Рубрика СТАТЬЯ НОМЕРА
Профессор М.Е. Бурно
Это очерк может помочь психотерапевтам к подготовке к занятию в духе Терапии творческим самовыражением (ТТСБ) с тревожно-депрессивными пациентами. В том числе, с ветеранами боевых действий с хроническим ПТСР, с инвалидностью [1-5].
Сам, ещё в юности, по временам, когда бывало тягостно, тревожно на душе, лечился рассматривая природу и медленно читая русскую классику, общаясь с картинами художников, особенно наших. Почему это помогало? Потому что вольно-невольно выбирал для этого общения близкое себе. То, на что сам был хотя бы немного душевно, духовно, похож — в деревьях, травах, в рассказе писателя, в картине художника. И от этого созвучия яснее чувствовал себя собою, выбираясь из тревожной сумятицы. Чувство самособойности (идентичности), поднимающее из состояния смутной тревожной туманности-неопределённости, какой-то непонятной виноватой бессмысленности существования, — есть вдохновение, светлый смысл своей настоящей или недалёкой будущей жизненной дороги. Это — встреча с одухотворённым собою для добра другим и себе самому. Это целительное переживание нерасторжимо с жизнью тела (быть может, больного), как выразительно рассказал об этом российский терапевт, психотерапевт Александр Иванович Яроцкий [7].
Вот перечитываю рассказ современного калужского писателя Юрия Васильевича Убогого «На реке» [6]. Готов этот рассказ медленно, с охотой, переписывать. Там плохо было Красильникову от апрельской пасмурности, «тоскливо ныло раненое плечо, голова казалась налитой тяжёлой мутью», мучила стенокардия (чувство «распирающего, вбитого в грудь клина»). Представлялся ещё один нажим, ещё один поворот этого невидимого клина — и конец. Красильников как будто повисал над пропастью, весь покрывался липкой испариной, затравленно шарил глазами вокруг, ища опоры и помощи…» Это жуткое состояние прошло после больницы, «страх же осел где-то в глубине души и сопровождал теперь Красильникова повсюду». И вот в начале мая, увидев мальчишек с удочками, он вспомнил «мерный ход воды, одиночество, покой» и решился поехать на мотоцикле вечером на рыбалку. Что там происходило. Речной песок «подался под сапогом и почти по щиколотку проглотил ступню. Хватка его была вкрадчиво-осторожной и цепкой. Красильников улыбнулся, словно видел в этом какую-то игру, и шагнул назад. Песок сожалеюще хлюпнул, отпуская ногу». Спросим себя: всё-таки что тут происходит? А то, что человек не механически общается с природой, а сказочно по-своему, одухотворяя природу, творчески выражая свою душу, делаясь при этом более собою. И подобным образом продолжается и продолжается в рассказе это неповторимое общение человека с природой. «Рядом с Красильниковым крохотный ручеёк впадал в реку, стремясь к ней в какой-то детской, смешной торопливости. В устье его кружилось множество мальков. У самой поверхности воды играли уклейки, не позволяя рассмотреть себя, оставляя лишь мгновенный, то серебристый, то отливающий синим мазок». Этот «маленький, близкий, состоящий из мелочей мир неуклонно разрастается перед его глазами, становится огромным и сложным, затягивает себя». Красильников «всем существом своим ощущал сейчас вечность мира и мгновенную краткость своего в нём бытия. Но в этом чувстве почему-то не было ни горечи, ни боли…»
Поужинав у костра гречневой кашей с мясом, переночевав в спальном мешке, в палатке, Красильников поймал лещей, голавлей. Потом ещё — ершей на уху. «Ерши клевали беспрестанно. Красильникову даже как бы совестно было перед той безоглядной доверчивостью, с которой они шли на крючок. Он с сочувствием смотрел, как, вырванные из воды, они храбро топорщились плавниками». «Уже взявшись за руль мотоцикла, вдруг удивлённо подумал, что здесь, впервые за последний месяц, у него не возникло ни единого неприятного ощущения в сердце».
Настоящий очерк с подробным, думается, важным, цитированием самобытного, истинно российского, русского рассказа есть лишь приглашение психотерапевту, начинающему изучать клиническую Терапию духовной культурой, в мир терапии творчеством, исходящей из особенностей клиники, личностной почвы тревожно-депрессивных расстройств (в широком понимании) [1-5].
Вольно-невольно всматриваясь в природу (в торопливо-детский ручеёк, в «множество мальков», в играющих уклеек), тревожный человек Красильников чувствует-осознаёт вечный, бесконечный, затягивающий его в себя мир Природы, чувствует-осознаёт «мгновенную краткость своего в нём бытия». И не испытывает при этом «ни горечи, ни боли», потому что открывшийся ему бесконечный мир Природы ощущается-понимается бессмертным. Красильников, включённый в этот мир, стало быть, тоже как-то бессмертен вместе с ручейком, уклейкой, ершом.
В ком-то из нас ерша больше, чем уклейки, а кто-то настоящий ручеёк. Всё тут переживается творчески (по-своему) по-разному разными людьми. В зависимости от природных особенностей души тревожного человека, склонного или к религиозному, или к природному, естественно-научному мироощущению, пониманию происходящего в мире. Но почти всегда это — вдохновение: душевный, духовный свет, смысл, радость жизни без тревог и страхов.
Гёте (1783) в своём реалистически-романтическом, синтонном духе пишет о Природе следующее. «Она всё.Она сурова и кротка, любит и ужасает, немощна и всемогуща. Всё в ней непрестанно. Она не ведает прошедшего и будущего; настоящее её — вечность.Она хитра, но только для доброй цели, и всего лучше не замечать её хитрости.Каждому является она в особенном виде. Она скрывается под тысячью имён и названий, и всё одна и та же. Она ввела меня в жизнь, она и уведёт. Я доверяю ей» (Гёте Иоганн Вольфганг. Избранные философские произведения. — М.: Наука, 1964, с 39).
Предполагаю, что это гётевское отношение к Природе созвучно и тем удивительным женщинам, которые в наше время, когда немало живущих бедно пенсионеров, — каждодневно неустанно подкармливают птиц и бездомных кошек. Может быть, одновременно они смягчают этим и свои тревоги, страхи.
Красильников из рассказа Ю. Убогого, по-видимому, человек простонародный с преобладанием синтонного радикала в характере. Человеку замкнуто-углублённому с тревогой в душе может, тоже целебно, открыться Природа, но чаще иная — например, в виде космической вечной, Божественной Гармонии звёздного неба. Гармонии, созвучной его собственной духовной характерологической аутистической, внутренней гармонии.
Литература