в Индии был Николай Рерих и его жена. Сейчас как раз проходит выставка и культурно просветительская программа «Николай Рерих» в Новой Третьяковке (с 10 октября 2023 г. по 10 марта 2024 г). «Ментальный путь на Восток» — так назвал сам Николай Константинович Рерих свою «миссию». Мне видится эта миссия не только как духовные поиски, но и как сближение наших народов: русского и народа Индии. Экспедиция Рерихов уникальна и до сего дня. Они преодолели 25 000 километров пути, 35 перевалов до 2100 м высотой, прошли 5 государств. Такой экспедиции ранее не совершал ни один человек. Такой путь могли совершить необыкновенно сильные, физически подготовленные люди. Чего стоит пятимесячное стояние в летних палатках на шестидесятиградусном морозе в предгорьях Тибета на высоте 4600 метров, когда из 104 караванных животных погибло 90,5 человек умерло от холода, а «стаи собак, грифы и орлы спорят о добыче». И при этом все полотна, философские труды Николая Константиновича, «Учение живой Этики» Елены Ивановны Рерих (которая, к слову сказать, была внучкой полководца Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского, победившего Наполеона) проникнуты любовью к человечеству, «заботой принести ему Красоту и Знания». Живя в деревенской глубинке Гималаев, он смог открыть «десятки образовательных заведений», Институт Гималайских исследований «Урусвати», основал организацию «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Показал своей живописью, как в самых трудных внешних условиях можно оставаться в спокойном состоянии духа, показал силу медитации, «самопогружения» к своим ресурсным состояниям. Его именем названы перевалы на Алтае и Тянь-Шане.

Психотерапевтические экспедиции несколько раз были в местах имения Рерихов в Гималаях, в долине Куру. Даже в XXI веке путь туда был труден, он был испытанием выносливости, целеустремленности, терпимости и эмоциональной стабильности. Только дорога до Манали занимает более 12 часов непрерывной езды по горному серпантину. Но Манали — земля первого человека Ману, национального парка Ван Вихар со столетними гимайлайскими кедрами, буддийским храмом Ньингамапа (едва ли не единственным в Индии), деревянными резными домами д. Вашиит, храмом богини Хадимбы — ракшици-людоедки — XVI века постройки. Мне запомнилась история «Махабхараты», когда изгнанные двоюродными братьями пять братьев Пандавов, спасаясь от преследования, пришли в окрестные кедровые леса Манали. Их захотел съесть очень голодный ракшас-людоед и родной брат Хадимбы. Но самый сильный брат Бхима победил его, а Хадимба превратилась, вернее временно превратилась, в прекрасную девушку, в которую влюбился и женился на ней Бхима. Потому что, Хадимба самозабвенно влюбилась в Бхиму. Их сын сражался в битве при Курукшетре на стороне Пандавов (победителей). Но Бхиме пришлось расплатиться смертью за связь с людоедкой. А она вынужденно осталась в лесах Гималаев. И, став святой подвижницей, посвятила себя аскезе и молитвам. Вот пример высокой любви, одухотворяющей личность, позитивно меняющей её. Жители Манали почитают Хадимбу и уважительно относятся к ней. Мы же, будучи в тех местах, испытали душевный подъём и какую-то тихую чистоту.

Вот некоторые размышления о силе человеческого духа, верности, целеустремлённости, навеянные воспоминанием об Индии, о наших Психотерапевтических экспедициях в Индию. О том, почему сейчас Индия заявила миру, что она потомок лунной династии — Бхарата. О том, как много веков назад взгляды России были устремлены на Восток, какие выдающиеся личности были первопроходцами этого Пути, каким нелегким был этот путь. И я совсем не упомянула, что и в XXI веке этот путь на восток труден физически, ментально, эмоционально. Но он уже составляющая реалий нашей сегодняшней жизни, и мы можем вносить свою лепту в этот Путь.