Рубрика ОПЫТЫ ДУШИ
Прокуда Екатерина Алексеевна, пенсионер, г. Самара
Нет ничего трудного,
Нет ничего невозможного,
Ибо Бог пребывает в тебе.
Не знаю, что написать о ТТС «Терапии творческим самовыражением». Хотя, пожалуй, знаю. ТТС — это путь, путь длиною в жизнь. Это ежесекундное, ежечасное движение вперёд к самому себе. Это труд. И первый шаг — это попробовать. Попробовать делать что-либо, жить по-своему. Человек, который живёт по-своему, в то же время живёт для других — заражая своей самобытностью, своим трудолюбием, своим счастьем; и, конечно же, у него мистически появляется время, невероятные силы позаботиться о том, кто рядом. Надо лишь помнить, что ты создан по подобию Творца и тебе возможно великое.
Для меня путь ТТС начался со знакомства с книгой М.Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением». Эта книга дала и даёт по сей день — перечитывая, листая эту удивительную книгу, я получаю «разрешение» быть талантливой, самобытной, счастливой, быть собой — становиться собой. Выросшая на таких художниках, как Айвазовский, Рембрандт, в такой манере рисовать не умевшая, я стала рисовать как-то по-своему. Причем о том, что это рисунки, а не «каляки-маляки», мне сказали посторонние люди. Сложились годы знакомства, взаимной любви между мной и книгой. Можно сказать — как мало сделано, но можно сказать — сколько нового, интересного, плодотворного впереди. Какое прекрасное слово «трудиться», и какое счастье — «над собой». Путь длиною в бессмертие. Мы пришли в этот мир, чтобы «набраться» опыта и какой это будет опыт зависит во многом от тебя.
Потом приезд в Москву и встреча с М.Е. Бурно. За время занятий на кафедре был наработан колоссальный материал, который можно осмысливать и реализовывать всю жизнь.
Но, конечно, самое первое (как всякая женщина) я спросила: какие биодобавки пьет М.Е., что он так потрясающе молодо выглядит? Такое впечатление, что он одновременно руководитель и клиент косметологического центра. На что Марк Евгеньевич ответил, что биодобавок он не пьет, а весь секрет в ТТС. Конечно на кафедре и расцветать и дышать легче — это и врачи соответствующей квалификации, и пациенты близкие по духу. Очень скучаю и грущу. Конечно большое спасибо Марку Евгеньевичу Бурно за целую школу — ценить своё. Из Москвы я привезла привычку писать идеи, стихи, афоризмы сразу в блокнот, который со мной и в дороге, и возле кровати. Бывает, несколько раз ночью встаю и записываю, и благодарна, что утром и вечером есть что перечитать, и день вроде прожит с пользой. И на душе становится мягче.
Только каждодневное создание себя помогает раскрыться, расцвести душе. Очень важно понять, что это надо, прежде всего для себя, и есть шаги, которые даются с невероятным усилием, преодолением и которые надо делать вновь и вновь.
Труд. Есть друзья, единомышленники, но очень много зависит от слов, которые очень часто произносит Марк Евгеньевич Бурно: «Попробуйте!» Надо пройти часть пути, чтобы понять — это ли твоё.
Написанное, нарисованное, сфотографированное по-своему — это как ребенок, даже если видишь недостатки, что-то не так профессионально — все равно любишь, как своего ребенка, что-то в душе рождается теплое, светлое — вселенская любовь к этому миру, к себе. Это такие маленькие штрихи, вехи, которые позволяют (цепляться за жизнь) жить и жить счастливой жизнью в этом мире здесь и сейчас.
…Одиночество — грустный удел. Твои трубы звучат неустанно…И нет уже одиночества и меня самого уже много…
Для меня одиночество — это болезненный, тяжелый груз — камень. И ТТС дала толчок к пониманию, что ты имеешь право быть собой, создавать свой мир, свой микрокосм.
Пытаясь как-то решить проблему одиночества, проблему структурирования времени, я поступила в школу дизайна на специальность — художник. Я знала, что у меня одна из главных задач — это самобытность. Но весь первый курс на занятиях от страха — посмотрю, как сосед справа — тоже так немного у себя на холсте порисую, потом как сосед слева, а потом все это «замаскирую» какими-то точечками, штрихами. Результат был — самая оригинальная. Дрессировать себя, и ещё раз дрессировать. В этом году приняли в союз молодых художников. Важно, что нет проблемы структурирования, а есть шанс распоряжаться временем соответственно своим ценностям, потребностям. Надо трудиться, чтобы зарабатывать деньги. Надо время на домашние дела, надо заниматься в студии, на домашние задания, надо взять в чудесной библиотеке альбомы с удивительными репродукциями. Что-то скопировать, посмотреть, что получится, что ближе, что интересно, что очень интересно. И не остаётся времени для тоски, для одиночества. Хочется научиться чему-то новому. И здесь более четко, более глубоко начинаешь понимать, что вроде бы — как все. Все та же голова, те же руки, но ты совершенно другой. Для меня образец человека, личности — это Марк Евгеньевич. Сильный лидер, талантливая личность, при этом все «по-своему». И остаётся «борьба» — не стремиться стать вторым Марком Евгеньевичем…
Через «не могу», «не хочу», «мне это не надо». Делать «выбросы» к самому себе.
Советы:
Для меня ТТС — это быть «полезным» для себя самого, для человечества через творчество, как стиль, образ жизни со своими ценностями, где преобладает нравственность, свет, добро. Это право, возможность быть собою, иметь свою точку зрения, свои занятия, свой круг общения. Общечеловеческая полезность, с чего она начинается? Пожалуй, с самодостаточности, т.е. с себя для других. Жить по-своему во имя Добра — это счастье, жизнь в лучшем понимании. Знание характеров с точки зрения Э.Кречмера — научный подход, он позволяет увидеть: мир такой, какой он есть, и люди такие, каковы они в силу своей природы. И хочется в этом мире жить, и насколько возможно — жить приятно и эффективно. Познавая людей через их характеры, познаешь себя самого, создаешь свой мир, осознаешь свою силу во имя Добра.
ТТС проясняет индивидуальность, помогает создать свой микрокосм, то, что помогает жить в этом сложном, но прекрасном мире.
Дышать, видеть по-своему, жить по-своему — значит «собраться» духовно, а значит происходят духовные открытия, чувствуешь радость жизни соответственно своему душевному складу.
Желаю мужества быть собой. С Любовью Е.А. Прокуда.