ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Фокус внимания на семью: Медиация разводов или как экологично пережить кризис

Рубрика «Статья номера»

КОМИТЕТ ПО МЕДИАЦИИ ОППЛ — ФОКУС ВНИМАНИЯ НА СЕМЬЮ: МЕДИАЦИЯ РАЗВОДОВ ИЛИ КАК ЭКОЛОГИЧНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ТНОШЕНИЙ И ДОГОВОРИТЬСЯ

Лаврова Нина Михайловна, председатель Наблюдательного совета Национальной СРО «Союз психотерапевтов и психологов», член Центрального Совета ОППЛ, руководитель и автор модальности Системная семейная психотерапия: восточная версия, руководитель комитета по медиации ОППЛ, .

Комитет по медиации Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) обращает свое внимание на популяризацию медиации как современного экологичного способа разрешения конфликтов на взаимоприемлемых для сторон условиях, тем самым, создает условия для профилактики конфликтов в семьях и разводов, способствует созданию благоприятной социальной среды в обществе. В комитете по медиации осуществляется деятельность рабочей группы по Семейной медиации, которая направлена на популяризацию медиации, профилактику разводов, эффективную коммуникацию в семье, экологичное переживание нормативных и ненормативных семейных кризисов. Мы считаем, что работать с семьями надо и в сфере образования, начиная с дошкольных учреждений, и в школе, и студенческой среде. Комитет по медиации провел пилотный проект по Системной дошкольной медиации и опубликовал в 2019 году методические рекомендации «Служба системной дошкольной медиации», авторы — Лаврова Н.М., Лавров Н.В., Зезюлинская И.А., Панкова В.А., Меметов Э.М., Меметова А.Р., Ходжаметов Э.Р., Гасымов О.А. Наши коллеги уже работают в ЗАГС и проводят добрачное консультирование и предразводное консультирование в г. Севастополе, г. Уфе, г. Санкт-Петербурге и других регионах. В связи с этим считаем, что то, что Минюст поддержал введение института медиации в органах ЗАГС, своевременной инициативой от депутата ГД Н. Останиной (межфракционная рабочая группа в ГД). В 2023 году Н. Лаврова, Н. Голубева, Н. Лавров создали и напечатали иммерсивную трансформационную игру «Тренажер для семейного медиатора», использование которой помогает и осваивать профессиональную деятельность семейного медиатора, а также использовать игру для разрешения конфликтов.

Современная семья многолика, — мы в своих исследованиях выделили 4 модели семейных отношений и описали их в книге Н. Лаврова с соавт. «Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов» в 2021 году (группа, команда, компания и содружество и диагностика модели семьи зависит от системоорганизующего фактора, для этого есть специальный тест), — и подвергается нападкам от представителей современных либеральных течений. Семейная система, переживая нормативные и ненормативные кризисы, может подвергаться распаду. Так случается, что супруги принимают решение о разводе. Статистика во всем мире неутешительная. Индивидуализм, пропаганда гомосексуальности и «трансгендерного перехода», размытая и противоречивая половая и гендерная идентификация личности, разрушение семейных устоев, западная информационная пропаганда отразилась и отражается и на населении России, и на населении мира. В связи с этим, Указ президента РФ В.В. Путина от 9 ноября 2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является актуальным, потому что способствует укреплению семьи и поддержанию традиционных семейный ценностей, уважению членов семьи, почитанию семейной истории и традиций, истории государства.

Развод — это всегда кризисная ситуация, создающая травматические переживания и для бывших супругов, которые охладели друг к другу и по разным причинам уже не хотят быть вместе, и, конечно, для детей, а также для членов расширенной семьи, которые тоже могут реагировать на ситуацию и переживать о своих родственниках. И тогда встает вопрос о том, как экологично, то есть с наименьшими эмоциональными, временными, финансовыми и соматическими потерями, пережить эти сложные периоды предразвода, развода и постразвода.

Семейная медиация способствует разрешению конфликтов, но, прежде, чем раскрывать тему семейной медиации, полезно определиться с понятиями, которые используются при медиативных переговорах. А что такое конфликт? А что такое — противоречия? А что такое спор? В чем их отличие друг от друга? И как понять, где и при каких обстоятельствах нужна семейная медиация? Противоречия — это противоположные мнения участников конфликта (сторон конфликта) по поводу решений и действий в условиях общих актуальных жизненных проблем. Мир соткан из противоречий, и медиация при этом не нужна, так как люди могут иметь разные мнения по различным жизненным вопросам и проблемам, это естественный процесс взаимодействия. Споры — это столкновение противоречий, и, если распространение разных мнений не произошло — это называется эскалацией конфликта, — то медиация тоже не нужна. А вот если возник конфликт, — а это отношения участников спора, характеризующиеся разрушением конструктивного сотрудничества вследствие напряжения противоречий, эскалации конфликта, что приводит к определенным действиям противоборствующих сторон, которые могут наносить вред друг другу, — то семейная медиация тогда нужна. Как это выглядит на практике: разводящиеся супруги могут скрывать важную информацию, настраивать детей против друг друга, противодействовать общению детей, родителей, бабушек и дедушек, распространять ложную информацию супругов друг о друге, мстить друг другу, вовлекать детей в неблаговидные поступки, провоцировать на действия, шантажировать родственников расширенной семьи и т.д.

Как можно помочь людям, которые разводятся или уже развелись и имеют последствия, которые их не устраивают? А выход есть, это семейная медиация!

Семейная медиация — это экологичный способ разрешения конфликтов при участии посредника, независимого специалиста медиатора на взаимоприемлемых для сторон спора условиях, медиатор действует на основании 193-ФЗ, ГК РФ, СК РФ.

Семейная медиация — это переговоры со сторонами конфликта, разводящимися или уже разведенными супругами, которые организует независимый посредник-медиатор в урегулировании конфликта. Медиатор не является представителем одной из сторон как адвокат, медиатор работает со всеми сторонами и не должен состоять с медиантами в родственных или деловых отношениях, он соблюдает нейтральную профессиональную позицию. К семейному медиатору, как правило, обращается одна из сторон конфликта, затем приглашается вторая сторона, и, если оба супруга добровольно хотят разрешить конфликт путем медиативных переговоров, назначаются совместные встречи, на которых сначала медиатор проводит диагностику спора на медиабельность, то есть возможно ли путем медиации разрешить этот спор, есть ли предмет спора и сколько сторон присутствует в этом конфликте, подписывается соглашение о проведении процедуры медиации и начинается медиация. Медиация проводится в течение от 1 до 180 дней, количество встреч устанавливают сами стороны. Семейная медиация может проходить в виде нескольких совместных встреч разводящихся супругов, а иногда можно провести медиацию «одного дня», когда медиативные переговоры начинаются и завершаются в течение одного дня за несколько часов, сколько времени будут продолжаться медиативные переговоры решают стороны конфликта при участии медиатора. Возникает закономерный вопрос: «А дети могут принимать участие в процедуре медиации?». В некоторых спорах — да, могут, т.к. это зависит от возраста ребенка и его эмоционального состояния. Дети с десятилетнего возраста и старше могут принимать участие в процедуре медиации, решение об участии ребенка принимают родители и медиатор, это должно быть обязательно зафиксировано в соглашении о проведении процедуры медиации. Какие это споры? Например, место проживания ребенка или порядок общения с детьми: иногда целесообразно интересоваться у детей, с кем они хотят проживать — с отцом или матерью, когда и где лучше общаться с разведенным родителем. Есть еще вопрос, который часто задают клиенты-медианты: «Возможно ли делать индивидуальные встречи, с каждым из супругов?» Ответ: «Возможно, такие встречи называются кокусом». Я как профессиональный медиатор, не часто практикую такой формат взаимодействия как кокус, так как считаю, что наиболее эффективными являются совместные встречи разводящихся супругов, и это подтверждает моя практика. Часто мне задают такой вопрос: «Мы уже развелись, и у нас есть решение суда, которое не исполняется. Я не планирую обращаться к судебным приставам, т.к. не хочу травмировать детей, нам можно на медиацию?». Ответ: «Да, конечно. Вы сможете договориться на взаимоприемлемых для себя условиях, в интересах друг друга и детей?».

Когда и чем завершается процедура медиации? Есть несколько вариантов завершения процедуры медиации (ст. 14 193-ФЗ):

  1. Процедура медиации может завершиться договоренностями по предмету конфликта и с фиксацией договоренностей в медиативном соглашении.
  2. Процедура может завершиться, если одна из сторон или обе стороны откажутся участвовать в процедуре медиации.
  3. Стороны могут прекратить процедуру медиации без достижения согласия.
  4. Медиатор может прекратить проведение процедуры медиации в связи с ее нецелесообразностью.
  5. Процедура медиации прекращаются, если сроки ее проведения истекли, а это 60 или 180 дней со дня начала стадии медиации (согласно ст13 193-ФЗ).

Семейный кодекс РФ закрепил право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание.

О чем могут спорить разводящиеся супруги:

  1. Имущественные споры;
  2. Споры о порядке общения с детьми;
  3. Споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
  4. Споры об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
  5. Споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;
  6. Споры о порядке и размере средств, подлежащих выплате на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга;

и это еще не весь перечень, возможных конфликтов.

Что же такое делает медиатор, что позволяет разводящимся супругам разрешить свой конфликт лучше, чем обращение в суд?

Во-первых, при обращении к медиатору супруги имеют возможность обсуждать друг с другом все пункты предмета конфликта столько, сколько на это потребуется времени, что при судебном рассмотрении спора просто невозможно.

Во-вторых, процедура медиации — это экономия временных, экономических, эмоциональных и соматических ресурсов.

В-третьих, стороны конфликта сами выбирают медиатора, в отличие от суда, где нельзя выбрать судью.

В четвертых, в результате проведения процедуры медиации нет побежденных и победителей, так как это бывает в случае рассмотрения дела в суде.

В пятых, стороны сами принимают решение в случае прекращения процедуры медиации.

В шестых, вся информация, которая стала известна медиатору и сторонам во время проведения процедуры медиации является конфиденциальной, согласно ст. 3, ст. 5 193-ФЗ.

В седьмых, у сторон конфликта есть возможность удостоверить свое медиативное соглашение у нотариуса, что дает такие же гарантии как и решение суда.

Дорогие читатели, если вы попали в ситуацию, связанную с предразводом, разводом или постразводом, и хотите сделать качество своей жизни лучше, то можете обратиться в комитет по медиации ОППЛ для разрешения своего конфликта экологичным способом.

Автор Нина Михайловна Лаврова — сертифицированный медиатор международного уровня, профессор РАЕ, председатель комитета по медиации ОППЛ, заведующая кафедрой медиации и разрешения конфликтов института практической психологии ИМАТОН, психотерапевт Европейского реестра, аккредитованный супервизор и обучающий личный терапевт-адвайзер ОППЛ, член комитета по личной терапии ОППЛ, руководитель комитета по медиации и член экспертной коллегии Саморегулируемой организации национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», руководитель модальности «Системная семейная психотерапия восточная версия» ОППЛ, действительный член ОППЛ, дипломирована Институтом системной семейной медиации (Италия), член Европейской ассоциации системных медиаторов (AIMS), автор книг и многочисленных публикаций по проблемам конфликтологии, семейных отношений, медиации, организационного консалтинга, коучинга.