Горелов Кирилл Евгеньевич — психиатр, психотерапевт ГБУЗ Психиатрической клинической больницы №13 ДЗМ, филиал №3.
Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ).
Учёный секретарь Центра психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно и Характерологической креатологии ОППЛ
(Центра ТТСБ и ХК ОППЛ).
Член Российского общества психиатров (РОП).
Москва. Россия.
Тел.: +7 (926) 211-01-23
E-mail:
КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ?
О ТАЙНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДВУХ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
При подготовке к проведению очередного занятия группы, перечитывал творческие психотерапевтические сборники разных лет выпуска. В них — стихи, дневниковые записи, очерки, рассказы, написанные ведущими (специалистами) и рядовыми участниками психотерапевтических занятий Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) [2]. Сборники выходят с 1993 года. Выбирал материалы, подходящие для ознакомления с целебным творчеством новых участников наших терапевтических встреч.
Творческие материалы, выбранные и объединённые по задуманной теме будущего занятия, читаем в последующем — вместе с группой «Психологического здоровья»1. Разбираем их, анализируем. Ведь это зд о рово помогает каждому присутствующему — через определение «созвучного» и «несозвучного», через определение «своего» и «не своего», с одновременным изучением, под руководством психотерапевта, основ психологии, характерологии [1, 4] — оживить свои чувства, познать свои душевные особенности, лучше понять, как мы говорим, «себя настоящего». Подробнее разобраться в своём характере, в своих психологических трудностях (если они имеются), научиться преодолевать их. Яснее наметить свой, посильно созидательный путь: в личной жизни, на профессиональном поприще и т. д., исходя из особенностей своей природы. То есть, в широком смысле слова, стать психологически совершеннее, душевно оздоровиться.
Таким образом осуществляется часть нашей терапевтической, психосоциально-реабилитирующей работы с пациентами 2 (с опорой на приёмы метода ТТСБ) [2, 3, 8]. Проводится также психопрофилактическая, психо-педагогическая, личностно развивающая работа. Внелечебная область применения вышеупомянутого психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) получила развитие в виде Характерологической креатологии (ХК) [9]. К этой части работы допускаются не только пациенты, но и клиенты — практически здоровые люди, у которых имеются лишь временные (или остаточные, после болезни) душевные трудности.
Итак, перечитывал сборники… Вдруг показалось — наткнулся на что-то знакомое, читая очередной текст (стихи)… При этом возникло странное ощущение — стихи содержательные, искренние, от сердца, но почему-то пробуждали отрывочные воспоминания о чём-то «похожем» — совсем из другой, простовато-развлекательной, «карнавальной» части нашей жизни. Которая обычно не является предметом интереса участников психотерапевтических встреч. Находится в стороне от глубоких вопросов, которые ставят участники групп, от сложных, тонких размышлений и переживаний, к которым обычно побуждают большинство текстов наших психотерапевтических сборников… Остановился, перечитал несколько раз стихотворение «Учителю» (автор — Лариса Маркина) [11, с. 31] и, наконец, понял причину своей реакции. Поэтические строки имели отдалённое сходство с текстом популярной эстрадной песни.
Сборник стихов и рассказов «Целебное творчество», который держал в руках, был выпущен Издательством Российского общества медиков-литераторов, в Москве, в 1994 году. Несколько поэтических произведений для сборника было любезно предоставлено Ларисой Маркиной. В их числе, небольшое по объёму стихотворение «Учителю», приведём его полностью:
Ты — Вселенная, я — звёздочка в ней
Ты — Океан, я — ракушка
Ты — Вулкан, я — пичужка
Ты — Гора, я — песчинка
Ты — Огонь, я — лучинка
Ты — Айсберг, я — льдинка
Ты — Лес, я — травинка
Ты — Цветок, я — тычинка
Ты — Дождь, я — росинка
Ты — Печаль, я — морщинка
Ты — Смех, я — улыбка
Ты — Музыкант, я — скрипка
Ты — Дом, я — кирпичик
Ты — Свет в окошке, я — сверчок в ладошке
Ты — Фиеста, Праздник, я — серпантин, конфетти
Ты — Алмаз, я — мерцанье
Ты — Любовь, я — дыханье
Ты — Человечество, Вечность, я — человечек,
мгновенье.
А Вам стихотворение-посвящение «Учителю» ничего не напоминает?
Мне показалось, что текст когда-то популярной песни «Зайка моя» в исполнении Ф. Киркорова и А. Пугачёвой удивительно похож на стихи Л. Маркиной. Точных, прямых повторений — заимствований мы не найдём. Но общая идея, ритмика, схема построения поэтических строк весьма схожи. Я начал поиски. Автором текста песни «Зайка моя» значится Плотицын Виктор Николаевич [7]. Некоторые данные указывают на 1994 год, как «год выпуска песни» [6]. Причём в последнем источнике автором текста значится, дословно «Плотицын Виктор (+ коллективное творчество)». И указывается на то, что «песня вошла в альбом Ф. Киркорова «Скажи солнцу: »ДА! «» в 1995 году. Нашёл также, что песня «Зайка моя» «признана песней года в 1996 году» [10]. Далее, для сравнения, приведём часть текста из песни «Зайка моя»:
Зайка моя, я твой зайчик,
Ручка моя, я твой пальчик,
Рыбка моя, я твой глазик,
Банька моя, я твой тазик.
Солнце мое, я твой лучик,
Дверца моя, я твой ключик,
Ты стебелек, я твой пестик,
Мы навсегда с тобой вместе!
Зайка моя!
Ты бережок, а я речка,
Ты фитилек, а я свечка,
Ты генерал, я погоны,
Ты паровоз, я вагоны.
Крестик ты мой, я твой нолик,
Ты мой удав, я твой кролик,
Ты побежишь, а я рядом,
Ты украдешь, а я сяду.
Зайка моя!
Получается, что стихи Ларисы Маркиной и песенный текст Виктора Плотицына «и коллектива авторов» — создавались примерно в одно и то же время?! Года выпуска песни и выхода в свет психотерапевтического сборника (1994) — совпадают. Удивительно.Возможно, творческая идея особого смыслового и ритмического построения этих текстов появилась у авторов одновременно?! Или кто-то из них, примерно двадцать девять лет назад, был первым, и вдохновил другого? А, может быть, упомянутых авторов творчески воодушевил иной — неизвестный нам третий источник?! Ответы на эти вопросы остаются тайной. Откроется ли она когда-либо…
Библиография:
1 Так, группами «Психологическое здоровье» много лет в Психоневрологическом диспансере мы называем, в просторечном обиходе, наши группы, в которых начинаем заниматься Терапией творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) и Характерологической креатологией (ХК). И для пациентов, и для клиентов, особенно для новичков — согласиться, решиться начать работу в группе с названием «Психологическое здоровье» — легче.
Многолетний опыт показал, что приглашение «позаниматься в группе Терапии творческим самовыражением», порой вызывает у тревожных, растерянных, психологически и физически ослабленных унынием, депрессией, неуверенных в себе людей — сомнение, «справятся ли они». Иногда это прямо озвучивается в уточняющем пояснении, следующим за отказом от участия: «Мне, наверно, не поможет. Я не творческий человек, писать, рисовать совсем не умею…»
Доходчиво и «с ходу», не отбрасывая существенное, важное, объяснить новому участнику, что такое Характерологическая креатология (ХК) также бывает непросто.
Наряду с предложением поучаствовать в группах «Психологического здоровья» можем предложить, для начала, занятия Креативной характерологией Горелова К.Е. [5, с. 53]. Это модифицированный (упрощённый) вариант классического клинического метода ТТСБ. В последующем любой из участников, основательно заинтересовавшийся творческим психотерапевтическим подходом с целью своего личностного развития, решения психологических трудностей, терапии, реабилитации, плавно, естественно переходит всё к более серьёзной, глубокой работе с использованием полного арсенала возможностей ТТСБ и ХК.
2 Для ясности уточним, пациентом предлагается называть человека, психологическое состояние которого может быть квалифицировано в виде медицинского диагноза. То есть он болен, например, неврозом, депрессией, циклотимией, дистимией, шизотипическим расстройством личности, шизофренией, биполярным аффективным расстройством, шизоаффективным расстройством и т. д. Пациент страдает сам, возможно, уже нарушено его привычное социальное функционирование, страдают близкие люди. Это не просто «временное психологическое затруднение у здорового человека», которого принято называть клиентом. У клиента нет достаточных для установления диагноза признаков. Есть только разрозненные временные психологические трудности.