ОППЛ
Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига
Крупнейшее сообщество психологов, психотерапевтов и консультантов

Терапевтическая трансформационная игра. Заявка на авторский метод.

Рубрика ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

ЗАЯВКА НА АККРЕДИТАЦИЮ МОДАЛЬНОСТИ (МЕТОДА) «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ИГРА»

1) Название модальности (метода)

Терапевтическая трансформационная игра

2) Краткая история.

В период с 2010 по 2012 гг. велась разработка и апробация первой терапевтической трансформационной игры «Мастер двух миров», которая позволяет прожить нереализуемую в жизни проблему, дать выход заблокированным эмоциям и поведенческим реакциям, переключить внимание с беспокоящего фактора, вывести человека за границы сложной ситуации и увидеть перспективу будущего, в котором возможно избавление от «страдания».

14 апреля 2013 г. в Москве была проведена первая международная научно-практическая конференция «Современные трансформационные и психологические настольные игры» (с осени 2013 г. для следующих конференций используется название «Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии»).

Сегодня 14 апреля принято считать профессиональным праздником «Днем психолога-игропрактика», так как первая конференция стала отправной точкой создания профессионального сообщества психологов-игропрактиков.

Начиная с 2013 по настоящее время проводятся круглые столы, фестивали, творческие встречи Лаборатории игровой терапии «Создай свою Игру!» (с 2014 г.), интервизионные встречи, обучающие семинары.

Грековым И., Муравьевой А. и группой коллег из Лаборатории игровой терапии в 2017 г. была создана Международная Ассоциация «Профессиональная Гильдия психологов-игропрактиков» (МПГПИ).

Сегодня Гильдия решает задачи: повышения качества психологического сопровождения с применением игровых технологий, внедрения метода «терапевтическая трансформационная игра» в психологическую практику, развития рынка квалифицированных услуг психологов-игропрактиков.

В Гильдии состоят помогающие практики различных направлений: психологи, психотерапевты, педагоги, коучи. Мы предлагаем представителям полемизирующих течений и школ психологии вступить в сотворчество. Освоение игровых технологий может стать фактором укрепления сотрудничества между ними.

За период 2013-2022 года проведено 11 научно-практических конференций.

В 2018 году в МПГПИ была разработана процедура аттестации игр на соответствие критериям психологической трансформационной игры. Начала действовать комиссия по аттестации игр, в которую входят как эксперты в области метода терапевтической трансформационной игры, так и эксперты других направлений психологии и психотерапии, призванные объективно оценить терапевтический эффект конкретной игры.

В 2019 году в МПГПИ был выпущен сборник статей, написанных на основе докладов психологов-игропрактиков и психотерапевтов, выступавших на конференциях «Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии» в 2018 году. В него вошли 10 статей психологов, реализующих метод трансформационной терапевтической игры в практике своей работы.

В 2019 году Грековым И.В. в соавторстве с Муравьевой А.С. написана и издана книга «Терапевтическая трансформационная игра. Теория. Методология. Практика».

Защищены магистерские диссертации с использованием метода (Акимова Л. В., Ковалева М. А, Сачкова Д.В., и др.).

В 2020 году в Психотерапевтической Лиге России (ОППЛ) был создан кластер «Игропрактика в психологическом консультировании и психотерапии». Руководитель кластера Первак В. Е., соруководители: Ковалева М.А., Муравьева А.С., Сурина Л. А.

МПГПИ и кластер ОППЛ «Игропрактика в психологическом консультировании и психотерапии» работают в тесном сотрудничестве, проводя совместные научно-практические мероприятия.

3) Основные труды:

Терапевтическая трансформационная игра: теория, методология, практика. И.В. Греков.

4) Миссия

Актуальность наших разработок связана с тем фактом, что раньше существовал перевес в пользу методик игровой психотерапии, центрированных на ребенке. Растущий спрос на трансформационные игры среди помогающих специалистов, чья практика ориентирована на взрослый возраст, делает чрезвычайно важной задачей оформление игровой терапии взрослых в отдельную область.

Адекватным и своевременным решением стала разработка Грековым И.В. и командой его последователей метода «терапевтическая трансформационная игра» или сокращенно «тэта-игра». Θ, θ — первая буква в слове «терапия» — от греч. θεραπεία — лечение, оздоровление; «трансформационная» в названии метода — от позднелат. transformatio — превращение.

Игровая терапия призвана не только помочь в решении проблем, но и сформировать установку на снижение агональности (от др.-греч. ἀγών — состязание). Жизнь ритмизируется сменяющимися фазами борьбы за существование и ее прекращения. Первая фаза крайне травмоопасна для психики, конфликтогенна. Вторая фаза отведена природой для отдыха, сюда относится участие в игровой терапии. В игре психика получает передышку от агрессии и достигает внутреннего перемирия.

Регулярное участие в тэта-играх увеличивает влияние ценностей принятия и сотрудничества на жизнь человека. Техники подбора в ходе игры моделей совладания, устанавливающих комплементарные, взаимообогащающие отношения с другими, значительно снижают деструктивность агональной фазы. Важно, что клиент игрового терапевта сам становится центром гармонизации своего окружения, в которое включаются другие люди.

Наш метод призван сформировать установку на достижение целостности: мы видим цель психотерапии в построении гармоничных отношений с миром на природном, социальном и духовном уровнях.

5) Основные формы применения

Выбор клиентом конкретной тэта-игры зависит от того, какие психолого-терапевтические задачи необходимо решить. Клиенты приходят на игру с одинаковыми проблемами и, оказавшись вместе на игровой сессии, констатируют наличие схожих целей игровой терапии: решение внутренних конфликтов, создающих помехи совладанию («Мастер Двух Миров, И.Греков), поиск личностных смыслов (игра основанная на идеях Виктора Франкла — «Новый День», И.В.Греков), усиление адаптационного потенциала личности через систему психотипов Нагибиной Н.Л. («Пантеон», Греков И.В.), принятие себя и другого («Древо Гайи», И.В. Греков, А.С. Муравьёва), решение дилеммы трудного выбора («Хаосмос», И.В. Греков), коррекция пищевого поведения («Похищенные едой», Д.В.Сачкова), коррекция созависимости («Паутина», А.Никитина; «Алхимия зависимости», О.Крестова), улучшение партнерских отношений («Госпожа игры», И.Греков, А.Муравьёва; «Совет да Любовь», С. Максимова; «Вселенная любви», А. Фаерберг), профессиональное самоопределение («Ты нужен планете», М. Ковалёва), решение проблем с личными границами («Хранитель Сокровищницы», М.Ковалева), установление контакта со своим внутренним ребенком, родителем и взрослым, («Хронокомпас», А.Муравьева), восстановление ресурсов с помощью аромамасел («Макарома», Е.Васина), целеполагание («Магисториум», Э.Киселёва, О.Щигирёва и др.), психолого-социальная интеграция мигрантов («Утро Понедельника», Л.Сиделёва), формирование совладающей идентичности («Ключевая роль», Н.Гладских), восстановление ресурса через творчество («Геном творчества», С.Максимова; «Театр Души», А.Фролова; «Дары Улья», К.Жужман).

В ходе решения заявленных задач в ходе специально организованных сессий клиенты-игроки осваивают продуктивные способы совладания; осуществляется психокоррекция когнитивных, эмоциональных и поведенческих дисфункций; раскрывается адаптационный потенциал. Приобретенный клиентом полезный игровой опыт способствует формированию активной, адаптивной, творческой личности.

6) Другие методы психотерапии, применяемые наряду с основной

Терапевтическая концепция трансформации идентичности позволяет использовать метод в широком тематическом диапазоне психологических игровых методик. Большинство методов психотерапии могут быть переведены в игровую форму с учетом принципов игрофикации, предложенных Ильей Грековым, на основе положений метода «терапевтическая трансформационная игра». Терапевтическая трансформационная игра может быть интегрирована в процесс оказания психологической помощи для стимулирования нужных изменений в идентичности клиента.

7) Отличия от других, родственных модальностей

Основным отличием является структурированная технология создания и проведения терапии в игровой форме. Кластер «Игропрактика в психологическом консультировании и психотерапии» создан как сообщество авторов и ведущих, внедряющих метод терапевтической трансформационной игры в психологическую практику.

Основные отличия от родственных методов

В отличие от других направлений игровой психотерапии (А. Фрейд, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, К.Р. Роджерса, В.Экслайн, Г.Л. Лэндрет) метод тэта-игра центрирован на взрослых. При создании метода нами были учтены особенности психологии взрослого возраста и реализованы терапевтические функции игровой деятельности взрослых, что делает метод отличным от большинства школ западной игровой терапии, фактически обособляя отечественный метод как не имеющий аналогов.

В отличие от подходов, включающих элементы игры (психодрама, трансактный анализ и др.) метод тэта-игра всецело реализован в форме игровых методик. Каждая тэта-игра является оригинальной методикой решения конкретной психологической задачи с уникальным набором игровых ролей, компонентов и сеттингом.

8) Реквизиты автора или организации, представляющих данную модальность

Международная профессиональная гильдия психологов игропрактиков. г. Москва, тел. +7 916 436 54 49

2. Резюме:

1) Определение метода

Терапевтическая трансформационная игра — метод индивидуальной и групповой психотерапии, центрированный на взрослых, включая подростковый возраст, и ориентированный на краткосрочное достижение результата — формирование и трансформацию Я-идентичности человека, способного на совладающие действия в постигровом периоде.

Игровой процесс структурирован на основе предложенного И.В. Грековым архетипического канона трансформации идентичности; включает авторскую технику «архетипический конструкт», поощрения в соответствии с бихевиоральным подходом к коррекции поведения; игровой сеттинг, основанный на концепции архетипической идентичности.

Делая ход в тэта-игре, клиент-игрок выбирает — остаться со старыми установками и моделями поведения или встать на путь перемен, выработать новый взгляд на мир и на себя (Я-и-мир). Выбору всегда предшествует этап самоидентификации («кто я?»). В игровой механике «выбор» происходит сопоставление моделей поведения, характерных для двух вариантов идентичности: Я-наличного и Я-проспективного. Трансформация идентичности происходит в актах выбора между двумя исключающими друг друга возможностями действовать «как раньше» (прогредиентность невроза) или «по-новому» (совладание и выздоровление). Тем самым, совершая выбор в пользу нового раз за разом, клиент-игрок постепенно разотождествляется с прежней идентичностью и отождествляется с новой идентичностью, к которой будет притягиваться траектория развития.

Совершая игровой ход, игрок встраивается в определенную систему, состоящую из нескольких ключевых, связанных между собой отношениями игровых позиций: 1) протагониста; 2) антагониста; 3) ментора; 4) ведущего. Игроки переходят от одной позиции к другой (ментора или антагониста) на время ожидания своего хода. Во время игрового хода центр внимания отведен протагонисту — активному игроку. При помощи предложений, аргументов, предостережений игроки стремятся склонить протагониста к одному из решений в ситуации выбора.

На данном этапе происходит осознание и понимание внутренних ограничителей совладания и развития. Разыгрывая диалог субличностей по канону трансформации, игроки выступают попеременно то в роли Хранителя (Я-консервативное), устанавливающего рамки дозволенного, то в роли Бунтаря (Я-бунтующее), выходящего за эти рамки. По сути, они разыгрывают внутренний спор протагониста с самим собой в ситуации выбора. Позиция протагониста помогает игроку занять перформируемую позицию: действуя в присутствии других, он получает возможность быть в центре внимания, вызвать общий резонанс вокруг своей проблемы. Завершив свой ход, активный игрок выходит из позиции протагониста и переходит в позицию ментора или антагониста.

Игровая методика на основе метода тэта-игра содержит набор карточек «хотений», позволяющих реализовать технику архетипический конструкт, а игровой сеттинг помогает амплифицировать архетипическую идентичность.

2) Сущность метода

Игрок трансформирует идентичность между статусами Я-наличного (установка «не знаю и не могу решить свою задачу») и Я-проспективного (установка «знаю и могу решить свою задачу»), потепенно сокращая дистанцию между ними.По мере трансформации, клиент формирует совладающую компетентность, то есть получает знания о решении своих задач в пределах игровой среды и затем использует найденные решения в постигровом периоде. Тэта-игра в группе создает условия для инклюзии клиента в новое легитимирующее сообщество, то есть такое, в котором новая идентичность одобряется. В ходе игры группа игроков наделяется полномочиями референтной группы и, таким образом, восстанавливает легитимность выборов, решений, поступков игрока, направленных на совладание. Поддерживаемая автором и ведущим психологическая толерантность игры позволяет игрокам выходить за рамки сложившихся поведенческих стереотипов. Цель игровых интеракций — интериоризация новых ценностей, норм и правил поведения, обусловливающих формирование новой идентичности, противопоставляемой ее дисфункциональному варианту.

3) Теоретические основы

Теоретико-методологическая позиция терапевтической трансформационной игры (далее сокращенно «тэта-игра») сформирована в опоре на идеи субъектно-деятельностного, архетипического и бихевиорального психологических подходов:

• Сергея Леонидовича Рубинштейна, основоположника субъектно-деятельностного подхода, в соответствии с учением которого, субъектность формируется в процессе реализации совладающего поведения как специфического способа перестройки окружающей действительности.

• Берреса Скиннера, идеолога бихевиоризма, по определению которого главная задача психологии состоит в том, чтобы определять, предсказывать и контролировать поведение конкретного индивида. Для того, чтобы сформировать новые образцы поведения, с которыми клиент-игрок хотел бы чаще встречаться в будущем, необходимо специально создавать позитивные последствия для такого поведения.

• Карла Густава Юнга, заложившего основы архетипического подхода, развивая который мы акцентируем внимание на феномене архетипических ситуаций. Анализируя любую ситуацию, мы можем обнаружить те архетипические схемы, которые обусловливают логику приспособительного поведения человека в ней.

• Также психологические аспекты таких научных течений как символический интеракционизм и конструкционизм. В символическом интеракционизме идентичность представлена как субъективный опыт интериоризации социальных ролей, моделей поведения, оценок других людей в результате социальных взаимодействий (И. Гоффман, Л. Краппман, Дж. Мид, Р. Фогельсон, Ю. Хабермас и др.).

Определяя понятие «архетипический конструкт», мы обращаемся к положению социального конструкционизма о том, что познающий субъект конструирует реальность в процессе социальных взаимодействий. Во время такого взаимодействия у человека появляется уверенность в том, что его восприятие реальности совпадает с восприятием этой реальности у другого человека, как субъективно значимой для обоих (Бергер, Лукман, 1995; Джерджен, 2003).

Ильей Грековым предложена техника «архетипический конструкт», направленная на повышение уровня совладающей компетентности в ходе игры. На основе архетипа ситуации группа игроков выстраивает модель эффективного совладания, целенаправленно включая в нее требуемые обстоятельства. В процессе внутриигровой коммуникации производится анализ, определяющий адекватность рассматриваемого проекта, игроки проверяют его на предмет прогностической валидности. Конструктная валидизация опирается на возможность синтеза совладающей и социальной компетенций. В течение своего хода протагонист может рассмотреть имеющиеся сценарии совладания и осознанно выбрать вариант, который обеспечивает максимально возможную результативность.

У всякой ситуации есть некая схема развертывания, предсказуемая по причинам возникновения (потребностное возбуждение), формам взаимодействия акторов (интеракции), развязке и последствиям (удовлетворение). Возникновение и удовлетворение потребности в развертке ситуации рассматриваются как инвариантные события.

Архетипы ситуации устойчивы и универсальны, прежде всего, благодаря неизменности базовых потребностей индивидов. Люди сами воссоздают схожие обстоятельства по шаблону архетипа, чтобы удовлетворить ту или иную потребность. Ситуации могут существенно различаться в деталях, но все они будут представлять собой вариацию архетипа, чья координирующая сила будет принуждать акторов раз за разом воспроизводить сходные схемы поведения.

Принимая решения в условиях информационной неопределенности, игроки учитывают собственную логику развертывания ситуации. Эта логика опирается как на правила социального поведения, так и на архетипические структуры. Чтобы предсказать, как поведут себя акторы в той или иной ситуации, необходимо определить архетип ситуации, который актуализируется в их взаимодействии. Архетип ситуации задает априорную схему интеракции, реконструкция которой позволяет моделировать причинно-следственные отношения между действиями и наступлением вероятных последствий.

Методологический аспект фокусируется на следующих основных положениях:

Положение о невротической дезадаптации: клиент-игрок обращается за психологической помощью тогда, когда у него есть некая значимая потребность (хотение), но он не знает, как ее удовлетворить (некомпетентность) и/или как преодолеть барьер морального характера (нелегитимность) на пути к ее удовлетворению, что приводит к накоплению фрустрирующих обстоятельств и невротизации поведения личности. Согласно нашей теории, некомпетентность и нелегитимность являются каузирующими факторами невротической дезадаптации.

Положение о двуплановости тэта-игры: в ней сочетаются игровой процесс и решение психологической задачи, которая включается в содержание игры. Сама игра делает терапию увлекательным, азартным занятием. Игровые динамики, механики, сеттинг игры подчинены задачам психотерапии и психокоррекции поведения.

Положение о трансформации: игровая трансформация проходит здесь и сейчас в хронотопе тэта-игры. Уникальность метода в том, что Я-идентичность буквально на глазах трансформируется (от позднелат. transformatio «преобразование, превращение») в функциональную идентичность «Я-проспективное», антитетически противопоставляемую ее дисфункциональному варианту, фиксируя позицию субъекта, психологически готового к совладающей деятельности, к реализации своего адаптационного потенциала, к адекватному субъектному реагированию на изменения, происходящие в жизни.

Положение о действии: терапевтический эффект достигается через серию конкретных действий игрока, направленных на решение игровых и одновременно терапевтических задач. Другими словами, каждое игровое действие что-то меняет в идентичности игрока.

Положение о диалоге и принятии: ведущий и группа совместно помогают в решении поставленных терапевтических задач, включаясь в общий диалог и, таким образом, являясь «совокупным психотерапевтом». Психологическая толерантность игры позволяет игрокам выходить за рамки сложившихся поведенческих стереотипов, нерелевантных в контексте новых отношений.

Положение о потребности в гармонии. Отправная точка нашей концепции психотерапии — приоритетное обеспечение удовлетворения архипотребности в гармонии с миром. Терапевтический эффект игрового процесса — в создании внутренней готовности к удовлетворению этой потребности. Согласно нашему определению, комплексная потребность в гармонии суммирует все значимые (материальные и духовные) потребности конкретной личности и характеризуется способностью обеспечивать стабильный, равновесный контакт с миром и воздействовать на мир с максимальной пользой для себя.

Концепция архетипической идентичности. Сеттинг каждой тэта-игры как символическая система хранит и транслирует информацию об архетипе действия в архетипической ситуации, а предложенная игроку роль помогает сфокусироваться на культурально знакомом и понятном персонаже, через который возможна поведенческая репрезентация этого архетипа. Всякое действие игрока способно выполнять функцию актуализатора архетипической идентичности, выстраивая в сознании связь с ее виртуальным обладателем — игровым персонажем.

Канон трансформации идентичности (субъективный Я-миф) показывает, каким образом каждому этапу преобразования идентичности между полюсами «Я-наличное» и «Я-проспективное» соответствует универсальная субличность: «Герой», «Хранитель», «Бунтарь», «Мудрец», «Любящий». Данные субличности были изучены и эмпирически исследованы как модальности самоустановок Я-интенциональное, Я-консервативное, Я-бунтующее, Я-компетентное, Я-принимающее.

Основные процессы:

• различение оппозиций Я-наличное/Я-проспективное в тождестве Я;

• активизация оппозиции Я-проспективного в первой же игровой ситуации;

• инициирование игровых ситуаций конкуренции и антагонизма между этими статусами Я;

• многократное усиление проявления Я-проспективного через выборы и действия в игровой среде с последующим подкреплением (вознаграждением).

Канон трансформации идентичности сопоставляет каждой субличности свой этап тэта-игры:

1) создание образа желаемого будущего, целеполагание, актуализация и удержание субъектной позиции («Герой», Я-интенциональное);

2) выявление дисфункциональных установок («Хранитель», Я-консервативное);

3) разотождествление с наличным статусом идентичности («Бунтарь», Я-бунтующее);

4) повышение уровня совладающей компетентности («Герой» постепенно переходит в «Мудреца», Я-компетентное);

5) легитимизация выбранного способа совладания («Любящий», Я-принимающее).

Структура игровой терапевтической сессии по методу тэта-игра:

1. Диагностическая фаза: формулирование запроса и создание образа Я-проспективного

2. Лиминальная фаза: ритуалы погружения в игровой сеттинг и наделение игровой ролью

3. Трансформационная фаза: выбор и тренинг совладающих моделей поведения в игровой среде

4. Ритуал социального принятия

5. Обратная связь

4) Применение. Показания к применению

Созданная в МПГПИ экспертная группа научных психологов и практикующих психотерапевтов рекомендует метод «тэта-игра» как средство терапии невротических расстройств, вызванных внутриличностными факторами дезадаптации личности в трудной жизненной ситуации. Метод тэта-игра практикуется и при проведении терапевтических сессий с использованием готовых игровых методик, и, что важно, при создании новых игр.

5) Практические результаты

Терапевтические игры проводятся:

К 2022 году на основе метода создано более 30-ти игровых методик.

А.С. Муравьева, Д.В. Сачкова

Яндекс.Метрика