Рубрика «Статья номера»
(на примере анализа сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»)
Денисова Анна Ивановна,
клинический психолог, супервизор, обучающий личный терапевт,
кандидат психологических наук, доцент,
действительный член ОППЛ
1. Отличительные особенности сказки «Дюймовочка»
Сказки Ганса Христиана Андерсена таят в себе особое очарование. Эти авторские сказки являются любимыми детьми разных народов мира. Возможно, потому, что они являются носителями очень важной и нужной для каждого ребенка информации о взрослении, адаптации к объективному миру, важных психологических процессах, которые сопровождают этап вхождения человека в самостоятельную жизнь. Через образы и символы сказки ребенок имеет возможность постичь на уровне бессознательного ту информацию, к которой сознание будет готово только спустя многие годы. Каждая из этих сказок — это не просто хранилище информации, это целая библиотека таких необходимых ребенку знаний о жизни. Важно понимать, что любые сказки — и народные, и авторские — обладают великой силой суггестии, через образы и символы, архетипы коллективного бессознательного они оказывают программирующее воздействие на умы и психику подрастающих поколений. Особенностью авторского стиля Г.Х. Андерсена является умение формировать у читателя определенное отношение к трудностям (и в этом их схожесть с русскими народными сказками). Ведь в результате преодоления трудностей жизнь героя всегда становится лучше. Трудности словно нужны — для исцеления, развития, обретения счастья, раскрытия души. Такое мудрое отношение к жизни позволяет читателю сформировать умение находить ресурсы и мотивацию для преодоления невзгод.
Сказка «Дюймовочка» с точки зрения ее архетипического содержания многослойна и многоаспектна. В этом она похожа на лучшие народные сказки, которые передавались из поколения в поколение в течение столетий, и где бережно при этом сохранялось каждое слово.
Сказка начинается с того, что одна одинокая женщина захотела ребенка, и не знала, где его взять. При этом упоминания о мужчине нет совсем. Мотив чудесного зачатия очень распространен для народных сказок разных культур. Так, в русских народных волшебных сказках тема чудесного зачатия встречается довольно часто. Появление детей обычно происходит одним из трех способов: чудесное зачатие, творение ребенка из природных материалов (снег, глина, тесто, дерево и др.) или его появление из отсеченной части тела взрослого человека. При этом чаще всего роль мужчины в этом процессе активна. В данной же сказке с первых строк повествования внимание читателя акцентируется на его отсутствии: «Жила-была женщина: очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять?» [1, c. 32]. В итоге она обратилась к старой колдунье, которая дала ей ячменное зернышко. Когда женщина посадила его в цветочный горшок, из этого зернышка вырос красивый цветок, похожий на тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты. И только когда женщина, залюбовавшись его красотой, поцеловала его, цветок распустился и внутри его оказалась крошечная девочка. В сказках народов мира часто встречается мотив оплодотворения через поцелуй. Но в сказке Г.Х. Андерсена поцелуй, скорее, олицетворяет акт рождения. Причем рождение девочки с участием женщин (колдунья — тоже женщина), без мужского начала. Таким образом, с самого начала повествования автор показывает, что речь пойдет о рождении и трансформации настоящей женственности и особом значении в этом процессе мужского начала (Анимуса).
Поэтому, только появившись на свет, Дюймовочка попадает в водоворот событий, которые обеспечивают ей постепенное знакомство с различными аспектами своего глубинного мужского архетипа — Анимуса. Взаимодействие со своим Анимусом, в свою очередь, обеспечивает ей взросление и женскую инициацию.
Конечно, у сказки, так же, как у сновидения, всегда есть несколько линий повествования. И так же, как у сна, есть манифестное и латентное содержание. Самой простой и очевидной интерпретацией этой истории маленькой девочки была бы линия психологической травмы детства, в котором не было образа отца, и связанный с этим обстоятельством садо-мазохистический характер юной героини, который раскрывается через символический «парад женихов» — примитивного сына жабы, обесценивающего ее майского жука, жадного крота. Дюймовочка пассивна, чересчур терпелива, легко соглашается с обесцениванием своей личности и не способна на защиту своих границ. Как будто бы Дюймовочка — это образ классической жертвы, не способной бороться с обстоятельствами, но всегда готовой пострадать. К тому же, у нее ярко проявляются садистические черты. Например, она легко отправила на верную смерть мотылька, который был привлечен красотой Дюймовочки. Она привязала его своим поясом к листку, на котором уплывала от жабы, чтобы листок двигался быстрее. А когда майский жук подхватил ее и унес на дерево, Дюймовочке было очень «жаль хорошенького мотылечка» [1, c. 34], но она ничего не сделала, чтобы освободить его от пут, которыми сама же его и наградила. Но в ней есть и истинная, природная доброта. Благодаря ей и своему терпению она выхаживает ласточку, возвращая ее к жизни. И логичным в этой концепции выглядит счастливое завершение сказки — героиня получает заслуженную награду за свои страдания. Эта награда — король эльфов, с которым у нее состоялась свадьба.
Таково манифестное, поверхностное содержание символических событий сказки. Очевидным является и воспевание этической ценности доброты, женственности и бескорыстия как человеческих качеств. Но сказка не была бы сказкой, если была бы «однослойной». Было бы странно воспринимать буквально ситуации с потенциальным замужеством юной героини — маленькой девочки, которая совсем недавно появилась на свет. Но если за событием видеть символ, то можно понять, что брак — это образ целостности, соединение двух начал (мужского и женского) воедино.
2. Андрогин — человек или бог?
Обратившись к мифологии, можно обнаружить, что изначально целостность означала единство двух начал — мужского и женского — в одном человеке. Этот человек — Андрогин, обладал признаками обоих полов. А, значит, и характерными чертами и качествами тоже. Описание природы андрогина мы можем найти в «Диалогах» Платона. В диалоге «Пир»: «Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского… Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов» [3, с. 446]. По версии Платона, убоявшись силы этих шаровидных, двуликих и с восемью конечностями сверхлюдей, Зевс, с одобрения остальных богов Олимпа, стал разрезать их пополам, чтобы ослабить. Таким образом, Платон прямо указывает на то, что «каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» [там же]. Продолжая мысль Платона, логично прийти к выводу, что любовь — это страстное желание людей-половинок вернуть утраченную целостность. Обретая ее, человек возвращается к своей первоначальной природе и вместе с целостностью обретает блаженство.
Знаменательно, что мифологические двуполые божества есть практически в каждой культуре. В египетской мифологии двуполостью обладал бог солнца Ра. Он, совокупившись сам с собой, породил других богов, людей и весь окружающий мир. Ведическое дуалистическое божество Ардханаришвара — это единение двух богов, Брахмы и Пракрити. В ведичестве же есть и Адити — и мать, и отец всех богов, корова и бык одновременно. Скандинавское божество Имир также имело дуальную природу, он самостоятельно зачал и родил своих детей, о чем повествует скандинавский миф о сотворении мира. В греческой мифологии двуполую природу имел Гермафродит — сын Гермеса и Афродиты. Юноша был необычайно красив, и нимфа, сильно полюбившая его, упросила богов слить ее и Гермафродита в единое двуполое существо. Астрология считает двуполым Меркурия. В Алхимии известно двуполое божество Ребис, который своей двуглавостью олицетворяет единение мужских и женских качеств. Мужская и женская головы Ребиса одновременно символизируют единение Солнца и Луны. Это символ Великого Делания.
Даже библейская книга Бытия повествует о том, что изначально человек (Адам) был сотворен двуполым и позже разделен: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» [2, с. 6-7]. Отделение Евы от Адама — это потеря целостности, что в итоге привело к грехопадению, а значит, к уязвимости и смертности.
Не обходили стороной тему андрогинности и русские философы. Так, В.С. Соловьев в работе «Смысл любви»[4] представляет андрогина как сверхчеловека, человека-бога, наделенного особыми талантами и качествами. В отличие от сверхчеловека Ницше, главной особенностью сверхчеловека-андрогина Владимира Соловьева является его способность победить смерть. И сделать это можно только с помощью любви. Весь трактат Соловьева «Смысл любви» посвящен пути к окончательному человеческому бессмертию. По мнению автора, источником зла, которое царит в мире, является сила эгоизма. И противостоять этой силе может только истинная любовь, «светлая и творческая». Любовь по Соловьеву — это не чувство, а задача, которая ставится перед человеком для достижения главной цели человечества. Любовь — это именно та сила, которая способна изменить мир. С точки зрения В.С. Соловьева, настоящее предназначение любви не состоит в обеспечении продолжения рода (продолжение рода прекрасно обходится без любви, и у некоторых организмов — даже без половой дифференциации). Предназначение любви — «досотворить» мир. Способен на это совершенный человек, который являет собой соединение мужчины и женщины, божественного начала (Логоса) и всемирной души (Софии). Андрогин, как динамическая система, объединяет индивидуальности. Великим андрогином, по мнению Соловьева, был Христос — богочеловек, соединивший в себе божественную и человеческую природу, мужское (активное) и женское (пассивное) начало. Работа «Смысл любви» представляет собой цикл из пяти статей, которые были опубликованы в российском журнале «Вопросы философии и психологии» в 1892-1894 годах.
Меньше, чем через десять лет, в 1905 году свет увидела работа «Три очерка по теории сексуальности» Зигмунда Фрейда [5]. В ней автор вслед за В. Флиссом использует термин «врожденная бисексуальность». Под врожденной бисексуальностью понимается универсальный человеческий феномен, который описывает свойства и качества человеческой психики и поведения. Больше того, в этой работе З. Фрейд опирается на концепцию о том, что в определенный ранний период своего развития человеческий зародыш проживает стадию гермафродитизма (наличие зачатков мужских и женских половых органов одновременно). Современные научные исследования подтверждают это. Дальнейшее развитие и воспитание обуславливают моносексуальность индивида, соответствующую его полу. Вот что Фрейд писал по этому поводу: «Примечательно в этих ненормальностях то, что они неожиданным образом облегчают понимание нормального образования. Известная степень анатомического гермафродитизма принадлежит норме; у каждого нормально устроенного мужского или женского индивида имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или преобразовавшиеся и взявшие на себя другие функции» [5, стр. 25]. Далее З. Фрейд рассуждает о возможном существовании «психического гермафродитизма», но приходит к выводу, что если таковой феномен и существует, то «дело тут идет о нарушениях, касающихся развития полового влечения» [5, стр.27].
Карл Густав Юнг, вслед за З. Фрейдом, также обращается к теме представленности в психике человека мужского и женского начал. Божественная пара — Анима и Анимус — являют собой те аспекты личности человека, которые являются мостом между Тенью человека и коллективным бессознательным. Эти два архетипа являются чрезвычайно важными частями человеческой психики, и настолько же сложными для осознавания самим человеком. Сам Юнг так описывает их доступность для сознания: «Хотя тень — мотив, столь же хорошо известный мифологии, как анима и анимус, она представляет собой прежде всего личное бессознательное, и поэтому ее содержание может быть осознано без особых затруднений. Этим она отличается от анимы и анимуса, так как если тень можно увидеть насквозь и распознать достаточно легко, то анима и анимус находятся гораздо дальше от сознания и в обычных условиях осознаются редко, если вообще осознаются» [7, стр.118]. Для Юнга процесс психотерапии, так же, как и процесс жизни — это, прежде всего, процесс обретения целостности на пути индивидуации. Анима — это архетип, представляющий собой женскую часть души в мужской психике. Анимус — мужская часть женской психики. Познание себя человеком на всех уровнях всегда сопровождается «танцем» этой божественной пары друг с другом в процессе индивидуации. Цель индивидуации — шаг за шагом приближаться к себе настоящему, стать собой, обретя целостность. Юнг называет Аниму архетипом жизни, тогда как Анимус — архетипом смысла.
Как мы видим, идея андрогинности в разных формах и у разных культур присутствовала во все времена: от мифологических содержаний до научных концепций.
3. Роль Анимуса в процессе индивидуации
Вернемся к «Дюймовочке». Смыслы этой сказки, которые лежат на поверхности, можно увидеть в ценности доброты, чистоты, красоты, эстетики, женственности.
Если обратиться к более глубинной интерпретации сказки, то, возможно, стоит обратить внимание на роль жертвы и значение ответственности за выбор такой роли. Дюймовочка пассивна, безвольна, плывет по течению — выбор мужа все время кто-то совершает за нее. Сепарация от матери, парад женихов, поиск и обретение своего места в жизни, инициация — все это ярко представлено в символической форме в сказке и представляет собой второй, более глубокий смысловой слой.
Есть и третий, самый глубинный слой — архетипический. Рождение женственности происходит через знакомство с Анимусом и проработку его теневых, разрушительных сторон. Анимус — это мужчина внутри женщины, со всеми психологическими аспектами, и положительными, и отрицательными. В сказке негативные стороны Анимуса представлены образами женихов. Сын жабы, жук, крот — каждый по-своему высвечивает определенные аспекты бессознательного, которые есть в личности. Увидеть в себе эти качества и принять их очень важно. Ведь именно процесс познания и принятия их внутри себя позволит личности не попасть под их разрушительное влияние в реальной жизни. Именно так и поступает Дюймовочка. Ее безвольное и безропотное подчинение судьбе при взаимодействии со всеми женихами на первый взгляд выглядит как проявление жертвенности и мазохизма. Но если смотреть на эти встречи как на знакомство и взаимодействие личности девушки с непознанными сторонами своего Анимуса, то на деле эти акты смирения есть способность принимать в себе его негативные аспекты. Сын жабы представляет собой голое средоточие инстинктов, примитивной жизни, бездуховности. Жук — зависимость от мнения окружающих. А крот — жадность, скупость, отсутствие света в душе, приоритет материального над духовным. Встречи Дюймовочки с этими персонажами олицетворяют рождение ее андрогинности в психологическом смысле и обретение целостности. Процесс индивидуации — это всегда цепь конфронтаций, диалогов с миром и глубинными аспектами себя и коллективного бессознательного (архетипами) одновременно. В результате этих конфронтаций и диалогов с негативными сторонами Анимуса у эго есть возможность отделить их от себя, не давая им возможности влиять на реальную жизнь. Если этого не сделать, они могут стать частью личности и представлять собой разрушительные, деструктивные установки. Эти неосознаваемые женщиной установки способны, например, препятствовать браку своих детей или способствовать болезни мужа, привлекать возможность несчастного случая или даже смерти. (Садистические тенденции в личности Дюймовочки Андерсен показывает на примере с мотыльком). Негативные аспекты Анимуса могут разрушать не только других, но и себя. Например, через стойкие тенденции к самообесцениванию и самоуничижению. (Дюймовочка не согласилась на первое предложение ласточки улететь вместе с ней в теплые края из-за жалости к мыши). Такие тенденции негативного Анимуса — это очень глубоко скрытая форма разрушения, которая практически не осознается личностью по причине своей недоступности в обычной жизни для осознания. Негативный Анимус дружен с Танатосом, и основной посыл его — «не живи!». В отличие от позитивного аспекта Анимуса, который пользуется энергией либидо (энергией жизни), и выражается в различных видах творчества, негативный Анимус для осуществления своих целей использует энергию мортидо или деструдо. Оба этих вида психической энергии питает инстинкт смерти. В случае направленности этой энергии личностью на себя имеет место быть энергия мортидо, при направленности на других — деструдо. (Эти термины в психоанализ в 1936 году ввел один из учеников З. Фрейда Пауль Федерн, продолжая тему своего учителя о психической энергии). Эго становится одержимо негативными аспектами Анимуса, который разрушает не только женственность в ее лучшем выражении в женщине, но и само женское начало. Эго начинает отождествлять себя с негативным Анимусом, теряет способность отделиться от зла и объективно взглянуть на себя и ситуацию. Бессознательное «захватывает» эго, и затем всю личность. При этом человек может делать вещи, которые не соответствуют его истинной природе, но не осознает это.
Но есть и другой путь взаимодействия со своим Анимусом. Это путь содружества, когда Анимус превращается в надежного жизненного спутника, защитника, творческого проводника. В этом случае он являет женщине и миру свой позитивный аспект. Этот вариант возможен только в том случае, если женщина осознает и принимает все аспекты своего Анимуса. Хорошо знает его негативные стороны, и может опираться на позитивные. В благодарность за признание, Анимус награждает женщину такими мужскими чертами, как социальная активность, смелость, объективность, способности к организации и планированию, ораторское мастерство, духовная мудрость, творчество.
Психологический андрогин рождается в результате танца между Анимой и Анимусом (женским и мужским началами). Как мужчине необходимо познать сущность своей Анимы, так и женщине — исследовать особенности своего Анимуса, осознать все его негативные стороны, чтобы не дать им проявиться, и начать сотрудничать с позитивным аспектом Анимуса. Этот танец — и есть путь индивидуации, результатом которой является обретение целостности.
Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» удивительно легко, красиво, с помощью простых и понятных образов раскрывает нам необходимость этого пути для каждой женщины, которая хочет стать счастливой. Это необходимое и достаточное условие обретения подлинной женственности, целостности, гармонии.
Взаимодействие с потенциальными женихами дает возможность Дюймовочке глубже познакомиться с самой собой, принять негативные черты Анимуса, вступить в творческий союз с позитивным Анимусом, обрести свое место в жизни, обрести целостность и гармонию, то есть стать в психологическом смысле андрогином.
Благодаря сыну жабы она смогла увидеть свою инстинктивную жизнь. Жук высветил зависимость от социального мнения и окружения, а крот открыл в ней склонность к скаредности и скупости. Всплыв на поверхность сознания, эти качества стали доступны для изменения. Доброта Дюймовочки, которая спасает Ласточку, акцентировала ее внимание на истинных ценностях жизни. Живая птица — символ свободной души. Спасая ласточку, Дюймовочка фактически спасает свою душу. И тогда становится возможной встреча с королем эльфов, который становится ее мужем. Дюймовочка является равной среди равных, где никто не удивляется ее внешнему виду и маленькому росту. И даже получает новое имя — Майя. В греческой мифологии существует богиня с таким именем, одна из плеяд. В переводе с греческого это имя означает — кормилица, богиня плодородия, матушка. На санскрите это имя переводится как волшебство. С бразильского — как «мать», а в индуизме является альтернативным именем богини Лакшми.
За простым и непритязательным содержанием сказки скрывается целая философия женского взросления. Путь инициации, раскрытия женственности, материнства, целостности и гармонии через обретение андрогинности. Путь обретения себя и своего места в жизни. Только познав во взаимодействии с архетипами бессознательного негативный аспект своего Анимуса, женщина может поставить на службу своей счастливой жизни его положительную сторону. Она не допускает таким образом влияния разрушительной силы Анимуса, и трансформирует эту силу в созидательное проявление.
Литература