Катков А.Л., д.м.н., профессор, вице-президент ОППЛ
1. Комитетом ОППЛ по науке и технологиям в 2023 году проводилась работа по стимулированию исследовательской деятельности в следующих направлениях.
Психотехнологии — подготовлены научные статьи (в последнем выпуске Антологии российской психотерапии и психологии); готовится Международный конгресс «Мир психотехнологий: возможности и перспективы» (Астана 7-8 июня 2024).
Методология научных исследований в секторе наук о психике — опубликована монография А. Л. Каков «Науки о психике и эпистемологический анализ», 2023. — https://ridero.ru/books/nauki_o_psikhike_i_epistem...
Экспресс-психотерапия — завершено исследование, опубликована монография А. Л. Кткова «Полимодальная экспресс-психотерапия», 2023. — https://ridero.ru/books/polimodalnaya_ekspress-psikhoterapiya/.
Эффективная профилактика и кризисная помощь в условиях боевого стресса — опубликована монография по теме завершенного исследования А. Б. Стрельченко «Боевой стресс. Нейропсихологические механизмы психологической устойчивости и принципы ее повышения», 2023.
Образовательные технологии — завершено исследование, опубликована монография Н.А. Шильдибаевой «Программы непрерывной подготовки специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь в режиме онлайн», 2023.
Организационные технологии — завершено исследование, опубликована монография Н. М. Клюжиной «Организационные и правовые аспекты оказания экстренной психотерапевтической и консультативной помощи детям и подросткам в режиме онлайн», 2023.
Технологии аддиктологической помощи — О. В. Лаврентьевым (Россия, Калининград) завешено научное исследование по теме: «Оптимальная психотерапевтическая коррекция внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья у зависимых от психоактивных веществ», опубликованы научные статьи, готовится к выпуску монография.
Технологии комплексной помощи — В. В. Савкиным (Казахстан, Астана) завершено научное исследование «Психотерапевтическая профилактика и коррекция эмоционального выгорания у медицинских и социальных работников в постковидный период», опубликованы научные статьи, готовится к выпуску монография.
Комитет по науке принимал активное участие в подготовке и проведении Международной конференции «Кризисная психотерапия и консультирование: современные подходы и технологии» 17 февраля 2023 (сделано 9 научных докладов).
А также — в подготовке и проведении X Международного научно-практического конгресса психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в Новейшее время» 31 марта — 1 апреля 2023 года, Санкт-Петербург (сделано 10 научных докладов).
2. Деятельность Комитета ОППЛ по законодательным инициативам в 2023 году была сосредоточена на следующих направлениях.
Разрабатывается проект нормативного регулирования психотехнической деятельности, к участию в котором привлекаются ресурсные исследовательские институты, действующие в поле юстиции и юриспруденции.
Разрабатываются технологии экспертной оценки психотерапевтической, консультативной и иной психотехнологической деятельности.
Подготовлен следующий ответ на предложение о совершенствовании законодательства в сфере психологической помощи гражданам РФ в Государственную Думу Российской Федерации (Комитет по вопросам семьи, женщин и детей).
Государственная Дума Российской Федерации
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей
Председателю Комитета Н. А. Останиной
Ответ на письмо от 22.06,2023 за № 3.6-12/682
О предложениях по совершенствованию законодательства
в сфере психологической помощи гражданам Российской Федерации
Уважаемая Нина Александровна!
Нами — Комитетом по науке и Комитетом по законодательным инициативам Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Общественным Ученом Советом по Психотерапии (действует при Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов) — сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере психологической помощи гражданам Российской Федерации.
1. Функциональное целеполагание соответствующих законодательных норм должно быть четко установлено и прописано; такое целеполагание должно являться абсолютным приоритетом для всех последующих норм, представленных в законодательных и иных нормативных актах.
1.1. Например, если функциональной целью разрабатываемого законопроекта является: «обеспечение социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, создания гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной профессиональной психологической помощи» — как это сформулировано в опубликованном в 2022 г. проекте Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» — то все прочие статьи и разделы законопроекта должны быть ориентированы на улучшение качества и повышении объемов оказываемой психологической помощи.
2. Соответствие разрабатываемого законопроекта декларируемым целям должно устанавливаться еще на этапе предварительного контроля, в том числе за счет проработанной процедуры анализа социальных и экономических последствий принятия данного законопроекта.
2.1. Так, в ходе проведения такого рода анализа в отношении законопроекта Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» от 2022 г. выявилось явное противоречие нормативного содержания некоторых статей (требования к подготовке специалистов-психологов исключительно в формате высшего образования на уровне специалитета; включение немедицинской психотерапии в перечень видов психологической помощи) декларируемым приоритетным целям законопроекта.
2.2. Наиболее вероятными социальными и экономическими последствиями принятия данного законопроекта в его последней редакции по заключению квалифицированных экспертов будут следующие: 1) обвал рынка более или менее качественной психотерапевтической помощи — до 70% такой помощи оказывают специалисты с дополнительным психотерапевтическим образованием; 2) уход этих специалистов в пара-профессиональный андеграунд и, соответственно, из зоны легального налогообложения: 3) неизбежное в этом случае общее и весьма существенное снижение качества реализуемых психотехнологий — а это более 90% общего рынка психотехнологий — без шансов на обратный процесс; 4) неизбежное снижение качества психотерапевтической (а в транскрипции цитируемого законопроекта — психологической) помощи, оказываемой населению РФ в самой ближайшей, а не только в отдаленной перспективе; 5)дискредитация и развал проработанного и действующего процесса профессиональной самоорганизации, эффективного саморегулирования и системной работы над повышением качества психотерапевтической помощи в РФ. То есть, в итоге мы получаем существенное снижение качества психологической помощи и неизбежное сокращение объемов такой помощи, снижение уровня социальной защищенности населения как раз в тот период времени, когда психологическая устойчивость населения к агрессивному воздействию среды наиболее востребована. Обратное тому, что прописывается в целях цитируемого законопроекта.
3. В связи со всем сказанным предлагаем вывести профессиональную психотерапию за рамки любых законопроектов о психологической помощи и принять ответственное и аргументированное решение об ОТДЕЛЬНОМ НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ сферы профессиональной психотерапии (в ближайшие годы на основе норм, прописанных в Федеральном Законе № 315 ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях»; в последующем — на основании непротиворечивых законопроектов, разработанных на основе углубленных и масштабных исследований в сфере психотехнологий).
А. Л. Катков, д.м.н., профессор,
Вице-президент, Председатель комитетов
по законодательным инициативам и науке
Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Российской Федерации